Последнии комментарии
к фото
к статьям
Топ 10 статей по
просмотрам
комментам
Подробнее >>
Подробнее >>

Магнайская машинно-тракторная… Директорская приказная летопись 1932-1938 годов Часть 1. Посвящение

Часть 1. Посвящение.
«Поднятая целина» Шолохова, «Время, вперёд!» Катаева, «Котлован», «Ювенильное море», «Чевенгур» Платонова - классика литературно-художественной летописи первых социалистических пятилеток стояла перед моими глазами, когда я листал в нашем архиве папочки книги приказов по Магнайской МТС 1932-1938 года. Увлеченно читал и перечитывал коллективное творение её авторов, директоров: Керибаева, Шыныбаева, Тукева, Корякова, Синенко, Байсалбаева…
Будь моя воля, созданный ими шедевр издал бы без всякой правки отдельной книжкой. И поставил бы на полку рядом с названными классиками…          В коллективном творении магнайских директоров меньше художественности, метафор меньше, зато правды, перед которой меркнут все на свете метафоры, куда  больше…

Ниже фамилии людей из названной книги, которым посвящены эти мои выжимки из неё.
Одни фамилии, без имён, потому что за каждой, как правило, несколько человек, несколько имён. А то и целые рода, семьи.
В далеко не полном списке, в большинстве своём, лишь фамилии, которые на слуху в районе с  тридцатых по сей день.
Это фамилии предков тех, кто родился и вырос в советские годы  в Ново-Троицке, Борисовке, Ак-Кудуке, Енбеке, Станционном, Бускуле, Талапкере,  других населенных пунктах, находившихся, как тогда говорили, в радиусе Магнайской машинно-тракторной станции…
Каждая строчка будничных директорских записей – это ещё и строчка их семейных хроник…

Абаев, Авраменко(в), Айгарин, Айтжанов, Ажигалиев, Андрющенко, Анищенко (Онищенко), Асанов, Ахметов.
            Бакаев, Бакчаков, Байганин, Байзаков, Баймурзин, Баймухамедов, Балаклеец, Баязитов, Бебех, Безлатный (Безладний), Близнюк, Берекеев, Беркалов, Бисембаев, Бетенов, Бобылев, Бовкуненко, Бозанов, Бондаренко, Брага, Бримжанов, Брябрин, Будилов, Букач, Букораченко, Булка, Бурамбаев.
            Величко, Великородний, Власенко, Волошенко.
            Галеев, Галич, Глущенко, Гниляк, Гнояной, Гомишевский.
            Дербисов, Дерипаска, Джусупов (Жусупов), Диденко, Долженко, Дорошенко, Дудник, Дяченко (Дьяченко).
            Евсеев, Ермухамбетов.
            Жаркенов, Жаппаспаев (Джаббасбаев), Жумагулов, Жусупов (Джусупов).
            Завгородний, Закиров, Захарченко, Зиновьев, Зинченко.
            Ибраев, Иванов, Идрисов, Имбергенов, Иржанов, Ирмухамедов, Исабеков, Искендиров, Исмаилов, Исмуратов, Ищанов.
            Кабылов, Канашкин, Каплун, Каратеев, Кентанов, Ковалев, Коптилов, Косинов, Кочубей, Кравченко, Кузембаев, Кукушкин, Курмангалиев, Кушнир.
            Лавров, Лазаренко, Лежнюк, Лобачев.
            Макаров, Мананов, Мандров, Марченко, Марусич, Маслов, Матюхов, Махмутов, Мергалиев, Меженин, Михайлов, Мых, Мурзабеков, Мухамедгалиев.
            Нагорнов, Наурузбаев, Нехорошков, Никитин, Николаев, Нургалиев, Нуржанов, Нурмухамедов, Нурмухамбетов.
            Осипов, Онищенко.
            Павлов, Падалка, Палий, Пестерев, Пидлужный, Пирязев, Писеуков, Приходько, Проценко, Прохоров, Путилин.
            Рахимбаев, Ржевский, Рыборак, Рыспеков,  Рыжов, Рудийко, Румик.
            Сабадырь, Савицкий, Садовой, Сактабергенов, Самодин, Сарсенбаев, Сегзеков, Сеитов, Скабеев, Смирнов, Спичак, Степаненко.
            Тайгарин, Тажибаев, Танкин, Тарасюк, Тлеулин, Токанов, Туксаитов, Тумбетов, Тургумбаев, Турик.
            Убишев, Уразбаев, Уразов, Ускин, Успанов, Утильбаев.
            Фисун.
            Хабибуллин, Халилов, Хусаинов.
            Цымбаленко. Чупис.
            Шаматов, Шамин. Шахметов, Шаяхметов. Шевелев, Шевченко.       Щеглов.

Обратили, конечно, внимание, на национальное, так сказать, содержание фамилий. Казахи и славяне.
Первый немец - некто «слесарь Ергард Адольф» упоминается в книге  19 августа 1936 года.
Пару раз промелькнула на пожелтевших страницах директорской летописи и моя, наша фамилия.
Не удивился.
Десятки и десятки моих родичей поднимали целину и копали котлованы социализма, не только обильно полив их своими потом, кровью, слезами, но и не раз  осветив счастливыми улыбками, озвучив молодыми задорными песнями…
Они жили верой в светлое будущее своих детей и внуков.
Собственно, во имя светлой  памяти родных, их современников я и обратился к этой теме.

Вторая половина 20-х годов прошлого века. В стране набирает обороты коллективизация – большей частью насильственный процесс объединения мелких единоличных хозяйств в крупные. Если в 1928 году в районе насчитывалось 69 колхозов, то в 1929 году  их уже 126(!), хотя посевных площадей, заметим, не прибавилось.
В помощь колхозам с осени 1928 года повсеместно стали создаваться государственные машинно-тракторные станции (МТС), при которых позднее организовывались политотделы, завершавшие чистку деревни от "классово-чуждых элементов".
Центральной усадьбой Магнайской МТС стал посёлок Ново-Троицкий. К 1938 году «владения» станции простирались от Веренки до Талапкера. МТС  обслуживались колхозы «2-я Большевистская весна», «Ак-Кудук», «Бусколь», «Талапкер», «Магнай», «Жана-Аул», «Берлик», «Имени Сталина», «Имени Будённого», «Джамбул», «Имени Кирова», «Инбек» с общей посевной площадью 18300 га. В отдельные годы в её радиус входили также колхозы «Пламя», «Новая деревня» и даже «Коллективист» из Троицкого района.
Понимаю, что вряд ли кто из читателей расшифрует, какой современное название скрывается за этими реликтами, но на помощь всё же не приду. Не лишу удовольствия догадаться, поломав голову, самостоятельно. Замечу лишь, что сохранено прежнее написание названий. Например, «Инбек» пишется с заглавной «Е». Кстати, населенного пункта с таким названием на карте района уже давно нет.
В лучшие годы в распоряжении МТС имелось до 30 тракторов, шести десятков прицепных комбайнов и десятка грузовиков-полуторок. Для полевых работ также активно привлекался «коровняк», то есть колхозный крупный рогатый скот.
В структуру Магнайской машинно-тракторной входили:  ремонтная мастерская, гараж, конюшня, склады, нефтебаза, строительно-коммунальное подразделение, молочно-товарная ферма, огород, магазин…                    
Страдая  от острой нехватки  техники, хронического дефицита квалифицированных кадров, коллектив станции, как умел, как получалось, всё же делал своё дело. Большое, нужное, необходимое.
Самостоятельности не было никакой. Всё делалось по командам, получаемым сверху, и делалось в основном плохо. Кое-как.
По вполне объективным причинам. Но их не брали в расчёт. За каждым, самым незначительным  сбоем производственного механизма видели злой умысел, а то и происки классовых врагов.
В коллективе, наверное, не было ни одного рабочего, ни одного специалиста, который бы избежал того или иного наказания, которому не грозили бы судом. Всех и вся за допущенный материальный урон нещадно били по карману.
Горячим было и директорское место. И Шыныбаева, и Тукеева, и Корякова, вроде, правильных, энергичных людей, хватило только где-то на год. Около двух лет каждый продержались на своем посту С.Ф. Синенко и И. А. Байсалбаев.
Причём, уроженец Актюбинской области Изтлеу Абдулхакимович Байсалбаев 5 января 1938 года  был арестован Карабалыкским РО УНКВД. Военная коллегия Верховного суда 13 марта 1938 года признала его виновным сразу по четырём пунктам печально знаменитой  58-ой статьи  УК  и  приговорила к расстрелу.
Судьба предшественников Байсалбаева неизвестна…

Среди, казалось бы,  окончательно и безнадежно забитых, бесправных людей, тупого, послушного быдла в директорской приказной летописи ярко отразились и  несломленные, мятежные, способные на поступок  личности.
Бригадир, прекрасно понимая, чем это ему грозит, самовольно раздаёт зерно бедствующим землякам… Конюх упорно отказывается дать лошадь способному его сгноить политотделовцу… Конторская уборщица посылает на три буквы по телефону районного бастыка…
Наконец,  отраженные в приказах факты пьянства, воровства, вредительства, хулиганских выходок – это тоже своеобразные, чисто народные формы протеста, сопротивления. Потому я, без всякого сомнения, не боясь осквернить их светлую память, и привожу фамилии этих «воров» и «пьяниц», «хулиганов»… поневоле.

         Часть 2. Подневольные будни

            Из года в год у директорских приказов популярен был следующий зачин: «За последнее время участились случаи…»
            «За последнее время участились случаи прихода на работу прораба в пьяном виде…»
            «За последнее время участились случаи снятия с работы бригадиров разъездными механиками…»
            «За последнее время участились случаи не выхода на работу рабочих МТМ…
            «За последнее время участились случаи порчи автомашин…»
Ну а самой распространенной концовкой была такая вот: «В случае невыполнения будет поставлен вопрос об увольнении и отдаче под суд (привлечении к уголовной ответственности».
            Коровняк на сверхраннем севе
Посевная кампания в те годы начиналась куда раньше, чем сейчас. Практиковался так называемый сверхранний сев. Так, согласно директорских директив, сев 1935 года в «Коммунаре» и «Инбеке» начали 7 апреля, в «Жана-Ауле» с 6 апреля. Двумя годами раньше, 26 апреля 1933, «за сверхранний сев, не соответствующий почве», получил выговор агроном  Чупис.  Получили своё и агроном Галич с зам директора Андрющенко, которые « курсировали по колхозам неразлучно вместе, живя в каждом по неделе», тогда как был допущен огромный «разрыв между разбросом и заделкой семян» в позабытом им Инбеке – «разбросали на 90, заделали на 5 га».
Соответственно, раньше начиналась и уборка. В том же 1935 году выборочную косовицу хлебов начали с 4 августа.
Перед посевной 1933 года велено было «учесть весь коровняк, который может быть использован в период посевной кампании, указать им задание».
Самолично и собственноручно          
Под 1 мая 1933 года в МТС самолично пожаловал зам управляющего Каззернотрактора и собственноручно начертал в книге приказов, что на день проверки из 57 тракторов  на ходу было  - 44. «За 5 дней вместо 6200 посеяно 1200 или 20%. Планы по колхозам составлены кабинетно. Нет учёта инвентаря, нет плана ремонта, все с/х машины разбросаны в поле по колхозам. Тягловая сила колхозов полностью не используется . В Ак-Кудуке 63 лошади, 56 коров за 3 дня забороновали 65 га.
            Не занимаются подготовкой кадров. Старые не прошли переподготовку. Подготовленные 35 не соответствуют назначению.
            В колхозе «2 Большевистская весна» два новых СТЗ за 5 дней проработали 112 часов, простой 214 час. Вместо 90 вспахано 26 га -29%. Горючего израсходовано вместо 558 литров 1002 – 180%. Инбек – 2 трактора 56 часов за 5 дней, простой 103 производительность 4 га вместо 70 - 6%
            В итоге директор Тукеев схлопотал строгий выговор с последним предупреждением, что «в случае не создания перемен будет привлекаться к уголовной ответственности».
Следом, понятно, как из рога изобилия, посыпались наказания на специалистов МТС . Выговоры, увольнения, штрафы. Сплошь и рядом со следующей формулировкой: « за саботаж и улынивание от работы».
«За большой оценкой каждый о себе»
А до большого начальника, в декабре 1932 года в книге приказов появился приказ за подписью…. «техинспектора облтрактора» Жмыхова, который, наверно, и навёл того большого начальника на Магнайскую МТС.
«За большой оценкой каждый о себе», отмечал он, ни директор, ни старший механик ничего не сделали для устранения отмеченных им ранее недостатков. «Мастерская, где производится ремонт, не отапливается. Рабочей силой не укомпклектована». Продовольствием  и спецодеждой ремонтники не обеспечены, большая текучесть. Нет денег для приобретения запчастей, не практикуются производственные совещания. Командированных в МТС квалифицированных рабочих дирекция «не обеспечивает материальными условиями». Курсовая точка не отапливается, подбор курсантов не качественный.
«Обязую лично директор и старшего механика эти недостатки в пятидневный срок изжить», - резюмировал техинспектор.
Гастроли специалиста по борьбе с с/х вредителями
Приказ от 23 июля 1935 года. «Во избежание заражения хлебным клещем при обмолоте приказываю всем предколхозам выбрать тока исключительно на новых местах… Старые тока, не имеющие никакой ценности для корма скота сжечь».
А вот какую характеристику от директора получил человек, ответственный за это дело: «Специалист по борьбе с с/х вредителями Шевченко Иван  за последнее время гастролирует по колхозам без всякого плана в работе».
Воровство … без ведома начальства
«Трактористы Дяченко Иван и Нагорный А.были посланы в г. Троицк отвезти сено, сломали трактор и бросили на произвол судьбы среди улицы», - отмечалось в одном из приказов осени 1935 года.
Дяченко Иван и Нагорный А., похоже, были ещё те кадры. В директорской летописи они упоминаются неоднократно и всё – не с лучшей стороны. Например, 29 октября 1934 года «за рваческую разлагательскую работу и воровство соломы по ночам без ведома начальства» Дяченко был оштрафован. А Нагорного в конце концов где-то  в 1938-м посадили…
Злостные поломки
Тракторами часто управляли люди, имевшие весьма отдалённое представление о них. Но только в одном-единственном  приказе от 3 октября 1932 года констатировалось, что причиной поломки трактора была недостаточная выучка тракториста Ингарина. В подавляющем же большинстве случаев поломки механизмов расценивались, как злой умысел, вредительство и так далее.
В мае 1934 года «как симулянт» был уволен Нурмухамбетов. Тракториста Токаева Д. сняли с работы «за злостную поломку трактора в ночное время» и отдали под суд. В сентябре 1933 года расплавка Утишом Умбетовым трёх пар подшипников была расценена как вредительство, и опять – « к судебной ответственности».
Расплавка подшипников механизмов, по крайней мере, в 1934 году, судя по приказам, носила поистине массовый характер. «Пятикратными штрафами» за это тогда было наказано свыше ста механизаторов.
Уволить, отдать под суд…
Приказом от 20 февраля 1932 года «Колотея А. и Попель П., как «самовольно сбежавшие с производства», были уволены, исключены со всех видов довольствия. Дело для привлечения к ответственности было передано в органы.
Приказом от 31 июня 1932 года был уволен помощник директора Лац В., «который как в весеннюю, так и паровую кампанию совершенно не подчинялся приказам директора, занимался ведением собственного хозяйства, строил землянку и в отрядах не бывал по целым пятидневкам. Получал от бригадиров ежедневные сведения для отправки в контору МТС, каковые по пять-шесть дней мариновал в карманах, тем самым задерживал отчётность МТС. За дискредитацию МТС, игнорирование распоряжений, невыполнение своей работы, систематические прогулы и пьянки материал подать в парткомитет и судебные органы…  »
Приказ от 23 мая 1934 года. За самовольный уход с работы тракториста Тасбулатова исключить с званья трактористов с передачей под суд. Предложить председателю колхоза Инбек исключить т. Тасбулатова с членов колхоза.
Приказ от 14 сентября 1934 года. За пьянство, халатное отношение к работе, прогулы, выдачу рабочим горькой муки, обвешивание заведующего ларька МТС т. Успанова уволить…
Весовщика в колхозе «Талапкер» Берекеева за растранжирование хлеба с работы снять и отдать под суд.
Пряники… ватными брюками
Как видно из приведённых примеров, трудовая деятельность в МТС стимулировалась в основном кнутом, который одинаково часто гулял как на спинах простых работяг, так и специалистов. «Разъяснить участковым агрономам, что они не получат зарплату до тех пор, пока не будет серьёзных перемен в взмёте зяби», - рекомендовал директор в сентябре 1933 года.
Но были и пряники.
Денежными премиями 29 июня 1932 года были премированы колхозы «Жана-аул» (100), «Талапкер» (75), «Новая деревня» (50), четыре отряда и персонально три бригадира (по 12.50, 7.50., 5.00) и разъездной механик (20 руб.).
Приказ от 21 мая 1934 года. За выполнение норм пахоты и посевов, за хорошее отношение к трактору тракториста тракторной бригады колхоза «Магнай» трактора № 14 т. Асанову выдать премию 12 м мануфактуры и 1 кг сахару, трактористу трактора № 72 Мурзабекову – 3 м мануфактуры и 2 кг сахару.
Приказом от 10 июня 1934 года «за добросовестное отношение к колхозному имуществу, а также вскрытие воровства семян бригадирами колхознику колхоза Магнай Малинбаеву Алиаскару» была объявлена благодарность и выдана премия 50 рублей. «Надеюсь, что т. Малинбаев будет неустанно честно работать и охранять колхозное добро», - писал директор.
Приказом по МТС от 9 ноября 1934 года рабочий Осипов Е., бригадиры Наурузбаев и Власенко были поощрены брюками и фуфайками; молотобоец Мухамедгалиев – ватными брюками; столяр Онищенко, счетовод Исмуратов, агроном Чупис и шофёр Тубетов денежными премиями от 40 до 75 рублей.
Знамёна красные и рогожные
Одним из первых своих приказов  от 22 апреля 1932 года директор  Шыныбаев распорядился «организовать переходные красные и рогожные знамя на весеннюю посевную для колхозов и отрядов». Кому они были вручены и вручались ли вообще, неизвестно.
Время от времени использовались в МТС и такие средства пропаганды и наглядной агитации, как красная и чёрная доски. Например, приказом от 25 мая 1934 года «за систематическое невыполнение плана посевов по пятидневкам» на чёрную доску были занесены колхозы Инбек, Боскуль, Магнай.  Одновременно председатели колхозов были предупреждены, что «если за 5-дневку не будет ликвидирован прорыв, вынужден поставить вопрос о привлечении к ответственности, лишении продпомощи и других государственных льгот».
Агитповозка для культурного обслуживания
Приказ от 5 августа 1935 года. Для культурного обслуживания уборки организовать агитповозку. Для чего прорабу Косицыну совместно с завхозом сделать фанерную будку на парной бричке по указанию и под руководством председателя рабочего комитета.
Так же было приказано «в конторке МТС сделать стол и две скамейки для открытия там уголка читальни, поставить перегородку…»        
Была в МТС и стационарная библиотека. За лето 1935 года в ней сменилось три библиотекаря, причём, все - мужчины: Исмуратов Б., Исмаилов Д., Хусаинов. Второго уволили «как не соответствующего своему назначению» с требованием удержать с него при расчёте стоимость «недостающих книг».
Располагала МТС и собственной «типографией газеты «Ленинский путь». Выпускалась ли газета, непонятно. Но приказом от 5 июня 1935 года ответсекретарём, а заодно корректором был назначен И. Асанов (в других приказах он именуется редактором), старшим наборщиком С. Нуржанов, наборщиком Курша Кентанов, учеником наборщика – К. Ирмухамбетов. Последний вскоре был уволен, а на его место принят Курманбай Кентанов, брат Курши(бай).
А вот клуба на центральной усадьбе, похоже, не было. По крайней мере, для проведения совещания перед посевной 1935 года завхозу было приказано «обеспечить помещение скамейками и освещением», а заодно «приготовить продукты на ужин, завтрак и обед на 50 человек». 
Есть свидетельства, что в колхозах не очень жаловали подобные мероприятия. Вот строки  ноябрьского 1932 года приказа: «за систематический отказ от явки на совет МТС и совещания, срывая тем  самым живые формы руководства, за неявку на совещание т.т. Никулину (Коллективист), Лобачову (Коммунар), Абаеву (Талапкер), Имбиргинову (Жана-аул) вынашу выговор и предупреждаю, что дальнейшие повторения влекут за собой меры вплоть до придания суду и расторжения договора…»
Интересная биография
След ответсекретаря-корректора Асанова, время от времени, кстати, возглавлявшего то механизаторские курсы, то отдел кадров МТС, отыскался в Федоровской «Книге Памяти».
«Асанов Иваш Нургалиевич. Родился в 1909 году. С августа 1934 года сотрудник политотдельской газеты Магнайской МТС Карабалыкского района. В октябре 1942 года пошел добровольно на воинскую службу. Был курсантом Московского Краснознаменного военно-политического училища им. В.И.Ленина в г. Щадринске, слушателем Новоград-Волынского военно-пехотного училища им Харитонова. С ноября 1943 года по октябрь 1944 года помощник начальника 5 части Павлодарского облвоенкомата, с октября 1944 года по май 1948 года - начальник 2 части Федоровского райвоенкомата Кустанайской области. Был женат, имел 2 сыновей. В 1949 году и в начале 1950 года руководил политподготовкой группы военнообязанных, привлеченных к воинской подготовке по линии ДОСААФ. Награды: медали "За победу над Германией", "За доблестный труд в Великой Отечественной войне".
Интересная биография, ничего не скажешь.
«Не допускать безобразного разгула в ночное время…»
Упоминается в книге приказов и баня. 8 декабря 1934 года десятнику Барышникову поручалось подыскать на должность банщика и «не допускать безобразного разгула в ночное время неизвестных личностей». Что это за «разгул неизвестных личностей», история умалчивает. Известно лишь, что за поломанную в ходе его дверь высчитали из зарплаты бывшего банщика.      Ну а новый, точнее новая банщица А. Авраменкова приступила к своим обязанностям с февраля 1935 года. Получала она 15% с вырученного рубля, уборщица – 10 %. при стоимости билета 75 копеек.
Переоценка в сторону удешевления
До отмены натуроплаты и карточной системы в МТС действовал собственный ларёк, обеспечивавший работников станции и членов их семей, по терминологии тех дней, иждивенцев продуктами и предметами первой необходимости.
Приказом от 4сентября 1932 года некто  Торгунову «за продажу продуктов и товаров рабочим и служащим было добавлено жалованье с 15 апреля по 12 рублей в м-ц». А «магазинеру – зав. двором т. Завгороднему Я» предлагалось установить выплату к зарплате нагрузку 25% с 1января 1933 года.
25 августа того же 1933 года, не успев как следует принять хозяйство, очередной директор Коряков распорядился выдать дополнительно по 2 кг продуктов и сейку (муку) 18 работникам, в том числе и себе самому. Была также проведена «переоценка в ларьке в сторону удешевления: чулки дамские до 12 руб, шелк до 15 руб, фуражки до 2руб 50 коп, полушубки до 50 руб».
            «Чтобы можно было телеграфировать о выполнении…»
Не прочь были в МТС и пустить пыль в глаза. Так 29 марта 1935 года директор Синенко велел заведующему МТМ Самодину «переключить все силы на окончании ремонта к открытию пленума обкома партии 2 апреля. Мобилизовать все механизаторские силы с тем, чтобы можно было 1-го телеграфировать о выполнении…»
А «в связи с приближением празднования 15-летия Казахской автономной социалистической советской республики» 13 октября 1935 года бригадиру по ремонту квартир Щеглову было приказано «произвести побелку конторы и всех квартир, принадлежащих МТС». 

А всё начиналось с верблюда
Приказом от 15 марта 1933 года заведующий мастерской тов. Жулдаспаев поехал в Троицк на верблюде. Что там произошло у него с горбатым транспортным средством неизвестно. Только  зав оставил его «на дороге в степи. Утром верблюд пролежал до 2 часов дня без всякого корма в полной упряжке и без всякого надзора». «За бесхозяйственность и нерадивое отношение к гос. имуществу» Жулдаспаев схлопотал строгий выговор. Несколько позже уже  за «преступную безответственность и неповоротливость в работе» незадачливого заведующего мастерской отправили оправдываться на партбюро.
Но это ещё не все. Нагрянувший в МТС  проверяющий отметил в справке, что « результате плохого и  небрежного ремонта 8 тракторов добирались от Магная до Берлика 4 дня», то есть делали около  10 километров день. За это достижение проверяющий распорядился «снять с должности Жулдаспаева и закрепить его за бригадой Берлика, т.е. за бригадой, трактора  которой прошли ремонт через руки самого Жулдаспаева»,  предупредив, что «в случае несоздания перелома будет привлечен к ответственности». 
Перелома, как и следовало ожидать, не случилось, и после сева
Жулдуспаев как не справившийся со своими обязанностями был снят с бригадирства и отправлен под суд. Кстати, вместе со старшим механиком Самодиным.
Берлик пользовался худой славой
Судя по всему, Берлик пользовался в МТС худой славой. Этому колхозу чуть ли не каждую кампанию приходилось помогать всей станцией. Но и помощников там не очень жаловали. Назначенный сюда бригадиром, некто  Пищаев,  вынужден был вскоре бежать из колхоза. За что 2 июня 1932 года ему был объявлен строгий выговор и предложено вернуться в Берлик рядовым трактористом.
7 мая 1933 года Пищаева отправили в  Талакпер сменить не оправдавшего доверие механика. А уже 15 мая «в виду слабого и безответственного руководства»  опять разжаловали его в «рядовые» по следующей формулировке: «систематически симулирует в работе. Спит по целым суткам в то время, как трактора в бригаде стоят неисправными.  13 мая застал Пищаева спящим в 12 часов дня. 4 трактора стояли неисправными. Колхозники жалуются, что Пищаев  ведёт себя неприличным хулиганским образом, угрожает побоями. Замечен в краже семенного зерна».
Раздал зерно колхозникам
В Берлике (с целинных лет первое отделение совхоза «Победа»), похоже, не смотря ни на что, царила этакая анархическая вольница.  В приказе по МТС от 17 августа 1934 года отмечалось, что председатель колхоза мало того, что обмолотил зелёный хлеб, но и ещё «явно сознательно» 50 процентов зерна раздал колхозникам, допустив при этом уравниловку, «дав всем по 8 кг место сдачи государств, нарушив указание правительства о порядке авансирования». Председатель был снят с работы и привлечён к уголовной ответственности.
Вторичная перевейка мякины
Трудный был тот неурожайный 1934 год. На что только не шли люди, чтобы  сделать запасы на зиму для себя и скота. Но их «фокусы», как видно из приказа от 5 ноября 1934 года, не остались незамеченным: «На основе имеющихся материалов агроотдела о больших потерях зерна в колхозах Магнай, Ак-Кудук, Талапкер, приказываю немедленно организовать бригады для вторичной перевейки мякины, где умышленно похоронены большие центнеры хлеба, после чего собрать в скирды солому и мякину».
Вот уж поистине, на мякине не проведёшь…
Сонины
Говорят, новая метла метёт по-новому. Вторым параграфом первого же своего приказа по МТМ вновь назначенный директор Синенко в июле 1934 года велел уборщице Ахметовой С. «содержать контору в чистоте, производить мывку полов раз в пятидневку». Видно, та не очень старалась и через месяц была уволена «в виду халатности».
Принял новую, Сонину Ефросинью. Та оказалась почище первой. Сначала схлопотала выговор за «хулиганские выходки в ответе на запрос по телефону». А через короткое время была уволена за «торговлю водкой и растаскивание ценных бумаг, сохранившихся в архиве».
Столь же незавидна судьба единственной женщины-шофёра Анны Сониной, вероятно, какой-то родственницы Ефросиньи Сониной.
15 сентября 1934 года «за проезд с лопнутым колесом от Инбека до МТМ, отчего пришла в полную негодность камера»  она была оштрафована. А 28 августа 1935 года «за небрежное отношение к автомашине, выразившееся в систематические простои, невыполнение распоряжений начальства, разложение трудовой дисциплины» Сонина была уволена.
С лошадок на велики
В начале 1934 года  МТС располагала всего тремя автомашинами: «АМО» – «для вывоза хлеба колхозов» и двумя «Фордами». Один из «американцев» был закреплён за производственным отделом, другой – за дирекцией. Для оперативного контроля над производственными процессами за ведущими специалистами закреплялись лошадки.
Так приказом директора Тукеева от 27 мая1933 года за ним самим до конца посевной закреплялась – буланая лошадка. Заму Измухамедову выделял -  серую кобылу; Зарицкому (агроному) – серую кобылу; полеводу Успанову – «мерин карый»;  Махмутову  (заму) – «карий выноход» (по-видимому, иноходец); Андрющенко и Галичу (агрономам) – серая кобыла молодая; для строительства – карий жеребец и верблюд; Чупис Е. (огородник) – карий мерин; для МТФ – рыжий жеребец молодой.
В июле 1934 года МТС получила велосипеды, которые получили три агронома, МТМ, автоколонна и «дирекция». При увольнении велосипеды у их владельцев изымались, порой, не без труда. « …Мой приказ о немедленном возврате велосипедов в склад МТС до сих пор не выполнен», - отмечал директор в апреле 1935 года. Впрочем, велосипеды не только изымались… «Выдать в счёт зарплаты и. Домбровской Ф. 1 велосипед марки «Пензенский», удержав с зарплаты его стоимость 150 рублей». Кстати,  одному из утративших доверие специалистов потеря велосипеда обошлась в 700 рублей. Директор в ту пору получал 500, слесарь – 125 и чернорабочий - 50 рублей.
«Левые» и «правые» пассажирские перевозки
Худо-бедно, но, как видели, специалисты транспортом в Магнайской были всё же обеспечены. А вот для прочего люда добраться по своим нуждам до ближнего Троицка или дальнего Карабалыка (так тогда в народе называли Бурли) было проблемой. Водители служебных машин не прочь были «подкалымить» на попутных перевозках односельчан да начальство возражало. Заметят и заставят водителя оплатить из своего кармана проезд попутчиков.
Чтобы как-то упорядочить это дело и для станции выгоду извлечь, с октября 1932 года за проезд на автомашине  «не по служебным и хоз.делам» была установлена плата. Один человек без груза, чтобы проехать расстояние  до 60 км должен был заплатить -20 копеек за каждый километр, свыше 60 до 100 км – 15 копеек, и свыше 100 км – 10 копеек за километр.
Только вряд ли эта мера принесла какие-то ощутимые результаты.  Обратимся к приказу от 10 августа 1933 года. «За последнее время, говорилось в нём, наблюдаются случаи частой гонки автомашины по посёлку Ново-Троицкое, что вызывает не производительный расход горючего». Директор приказывал «прекратить езду по посёлку за разными лицами, при поездке сборным пунктом для лиц, едущих на машине, назначаю около МТС. Шофёр должен быть готов к поездке . Автомашина может даваться только директору и автомеханику и может вызываться последними на дом».
Как выполнялось это распоряжение хорошо видно из приказа  от 26 июля 1935 года: «Шофёр Мергалиев был послан в г. Троицк за ремонтным материалом. Место немедленной поездки, 25 минут ездил по Ново-Троицкому, нагрузив полную машину (15 человек)».
В июне 1936 года плата за проезд в Троицк для рабочих МТС была установлена в размере четырёх, а для всех прочих – шести рублей. В апреле 1937 года, в очередной раз запретив бесплатные перевозки, новый директор установил новые цены. Билеты при этом велено было покупать в кассе. В мае 1938 года стоимость билетов до Троицка и Карабалыка для пассажиров опять поменялась. На этот раз шофёрам, осуществлявшим перевозки, обещалось десятипроцентное вознаграждение с каждого вырученного рубля.
Куролесили как могли
К посевной 1934 года автопарк станции пополнился почти десятком  «полуторок», отечественных грузовиков ГАЗ-5.
Судя по тому, что, наказывая уже знакомого нам Пищаева, директор распоряжался  также: «воздержаться от дачи ему рекомендации на шоферские курсы», быть шофёром тогда считалось престижней, чем трактористом. Несмотря на это, водители МТС дисциплиной не блистали. Куролесили как могли.
Осенью 1934 года шофёр Зимников по плохой дороге гнал свою груженую полуторку с запредельной для неё скоростью 40 километров, а его коллега Приходько «во время поездки в Жана-Аул налетел на поезд». Шофёр Гниляк летом 1935 года «налетел на железный костыль, пробив покрышку и камеру».
Не счесть «подвигов» водителей, находившихся под «градусом».
Всех превзошёл, пожалуй, старший механик Пильчук. В последний день мая 1935 года, на пару с автобригадиром Волосных отобрав автомобиль у одного из водителей, он «прокатился пьянствовать на ст. Магнай». «Затем в Ново-Троицке на скорости 100 км по пути от конторы до МТМ налетел на столб, сломал его, порвал провода». Разбив одну, Пильчук попытался завести другую. Вмешался исполнявший обязанности директора, замполит Куаншалиев. Пильчук не то ударил, не то избил его. Грозил убить.
Безобразная выходка не сошла Пильчуку с рук. Не столько за поваленный столб, порванные провода, поврежденную машину, сколько за покушение на партийного лидера, расценившего происшедшее как выходку классово-враждебного элемента, Пильчук с Волосных были уволены и отданы под суд, точнее – в руки чекистов. Волосных вскоре вернулся. Судьба Пильчука неизвестна.
Огородная, хозрасчётная
Неоднократно предпринимались попытки перевести подразделения станции  на хозрасчёт. Иногда это получалось. Вот приказ от 24окиября 1932 года:  «За умелое руководство хозрасчётной огородной бригадой, которая даёт чистой прибыли 2000 рублей, премировать бригадира огородников тов. Чуписа П.П. в размере 3% отчисленной прибыли».
Из июньского 1934 года приказа узнаём, что «лица, привлекаемые на работу общественного огорода МТС» получали за восьмичасовой рабочий день по 2 руб 50 коп и 500 граммов хлеба.
Сложно и интересно. Насыщенно и непредсказуемо
Сложно жила МТС, интересно. Насыщенно и непредсказуемо. Вот приказ от 4 марта 1934 года. Выразив «пролетарскую благодарность за оказание большой практической помощи в ремонтной кампании» шефам из Ленинграда Казаченко, Дороба, Максимову, директор распоряжается выдать им расчёт, суточные, оплатить дорогу, «7 отвезти на 2 лошадях в Троицк». На 5 вечера назначено собрание, посвященное проводам ленинградцев. 
Разобравшись с помощниками, в следующем параграфе директор подаёт команду «вследствие прорыва в ремонтной кампании»  отменить 6 марта день отдыха.
И наконец третий параграф: «Ввиду снежных заносов 5 марта с.г. объявляю контору МТС с 13 часов мобилизованной для отрытия помещения. Не явившиеся на работу будут считаться прогульщиками. Иметь свои лопатки…»
Кстати, о Ленинграде. Эмтээсовский умелец А. Захарченко в 25 октября 1937 года был командирован в северную столицу на празднование 20-летие Октябрьской революции.
Окончание следует

Автор: Владимир Максименко

Дата: 2011-11-21

Просмотров: 1753