Последнии комментарии
к фото
к статьям
Топ 10 статей по
просмотрам
комментам
Подробнее >>
Подробнее >>

МАГНАЙСКАЯ МАШИННО-ТРАКТОРНАЯ… ЧАСТЬ 3. КАК СТАНОВИЛИСЬ «ДРУЗЬЯМИ» и «ВРАГАМИ» НАРОДА…

Если все бы директорские угрозы отдать провинившихся под суд, привлечь к уголовной ответственности выполнялись, то уже, наверное, через год весь личный состав  МТС пребывал бы в местах не столь отдаленных. Но, как правило, такие приказы оставались без последствий. В худшем для них случае нарушителей отвозили в район, «закрывали» на несколько дней, и, до смерти застращав, отпускали восвояси.
            «Врагами народа» занимались  целая контора, именовавшаяся
политотделом. Это именно с благословения его спецов, как правило, ни в чем не повинных  людей отправляли в тюрьмы и лагеря, а то и под расстрельные пули.
            Создание политотделов было приурочено к началу весенних полевых работ и началось в апреле 1933 года.  Карательная система получила внушительное подспорье, поскольку в штате политотделов оказались так называемые «вторые заместители» начальников политотделов (ЗНПО) – кадровые чекисты. Именно эти ЗНПО оказались в  авангарде борьбы с «врагами народа».
             Полный штат политотдела (укомплектованный обычно далеко не полностью) предусматривал должности начальника, заместителей по партийно-массовой, чекистской, комсомольской работе, а также ставки женорганизаторов и редакторов создаваемых при политотделах газет. Таким образом, политотделы МТС и совхозов фактически были дубликатами райкомов ВКП(б) и одновременно филиалами райотделов ОГПУ. Такое единство в двух лицах политической власти и политической полиции, по мнению Сталина, должно было наиболее эффективно помочь завершению коллективизации. Репрессивная составляющая была в деятельности политотделов главной. В МТС и крупных совхозах происходило выявление и уничтожение «социально-чуждых элементов» и расхитителей (как подчёркивал один из начальников политотделов, воровство в колхозах было главным элементом сопротивления классового врага), подбирались кадры на руководящие должности в колхозах, производился прием в партию механизаторов, бригадиров и рядовых колхозников, контролировалась деятельность сельских партячеек.
            Из всех политотделовских деятелей в директорской приказной летописи чаще всего встречается фамилия уже упоминавшегося И. Асанова, редактора газеты «Ленинский путь». Мимоходом, ненароком в приказе от 20 апреля 1934 года упоминается некто Куликов, который, вероятно, и был первым ЗНПО в Магнайской МТС.
            О принадлежности к этому «чрезвычайному органу партии» неких Долбаева и Куаншалиева, о которых речь пойдёт ниже,  можно только догадываться. Первого директор МТС, вероятно, из-за сверхпочтения   именует «директором по политчасти», второго, кстати, часто замещавшего его на время командировок,  помощником опять же по политчасти.. Впечатление такое, что директор МТС совмещал свои обязанности с обязанностями начальника политотдела, что вряд ли было возможно.
            Судя по приказу от 15 июля 1935 года, политотделовцы получали не меньше главных специалистов и самого директора: «Моему заму по политчасти с 16.2.35 г. установить з/плату в месяц 500 рублей и плюс добавка согласно закона об отмене карточной системы на хлеб  13 руб. Всего 513 рублей»
            Руководители участков неохотно подчинялись командам партийных работников, как могли, пытались им насолить. Особо усердствовали в этом завхозы и конюхи, на попечении которых находились лошади МТС, в том числе закрепленные за политотделом. «Лошади политотдела должна использоваться с их личного указания, что явно и с целью нарушается. 19.04 самовольно взята лошадь пом начальника Куликова», - отмечалось в приказе от 20 апреля 1934 года.
            ЗНПО совали свои носы куда не попадя. Придирались ко всем и ко всему. А потом или катали «телеги» наверх, или бежали с жалобами к директору МТС по самым пустяковым поводам. Свидетельством тому хотя бы приказ от 14 октября 1938 года: « За упорное сопротивление к выполнению своих обязанностей и растаскивание отрезков дерева комбайна, невыполнение распоряжений директора по политчасти Долбаева уборщицу Хусаинову с работы уволить».
            За мудрёной формулировкой «отрезки дерева комбайна» скорее всего никому не нужные деревянные обрубки, щепки, которые женщина, вероятно, намеревалась использовать для топки домашней печи. Но попалась на глаза чекисту…
            Приказов об арестах в книгах немного. Оформлялись они, как правило, по той же схеме, что и приказ от 29 декабря 1937 года: «В связи с арестом органами НКВД тов. Кравченко и тов. Шуруба считать уволенными». Следом за этими товарищами был арестован и сам директор МТС И.А. Байсалбаев. Но никаких записей об этом не сохранилось. Через пять месяцев, в мае 1938 года с той же формулировкой были уволены заведующий мастерской Искужа Жусупов, браковщик Г. Ржевский, старший механик С.М. Смирнов. Судьбы их не известны.
            Казалось, страх перед уголовным наказанием должен был заставить людей ходить по линеечке, отказавшись от самой мысли противиться, сопротивляться властям. Но это было не так. 14 мая «за отказ от поездки в район за делегатами и обзывание моего зама по расчету нецензурными словами» директор уволил своего водителя Онищенко. Как видно из приказа от 22 августа 1937 года совершались и куда более серьёзные проступки: «Комбайнер колхоза Берлик С.Шаяхметов бросал комбайн и сбегал домой , злостно насыпал песку в мотор другого комбайна. с которым работал в одной загонке. Комбайнера Шаяхметова С. с работы снять как политически неблагонадежного, передать следственному органу».
            Этим же приказом и по той же причине политической неблагонадежности был  снят с работы «статистик-кассир» Мананов, который мало что «оказался сыном бая, скрывавшим своё социальное положение», но и «часто занимался пьянкой».
            Вместе с заурядным  воровством, чуть ли не каждое вольное или невольное  нарушение трудовой дисциплины, хулиганство, простое головотяпство расценивались чекистами – политотделовцами как происки классового врага.
            Вспомним историю старшего механика Пильчука, по-пьянке разбившего автомашину, а после набросившегося  с кулаками на замещавшего директора какого-то партийного деятеля Куаншалиева
Типичное, вроде, хулиганство, уголовщина. Но вот вердикт самого и.о.
«Кроме того Пильчук и до этого сделал для МТС очень много безобразного. Совершенный проступок Пильчуком является не иначе, как выходкой классово враждебного элемента». И далее – карать так карать! – Куаншалиев приказывает «выселить членов семей Пильчука и Волосных из квартиры МТС, также отобрать всё имеющееся у них имущество МТС ».       
            Нередко причиной для наклеивания всевозможных, страшных, даже смертельно опасных по тем временам  ярлыков, служили личная обида, личная неприязнь, мелочность и злобливость  различных чекистских  шишек на ровном месте, их стукачей и сексотов.
            2 февраля 1937 года завхоз Гнояной, вместо требуемого «виноходца»,  запряг для поездки очередному партийному бастыку жеребую кобылу,  «которая после поездки заболела». Вину за это бастык тут же возложил на завхоза. Обвинив его во вредительском отношении к конскому поголовью, а заодно в расхлябанности, бесхозяйственности, прогулах, уволил и пригрозил по обыкновению уголовной ответственностью.
            Заключая главу о том, как становились «врагами народа», приведу  добытый из другого источника (сайта Актюбинской области) донос чекистов. Все особенности стиля этого любопытного документа сохранены.

            Сов/ секретно
            Секретарю обкома ВКП(б) тов. Досову

            По имеющимся у нас данным в Магнайской МТС, Нефтескладе царит полная бесхозяйственность, граничащая с явными преступными действиями отдельных работников и руководящего состава. А именно:
            По распоряжению Директора МТС Синенко нефтепродукты, как то: горючие и смазочные продавались по спекулятивным ценам. таким порядком с 1934 по 1935 год запродано и разбазарено Зав. нефтескладом Мандровым 62847 кило нефтепродуктов, из них только в 1935 году разбазарено керосина 12831 и бензина 17616, легроина 2010, автола 8559 и нефти 1290 кгр. В посевную 1935 года зафиксировано целый ряд случаев обвешивания колхозов и кооперативных организаций при получении горючего  - весовщиком Скрипка.
            В 1935 году при обвесе Енбесскому сельпо керосина – 269 кило, в документах показал 309, помимо этого горючего на посевную отпускалось ночью без веса на глаз по документам Нефтесклада и оприходовалось тракторными бригадами за отсутствием весов так же определял по бочками на глаз, тогда как в действительности горючее Нефтескладом воровалось и присваивалось.
            В последствии за пятью бригадами тракторных бригад образовалось недостача 18039 руб, деньги удерживались тогда как люди в действительности не виновны.
            Таким порядком в Нефтескладе образовалось накопление горючего, которое продавалось колхозам – кооперорганизациям и деньги присваивались работниками н/склада.
            В течение 1935-36 гг Алексеевскому сельпо, колхозу «Новый путь» и Челябинской области отпущено около 7 ½ горючего и смазочного. В  вою очередь последние взаимно из остродефицитных товаров предназначенных под хлебозакуп доставили Мандрову на квартиру 2 велосипеда, двухствольное ружьё, патефон с пластинками, мануфактуру и др. предметы.
            Весовщику Скрипкину 1 велосипед, мануфактура, 3-е поросят. мука и др. вещи, за эти услуги указанные организации беспрепятственно пользовались горючим и смазочным на складе Магнайской МТС.
            При Нефтескладе существует черная касса,  в течение 1935-36 г. минуя Госбанка, проводили операции оборотных средств за счёт продажи горючего-смазочного, таким путем через кассу прошло 43796 руб.
            Продажа горючего производилось по запискам Директора Синенко – он же устанавливал и цены с превышением себе стоимости на 20 и больше %.
            Директор Синенко заведомо зная незаконность продажи горючего и в особенности сверхустановленных цен, наоборот сам допускал подобные вещи, чем с другой стороны потворствовал другим работникам н/склада разбазариванию горючего и злоупотреблению.
            Синенко, Ст. бухгалтер Кушнер и Зав. Нефтескладом Мандров систематически пьянствовали, под предлогом приобретения запчастей неоднократно ездили с женами в Челябинск по личным делам, где пьянствовали с Пред. Алексеевским сельпо и Пред. колхоза «Новый труд».
            Из предварительного следствия и проверки качества ремонта установлено, что в 1934-35 г. три трактора завоза 1933-34 г. оказались не отремонтированными, вместо которых по распоряжению директора МТС Синенко из числа списанных было восстановлено три трактора  иностранной марки, в процессе ремонта все три трактора раскулачены, части использованы на другие трактора. В последствии установлено, что восстановленные трактора за счёт раскулаченных СТЗ так же списаны.
            Зав. Нефтесклада Мандров арестован, у которого помимо всего оказалась растрата 1482 руб. Виновным себя в разбазаривании горючего признал, намечаем к аресту весовщика Скрипка за обвешивание колхозов.
            Так же считаем необходимым привлечение к ответственности Директора МТС Синенко.
            Настоящее сообщается для сведения.
            Начальник Актюбинского Обл. УНКВД, капитан Госуд/безопасности Адамович.
            За Нач СПО-УГБ Бахтияров.
2
Параллельно с «конвейером» по производству «врагов народа» в МТС действовала и небольшая «линия» по производству передовиков, ударников, стахановцев, образцовых, высокосознательных строителей социализма.
Приказ №21от 16 февраля 1937 года
            В целях своевременного высококачественного ремонта трактора ЧТЗ стахановца т. Танкина приказываю старшему механику Джунусову, зав МТМ Ющенко с 16 числа месяца организовать  ремонтную бригаду из числа лучших бригадиров тракторных бригад и трактористов с участием самого т. Танкина. Отвести специальный цех с полным оборудованием и отоплением, обеспечить полностью запчастями с таким расчётом, чтобы его трактор выпустить из ремонта в течение 5 дней.
            Механику по с/х машинам т. Захарченко лично самому проверить все прицепные орудия у трактора т. Танкина и обеспечить полностью высококачественным ремонтом и после ремонта проверить качество и принятые акты предоставить мне.
            Предколхоза «2 Большевистская весна» т. Пичугину немедленно организовать  кузнечную бригаду для изготовления прицепов для трактора ЧИЗ т. Танкина. Для этого обеспечить железом и лесоматериалом с таким расчётом, чтобы прицепы были подготовлены к 25.02. Об исполнении сообщить мне».
5 июня и 20 августа 1937 года были изданы по сути приказы-близнецы, предписывающие « в целях обеспечения бесперебойного обслуживания знатных трактористов т.т. Танкина, Нургалиева, Сактабергенова…старшим механикам обеспечить техническим уходом знатных трактористов в первую очередь». Несмотря на это, «в Жана-Ауле трактор Сактабергенова простоял из-за поломки 5 дней».
И больше ничего о «друзьях народа», всё больше о «врагах»…
Бекен Танкин – личность у нас в общем-то известная. В «С-К» (раздел «Уроки истории») под заглавием « Был аул, а кругом темно. Ничего не было» опубликовано выступление члена президиума 2 Всероссийского съезда колхозников-ударников Б. Танкина. А наша статья «В отличие от берберов и пуштунов» открывается фото Танкина с товарищами в кабинете Сталина.
Кто такие «знатные трактористы» Нургалиев и Сактабергенов, мне, к сожалению, неизвестно. Первая фамилия весьма распространена в районе. Вторая на слуху сейчас, благодаря строителю – самородку Кайрату Сактабергенову.
Я сообщил о своей находке Кайрату. Он считает, что это возможно, его отец – детдомовец.

Автор: Владимир Максименко

Дата: 2011-12-02

Просмотров: 1027