Последнии комментарии
к фото
к статьям
Топ 10 статей по
просмотрам
комментам
Подробнее >>

Самогон на свадьбу дочери и другие сюжеты для шолоховского пера

Как и обещали, публикуем отрывок из книги «Воспоминания» Новгородова Николая Тимофеевича («Как закалялась сталь» Николая Тимофеевича Новгородова). Это правдивый, бесхитростный рассказ о том, как жили в наших краях в первые послевоенные годы. Колхозы, трудодни, облигации, лекции о международном положении. Председатель гонит самогон на свадьбу дочери с разрешения партийного лидера и пашет «трохи для себэ»… Другой напрямую везёт  мясо выбракованных лошадей и коров  в Троицк в обмен на электричество…
            Что ни эпизод, что ни сцена -  то и сюжет для литературного пера шолоховского размаха и мощи.
            Читайте. А ещё лучше – читайте одновременно с рассказом Е. Ибраева об отце (Ердаулет Ибраев: «Хобби отца была работа») и документальной хроникой о Магнайской МТС (Магнайская машинно-тракторная… Директорская приказная летопись 1932-1938 годов Часть 1. Посвящение МАГНАЙСКАЯ МАШИННО-ТРАКТОРНАЯ… ЧАСТЬ 3. КАК СТАНОВИЛИСЬ «ДРУЗЬЯМИ» и «ВРАГАМИ» НАРОДА»… )
            Одно время. Одни люди - наши славные предки, жившие трудной, но чистой, полнокровной жизнью.

            «… Приехал я как-то в колхоз «Еркиншилик», чтобы распространить среди колхозников денежные облигации. Среди людей, которые не получали денег, только трудодни, только колхоз мог поручиться за них. Без председателя колхоза  это мероприятие не проводилось. Обычно казахи-председатели жили в то время как баи. Спали до 10-12 часов дня, и после плотного завтрака,  переходящего в обед, принимались, не спеша, за работу.
Облигации оформлялись списком с росписью колхозников под трудодни. Председатель обычно говорил: «Я подписываюсь на 500 рублей». Бухгалтеру: «Ты, Ахмед, на 300 рублей». Кладовщику: «Ты на 200». Рядовые колхозники подписывались на 50-100 рублей. Все эти средства поступали в фонд обороны или на строительство.
Меня в райкоме попросили заехать в колхоз «Саксаевка», где очень трудно проходила подписка. Приехал я, зашел в контору  колхоза и спрашиваю: «Где председатель?» Техничка ответила, что он уехал в Ключевку.  Я попросил, чтобы она сходила и узнала, дома ли он. Три раза ходила техничка и наконец взмолилась: «Не пойду. Вин дома, самогон гонит».
Я пошел к нему домой. В доме его не было, я прошел к бане. Председатель Колесник шел мне навстречу с вязанкой дров.
-Что вы ходите за мной, проводите сами эти мероприятия.
- Это – государственное мероприятие. А вы тут самогон гоните, хотя это запрещено.
- Мне сам секретарь райкома партии Карпенков разрешил. Я дочь замуж выдаю.
- Кроме райкома партии, есть ещё и милиция.
- Идите, я сейчас приду в контору.
Быстро был собран народ и распространены облигации. Я прочитал в школе лекцию. На обратном пути он пригласил меня в дом. Налил самогонку, включил радио. По радио сообщали, что какой-то артистке выдали Сталинскую премию в 100000 рублей. Председатель говорит: «Бачишь, мы с тобой собираем крохи, а тут сразу 100000». Я промолчал.
Когда мы шли из школы, я ему сказал:
- У вас большая, хорошая школа. Почему не открыть семилетку?
- Я им открою семилетку, а они все в город поутикают. Кто пахать и сеять будет?
В другой раз я приехал к нему  в колхоз во время посевной, распространяя агитационные листовки по выборам в местные советы. Председатель посадил меня в двуколку и повез по бригадам. Передав листовки бригадирам, я прочитал лекцию о международном положении.
Я узнал, что кроме плановой пахоты и сева 800 га, он пахал и сеял значительно больше. Ребята на быках 50-100 га сверх плана. И получали пшеницу на трудодни. У колхозов большое количество хлеба забирала МТС. Поэтому он покупал в соседнем Ключевском совхозе бочку керосина. Просил бригадира тракторной бригады Леонида Кашубу, живущего в Саксаевке: «Ты вспаши мне ещё кусочек земли, то буде и нам, и тоби».
Я считаю, что в то время это было правильным, так как такие колхозы не только выполняли план, но и  ещё  сдавали сверх плана, за деньги. И колхозники получали хорошие трудодни пшеницей и фуражом.
Оттуда я поехал в Подгородку. Там председатель колхоза договорился с Троицким мясокомбинатом. Колхозники сдали выбракованных лошадей и коров. А за это от Троицка ими провели линию электропередач, и в поселке появилось электричество. Но не все председатели были такими предприимчивыми. Некоторые сдавали даже семенное зерно, а потом приходилось брать в долг у государства».

            Р.S.    

            На фото: знаменитые облигации советских государственных выигрышных займов. Эти разрисованные под деньги бумажки были когда-то в каждой семье. Бережно хранились до тех светлых дней, когда государство, как обещали  подписчики,  разбогатев, сполна  рассчитается со всеми своими кредиторами. Чаще всего - подневольными. Но в конце концов «простило» людям свои  долги, а потом и самого государства не стало…

Автор: Андрей Петров

Дата: 2015-08-02

Просмотров: 1161

Комментарии к этой статье:

Комментарий добавил: Eroha
Дата: 2015-08-02

Колхоз не Саксаевка а имени Сталина.Фамилия председателя Колеснисов

Комментарий добавил: Wimax
Дата: 2015-08-02

Очень приятно было встретиться с такими замечаниями. Спасибо! Интересно было бы подробнее узнать о председателе Колеснисове. Да и о самой Саксаевкетоже.

Комментарий добавил: Eroha
Дата: 2015-08-02

вышла опечатка фамилия председателя Колесников