Рамазан Туркенов: «Этот вопрос я буквально выстрадал…»
Почти всегда, когда остаётся без отклика, отзыва поднятая тобой тема, которая вроде должна была быть интересной, важной не только для тебя одного, возникает ощущение обращения к пустоте. Или общения с глухонемыми.
«Мертвыми колоколами» назвал подобный эффект Иван Павлович Щеголихин.
Именно такое чувство охватило меня после публикации в газете «Знай наших» воспоминаний земляков-современников М. Сералина, собранных Р. Туркеновым. («Он умер от горечи за свой народ…» №№ 10, 11, 13). Моментально, тут же на публикацию откликнулась лишь Айгуль Гизатова. По своей инициативе она познакомила с ней родственников одного из учеников М. Сералина Бокана (Абдильгафара) Арыстанбаева. Ещё до публикации «досье Туркенова» откликнулась на призыв «найтись» дочь Рамазана – Мензия и помогла найти старшую сестру Туркенова, 83- летнюю ЗулькиюЖармухамбетову.
Рассказала то немногое, что знала о коллеге Валентина Павловна Пантелеева, она же принесла фотографию с одного из семинаров по изучению опыта его работы.
Зато никто из коллег, друзей, знакомых, а главное из учеников Туркенова так и не откликнулся. Вопреки ожиданиям, никак не заявили о себе представители местной казахской интеллигенции, учителя казахских школ. То есть, те, кому, казалось бы, в первую очередь была адресована далеко не рядовая публикация.
«Никого не обвиняю. Никого не виню. Видимо, были на то свои причины. Но и знать их никого теперь не желаю. Тем более, что этой публикацией, приуроченной к 80-летию Рамазана Туркенова (родился он 16 октября 1926 года), данную тему я для себя закрываю. Свой долг, надеюсь, перед памятью Рамазана Туркенова я исполнил » - писал в заключение.
И вот через обет нарушен.
Решил опять напомнить о Рамазане Туркенове, которому нынче стукнуло бы 90.
Рамазан Туркенов родился в ауле Сералина – Урнеке 16 октября 1926 года. По словам старшей сестры Зулькии, они с братом отца своего не помнят. Росли без него, на руках матери Улпан, сильной, волевой женщины-труженицы. В годы войны в доме Туркеновых с матерью, сестрой, снохами, остался только один Рамазан. Развитой, смышленый мальчишка работал на тракторе и даже возглавлял одно время полеводческую бригаду. Просился на фронт, но не взяли. («- Учись, пока жива, сказала мама Рамазану» «Знай наших» № 8»)
Сразу после окончания войны по настоянию матери Рамазан поступил в Мендыгаринское педучилище. Окончив его, работал в школе и учился заочно в одном из старейших и авторитетнейших в ту пору вузов – Уральском педагогическом институте. Забегая вперёд, замечу, что общая альма-матер, наверное, в значительной степени и способствовала нашему знакомству. Близким назвать его никак нельзя. Встречались мы редко, и в основном на официальных мероприятиях, семинарах, совещаниях. Однажды, помнится, проводя по поручению роно проверку готовности Магнайской школы к новому учебному году, побывал у Рамазана Туркеновича дома. А так всё больше - мимолётно, на бегу.
Работал он всю жизнь учителем. До 1 января 1970 года в Урнекской восьмилетней школе, а с 1970 года до пенсии – директором Магнайской восьмилетки. По-моему, был всегда на виду, и, прежде всего, как учитель. Что касается директорства, то отличится в этой должности, быть хорошим для всех, угодить и властям, и школьникам с родителями, и коллективу, чрезвычайно трудно. Но – тянул, и тянул, кажется, неплохо. И если бы оставил после себя какие-то записи, то мы получили бы возможность наглядно убедиться в том, чего это Рамазану Туркеновичу стоило. Впрочем, не уверен, что таких записей не было. Вопрос в том, где теперь они?
Да и не в директоры, думается, ему нужно было бы идти, а в какой-нибудь научно-исследовательский институт. Случись это, уверен, сегодня мы знали бы о Мухамеджане Сералине куда больше, чем сейчас, и был бы он куда ближе, куда понятней землякам, чем сегодня.
Именно Рамазан Туркенов первым через десятилетия почти полного забвения на родине напомнил им о выдающемся человеке, журналисте, учителе, просветителе. Начав с институтской дипломной работы, практически весь свой урнекский период Туркенов по крупицам собирал воспоминания, свидетельства о нём учеников, односельчан. Рылся в доступных ему газетных, книжных источниках. И щедро делился добытым поистине бесценным богатством с областными и республиканскими журналистами, учеными. Взамен просил только об одном – помочь в присвоении Урнекской школе имени Сералина. С этой же просьбой несколько лет унизительно обивал пороги райкома партии, райисполкома.
Это с его подачи в первой половине 80-х годов заговорило о М. Сералине областное радио, вспомнила областная казахскоязычная газета «Коммунизм таны». «Ко мне зачастили люди из области, из Алма-Аты. И так без конца», - писал он. Одним Туркенов был нужен для диссертации, другим – для острого газетного материала. При этом о самом Туркенове вспоминали крайне редко. Даже при открытии памятника Сералину о нём не вспомнили. А школе в ауле Сералина, как теперь выясняется, так его имя, оказывается, и не присвоили. Несмотря на все заверения.
По-моему, нигде и никогда в республиканских изданиях не печатались во всей полноте и собранные Рамазаном Туркеновым воспоминания. Даже после того, как они появились в «Знай наших». Не знаю уж почему. Может быть, потому, что в них совсем не тот Сералин, каким он представляется заработавшим себе имена на нём журналистам и ученым.
К сожалению, лишь фрагменты этих, по сути своей, бесценных документов удалось опубликовать и мне в 80-х. Сначала в районной, затем – в областной газетах. Всё что-то не такое, не правильное, не интересное находили в них доморощенные цензоры.
Рамазану Туркеновичу таких уродливых выжимок было мало. Он хотел, чтобы «досье» его было опубликовано полностью. О чем ещё раз и попросил при последней нашей встрече.
Столкнулись с ним на улице. Случайно. Рамазан Туркенович выглядел усталым и расстроенным. Может быть, после очередной ничего не давшей «прогулки» по коридорам власти.
- Возьмите вот, - протянул он, поздоровавшись, папку-скоросшиватель. – Здесь всё. Больше доверить некому.
«Благодаря Туркенову, собранным им материалам, Сералин стал для меня и ближе, и понятней. Более того, познакомившись со всем написанном о нём, нашел в Сералине человека, близкого мне по духу и образу мыслей. Его «Айкап», в определенном, конечно смысле, как бы предтеча нашего неформального самиздата. Да и сам Сералин оставался всю жизнь неформалом, то есть самостоятельно мыслящим, знающим себе цену человеком. Один лишь пример тому. Под угрозой потери партбилета, который он, кстати, как и я, получил в 47 лет, когда его заподозрили в религиозных чувствах, Сералин заявил: «Верю в сущность бога, в вечность бытия, возмездие, но отрицаю всякую церковность». Ни с теми, ни с другими, короче. Сам! С грустной улыбкой читал строки о том, как прятал Сералин от недругов свои книги и журналы. Подобным же образом, спустя несколько десятилетий, зарывали в землю наши крамольные самиздатовские листочки мои друзья, спасая их, спасая себя ».
Это строки и послесловия к публикации в «Знай наших».
В 2011 году Толену Рамазанулыудалось, пусть и не надолго вернуть статус основной школы Урнекской школе.
Это в результате его многократных настойчивых «наездов» на районного и областного акимов садик «Сказка» сменил своё девическое название на более актуальное – «Айналайын» И кому, как не ему, наконец, разобраться в том, присвоили или нет Урнекской школе имя Мухамеджана Сералина . Ведь этот вопрос его отец «буквально выстрадал».
Автор: Владимир Максименко
Дата: 2016-10-16
Просмотров: 1092
Последнее фото
16 октября 2017 года...
Фотогалерею фронтовиков района смотрите в разделе «Просто фото»
Голосование
Как вы относитесь к намерениям властей переименовать улицы с советскими названиями?