Последнии комментарии
к фото
к статьям
Топ 10 статей по
просмотрам
комментам
Подробнее >>

«Легче плюнуть, продать и уехать, с глаз долой»

Вот и сбылось наше давнее пророчество (см. «Төлен РАМАЗАНҰЛЫ пишет, Сергей Витальевич отвечает»). В результате многократных настойчивых наездов проживающего в Павлодаре Толена Рамазанулы на районного и областного акимов садик «Сказка» сменил своё девическое название на более актуальное – «Айналайын».
Но с переменой названия как было  в посёлке два садика (при советах их было десять!), так и осталось.
Зато теперь один официально – казахский, а другой – русский.
Из трёх средних школ – одна казахская, или, как принято говорить вслух, «на казахском языке обучения».
Что-то страшное, дикое, режущее не только слух, но и душу чуется в таком выпячивании.
Русская школа, казахская школа, русский садик, казахский садик…
Почти по  Киплингу: «Запад есть запад, восток есть восток, и вместе им не быть никогда».
Или вот у Щеголихина в последнем повествовании: «Внешне мы вместе, а сердцем врозь!...  Прописаны вместе, а живём врозь ».
И раскол, раздрай этот, страшно подумать, начинается с садика, где под одним грибком возятся в песке исключительно русские ребятишки, а под другим – исключительно казахские балалар.

Как тут не согласиться с известным общественным деятелем Пётром  Васильевичем  Своиком,  заявившем на одном из «круглых столов» буквально следующее:           «Пора понять, что разделение школ на казахские и русские – это безумие, диверсия под стабильное будущее, потому что у выпускников разноязычных школ формируется разное мировоззрение. Поэтому языкам надо учить настолько толково, чтобы в средних классах появлялась возможность часть предметов преподавать на русском языке, часть – на казахском, часть – на английском. Это сложно, на это потребуется больше времени и средств, чем на ФИИР, но это в десять раз важнее» ( «Взгляд» от 28 октября 2011 года).
Наверное, не только Своик понимает опасность, которую таит в себе разделение школ и дошкольных учреждений по национальным признакам. Вот только что прочёл на одном из отечественных сайтов: « В Казахстане З3 школы реализуют обучение на трех языках, где предметы естественно-математического направления изучаются на английском языке, а предметы гуманитарного цикла – на родных языках. Кроме того, в новом учебном году планируется апробировать в 35 школах полиязычие в школьной программе, а также изучение английского языка с 1 класса и в дошкольном образовании»
И тут же рядышком другая Интернет – весточка: « С 14 июня 2012 года  в эфире Национального телеканала «Казахстан» трансляции Чемпионата Европы по футболу проходят исключительно на казахском языке. До этой даты вещание было смешанным. И это, несмотря на то, что  UEFA с нашей страной заключались договоры на смешанное вещание. Однако по неизвестным причинам чиновники по результатам полутора туров отменили русский язык на Национальном телеканале «Казахстан», несмотря, кстати, на угрозу штрафных санкций».
Полиязычное обучение, если оно ещё к тому же приживётся на нашей очень своеобразной почве, это, конечно, хорошо… Но есть рецепты и проще, испытанней, надежней.
В годы нашей учёбы основной корпус Бурлинской средней школы представлял собой длинный и приземистый саманный барак.  В этих неказистых белёных стенах находили себе многолетнее пристанище сразу две школы: одна с русским языком обучения, другая – с казахским. И ни одной из них такое соседство не мешало. Наоборот шло только на пользу. После уроков у одних на казахском, а у других на русском, на переменах, в живом, неформальном общении мы общались между собой и на том, и на другом, обзаводились друзьями, не задумываясь над тем, кто какой национальности и на каком языке говорит.
Тот же  Своик резонно полагает, что русскоязычие - это казахстанский феномен и объективный фактор, к которому можно по-разному относиться, но необходимо признать как данность. Казахским же  языком, по его мнению, должен владеть каждый приличный казахстанец, и любая выборная должность должна быть сопряжена со знанием государственного языка.

И напоследок – ещё фрагменты из романа «Между прошлым и будущим» Ивана Павловича Щеголихина («Простор» № 3, 2012).  Кому для размышления, кому в назидание…

«Сколько бы не говорил Президент о многонациональном государстве, тем не менее, стихийно и последовательно, настойчиво и упорно строится мононациональное государство – и в подборе кадров, и в подготовке, и в настроениях и предложениях, и во всей атмосфере общества. Пенсионер, живущий в доме рядом с базаром, рассказывает – каждый день звонят ему в двери торгаши, продай квартиру, ты русский, всё равно уедешь, а мне надо жить, базар близко. И сколько ни говори «строим правовое государство» - некому его строить, легче плюнуть, продать и уехать, с глаз долой.

Казахи строят себя - для себя. А русские для кого?
Казах прав морально – он на своей земле, дарованной ему Аллахом (а точнее Чингисханом). Русский здесь тоже прав - по закону.

Казах прав этнически, русский прав юридически. Какое право у нас сегодня сильнее? Первое… Вот почему у нас отъезды будут и будут. Пока не произойдет отбор, а какой – трудно пока сказать. Одно ясно всем – русские сегодня являются важным фактором сдерживания грызни между жузами.
… Сто лет назад Бисмарк сказал: для построения социализма надо взять страну, которую не жалко. Теперь для демократии опять взяли страну, которую не жалко.

            … отъезды – действительно проблема очень и очень серьёзная. Верхогляды ее недооценивают, особенно в казахской прессе, успокаивают себя и других, дескать уедут одни, приедут другие, какие тут могут быть проблемы?
Уедут свои, а приедут чужие. Свои – с кем вместе строили города, заводы, вместе сражались плечом к плечу в жестокой войне, вместе овладевали знаниями, достигали высот в искусстве, в литературе, в культуре, радости делили и горести, жили одной семьёй в бескорыстной дружбе, - они уедут… А приедут другие, издалека, по контракту: «Принеси, подай, отнеси» - и вся дружба.

            Надо осознать – двуязычие в Казахстане будет долго, даже если все русские отсюда уедут».

Когда-то в Славянской средней школе, открытие которой запечатлено на фото, было до полутысячи учеников доброго десятка национальностей. Сегодня их от силы 100…

Автор: Владимир Иванов

Дата: 2012-06-18

Просмотров: 1649

Комментарии к этой статье:

Комментарий добавил: Сергей Сажка
Дата: 2012-07-01

Сказано давно: разделяй и властвуй. Будем надеяться, что народ окажется умней своих горлопанов.

Комментарий добавил: Artstudio
Дата: 2012-07-01

 

Если уж при Советах с объявленной Дружбой народов не всегда удавалось добиться перекосов, то в национальном государстве они запрограммированы изначально фактом своего существования
Что мешало дублировать название на двух языках? Что мешает сделать это сейчас? Почему заезжие гости поселка в данном случае добиваются лучшего исполнения законности, чем жители? Да, и ведь не только свое мнение он выражает.
Правильно ли я понимаю, что введение полиязычности с младших классов вероятно приведет к айтматовским манкуртам-космополитам?

Комментарий добавил: Сергей Сажка
Дата: 2012-07-02

Я скажу просто,те кто мог бы возразить или отстоять просто попукивают.Все боятся остаться без обычной кормежки и поэтому идут на компромис. Сейчас сплошь и рядом все находят для себя моральное оправдание.Идея порой бывает смертельна...

Комментарий добавил: Artstudio
Дата: 2012-07-03

Не все ведь у кормушки, есть еще родители детей и родители родителей (старшее не "бесбашенное поколение" :-), которые могут обратиться к руководству детсада, поселковому акимату, написать обращение к акиму района на его сайте не сходя с места. А то молодежь порицать по поводу и без - грамотеев уйма.

Комментарий добавил: Сергей Сажка
Дата: 2012-07-03

Дак вот почему и происходит все ЭТО! Никто не идет сказать,никто не идет делать, никто не хочет, чтобы все было правильно.Полнейшее отсутствие активности.Как есть анекдот: папа спрашивает маленького  сына  :что вы сегодня в садике делали? Кушали отвечает сынок. А еще что? - спрашивает папа. Спали- отвечает сын.А еще что ? какалиот так и у нас в обществе.Кушаем,спим потом какаем.И все.Какойто ошалелый агай за тридевять земель живущий командует как и что переименовать.А мы все кушаем и какаем. Его не волнует как сводят концы с концами его же соплеменники по забытым Богом деревням.Но вот что нужно переименовать улицу,поселок и вместе с тем все почтовые адреса и потратить огромные деньги это он считает своим национальным долгом.Это очень важно для страны.