Иван Павлович Щеголихин: «Скажи, как ты оцениваешь своё прошлое, и я тебе скажу, кто ты»
…Что нам ни скажут, мы всё исполним через любые трудности. Сказали нам построить первую в мире страну социализма, сделать её сверхдержавой, вооружить так, чтобы её боялись все, как огня, - и мы построили, сделали, вооружили, и все действительно боялись, все с нами считались. А потом сказали развалить супердержаву, превратить её в слаборазвитую страну с превышением смертности над рождаемостью, - и мы развалили и превратили, и не нужны стали ни врагу, ни другу.
Мы снова выпали из истории. Пишем заново учебники, из энциклопедии вырезаем деятелей, исправляем названия городов, стран, вершин и даже рек, героев называем предателями и предателей – героями.
История- мать гражданина. У всех народов. Матери у нас нет. Мы её заменили на матерки.
Была республика частью сверхдержавы, и не самой последней частью. Народ получал образование бесплатно, здравоохранение было бесплатное, промышленность работала, сельское хозяйство обеспечивало не только себя, но и других. Была своя. Академия наук, прославленные деятели культуры, искусства, известные всему миру казахские вокалисты, ученые разрабатывали всё, что требовалось для стратегического развития, имели свой полигон, свой космодром, свои классные кадры. А главное имели навыки созидательной жизни в многонациональной стране.
Держава распалась, и у республики появилась возможность выбора. Или развивать то, что уже имели в составе Союза, или же от всего отказаться, все переоценить, проклясть, как тиранию, национальное угнетение и позор.
Выбрали второй путь.
Кто выбрал? Лучшие люди нации, как мы полагаем сегодня. История, придет время, назовет их иначе.
Победила чернь, как при всякой революции, хотя задумывали её светлые головы. Отвергнуто всё советское прошлое с помощью простого объяснения: мы не можем признавать историю, написанную колонизаторами.
Отказались от советского периода, по сути – от ХХ век, и начали решительно выбрасывать всё, что было связано с достижениями последнего столетия, вычеркивать имена, даты, события, начали свою новую историю – от нуля.
Чем ограниченнее человек, тем очевиднее проявляется его независимость от внешнего мира. Но если он умён, чуток, внимателен, если он болеет за свой народ, за свою страну, за её литературу, культуру, то его глубоко ранит отрыв от мира и погружение во тьму.
Не в нашей власти изменить отношение к прошлому.
Но в нашей власти изменить отношение к прошлому.
«Горе побеждённым» - говорили в древности: vae victis! Но вдвойне горе, когда побеждённые считают себя победителями.
Вспоминаю деда своего Митрофана Ивановича. В конце 50-х после ХХ – го съезда и разоблачения культа личности, ругал Хрущева распоследними словами, - чертово отродье, что он делает! Дед мой, уже старый человек, переживший революцию, гражданскую войну, коллективизацию и вторую мировую, сидел 5 раз, дважды присуждали к расстрелу, казалось бы, надо ему ликовать, злодеи наказаны, справедливость восторжествовала. Но он не радовался, он негодовал на действия лысого придурка. Понял, всё рухнет в такой стране, с таким народом, если дать дуракам волю. Дед мой знал, сколько людей погибло, сколько крови было пролито во имя сильной державы. Вождь своего добился ценой огромных потерь, через великие жертвы. А дурак Хрущёв начал всё разваливать. Я тогда с дедом не соглашался. А потом всё чаще стал вспоминать слова необразованного деда, знающего жизнь лучше образованного внука.
Дед мой был патриотом, государственным мужем, хотя всю жизнь – буквально все свои годы - от этого государства страдал. Но всегда выкручивался и до самой смерти кормил и спасал свою большую семью.
Не зря сидели, не зря страдали, не зря погибали, - создали великое государство! Но появился дуролом и объявил всему миру, что зря сидели, зря страдали, зря умирали. И деду моему стало обидно.
.
Слушаю советские песни и песни Великой Отечественной и с горечью, и с убежденностью думаю: советский человек был! Не обязательно коммунист, но обязательно идеалист, романтик. Был! А потом вышли из лагерей серые зеки, с помощью кагала захватили власть и назвали себя главными. По каким показателям? По количеству лагерных лет, этапов, тюре, пересылок. Но не вы же, шобла околопарашная, создавали великую державу, запускали корабли в космос, строили города и промышленные гиганты, писали песни и книги, создавали фильмы, делали научные открытия – как всё это можно отдать было на разграбление лагерной швали? Шоблы-ёблы.
И что ещё удивительно. Сидельцы многолетние и многострадальные остались людьми достойными, они презирают тех, кто пытается свести счёты с Россией за свое сиденье, счёты с историей. Помню величественную Анастасию Цветаеву, сестру Марины, она никогда не поносила ни власть, ни свои лагерные годы. Аристократизм страдания. Или мой респондент Вася из Балакова. Сидел при всех вождях – и поносит не режимы, а тех подонков, ублюдков, пишущих про лагеря враньё. Какой ты человек, так ты и оцениваешь прошлое. Если ты гавно, то и прошлое твоё гавённое, только не распространяй свою вонь на моё прошлое, на весь народ.
Скажи, как ты оцениваешь своё прошлое, и я тебе скажу, кто ты.
Советский человек был! – как личность многонациональной общности. Советские люди должны быть названы поименно на обелиске в каждом селе, в каждом городе. Поименно! – вечная им память и пример потомкам. Главными признаками советского человека были: любовь к Родине, самоотверженность, коллективизм, верность и честность, постоянное стремление к образованию и культуре, к дружбе народов.