Последнии комментарии
к фото
к статьям
Топ 10 статей по
просмотрам
комментам
Подробнее >>
Подробнее >>

Аканбай Тукеев был директором Магнайской МТС?

            Всё не даёт мне почему-то покоя эта история. Нутром, как говорится, чую – что-то тут не так. Напомню в чём, собственно, дело.

            23 ноября  2010 года  по инициативе коренной комсомольчанки А.З Ковалевой на одной из старых могил поселкового кладбища была установлена памятная доска в честь  якобы  захороненной здесь группы первостроителей  УОЗа, погибшей при обрушении одного из зданий в 1930 году.. Никаких документальных подтверждений тому ни у Александры Захаровны, ни у её сторонников  не было и нет. И раздобыть их никто не удосужился. Поверили слухам, молве. Рядом с добром уживается зло… Александра Егоровна и сумрачная троица на постаменте 
Почти одновременно с обнародованием  инициативы, появилась версия о том, что в той могиле похоронены вовсе не строители, а один из видных партийно-советских функционеров 30-х годов. Но документально и эта версия  тоже ничем не подтверждалась. Хотя, на мой взгляд, была куда убедительней. По крайней мере, заключала в себе кончик ниточки, с помощью которого можно было распутать весь клубочек.
Но никто этого делать не стал.   Как-то на удивление быстро успокоился и тот, кто, собственно, и выдвинул альтернативную версию, уроженец Бурлей Марат Тасбулатов. Хотя кто как ни он,  казалось,  должен был бы стоять за неё до конца. Ведь в спорной могиле, по его словам, лежит близкий родственник, родной дядя мамы - Аканбай Тукеев
По рассказам родственников Тасбулатова, Аканбай Тукеев в начале 30-х годов был очень уважаемым, знаменитым  человеком в наших краях. Занимая какую-то большую должность в районе или даже области, он разъезжал на прекрасных, породистых лошадях, впряженных в добротную  бричку. Мало того, являлся неформальным лидером местных казахов. Кроме того, Тукеев обладал большой физической силой, прекрасно владел приёмами национальной борьбы. Однажды заезжий палуан не то из Татарии, не то из Башкирии, желая посрамить, унизить того в глазах земляков, вызвал Тукеева.на поединок. Аканбай вызов принял и вышел из него победителем. После чего земляки на ковре принесли его по всему Утепу. Умер Тукеев не то в 1932, не то в 1933 году. Причем, не своей смертью Его якобы отравила любовница.  Три дня простоял гроб Тукеева в совхозном  клубе, три дня прощались с ним земляки, и  «даже кони плакали».
Вот такая версия, здорово смахивающая на сказку, легенду. Но что-то мне подсказывало тогда и подсказывает сейчас, что именно она  ближе другой к истине.
М. Тасбулатов: «Это могила Аканбая Тукеева»  Кстати, версию Тасбулатова поддержал и один из последних старожилов райцентра А. Васильев.
Потому все эти годы, роясь в старых бумах, занимаясь посильными историческими изысками, я постоянно держал в голове это имя – Аканбай Тукеев. И кое-что уже удалось установить. Главное – в 1932-1933 году директором Магнайской МТС был некто Тукеев. В книге приказов по МТС тех лет  несколько приказов подписаны Тукеевым. А в мае 1933 года  он сам схлопотал строгий выговор с последним предупреждением за подготовку к посевной кампании, вдобавок с угрозой, что «в случае не создания перемен будет привлекаться к уголовной ответственности». Магнайская машинно-тракторная… Директорская приказная летопись 1932-1938 годов Часть 1. Посвящение  Но наш ли это Аканбай Тукеев, не знаю. Считаю, что вполне мог им быть.
Директор МТС, обслуживавшей добрую половину полей  района, конечно же,  был крупной величиной. И попасть  в это кресло мог только человек битый, из партийно-советской номенклатуры. Так что в этом родственники не ошиблись.
Что касается личностных характеристик, то и они, думаю, тоже не придуманы. Возможно, несколько преувеличены, но, подчеркиваю,  не придуманы, не сочинены  на голом месте. В том, что магнайский Тукеев был самостоятельным, весьма уверенным в себе человеком, пусть и  косвенно говорит и такое вот  несколько коряво оформленное впечатление   проверяющего о директоре и старшем механике МТС:  «большой оценки каждый о себе». О заурядности так при всём желании не скажешь.
А вот о трагедии 1930 года так и не удалось узнать ничего нового.
Словом, точку в нашей истории ставить пока рано. Вопрос о принадлежности старой могилы на поселковом кладбище, несмотря на доску, всё ещё остаётся открытым.

Автор: Владимир Иванов

Дата: 2015-09-08

Просмотров: 752