Последнии комментарии
к фото
к статьям
Топ 10 статей по
просмотрам
комментам
Подробнее >>

Не последние фигуры районной культуры

Это сегодня игра на баяне – хобби, увлечение. А когда-то это было, можно сказать, профессией. И профессией востребованной. Лишним свидетельством тому хотя бы статья тогдашнего заведующего районным отделом культуры Виктора Булавина «Гармонист – не последняя фигура», опубликованная в газете «Знамя коммунизма» 9 января 1964 года.            Приведу её почти полностью – как никак очень даже любопытная страничка истории культурного строительства в районе.
Вспомню и  тех из «не последних фигур», с которыми сводила и разлучала судьба:  Николая Ивановича Карпычева,  Сашу Коротчука, Григория Васильевича Видюка, Владимира Мироновича Гевела. Шведа Анатолия Мартыновича тоже вспомню, Володю Бусыгина
            А вот человека с баяном на фотографии ниже, никак припомнить не могу. Хотя и свой – бурлинский….

1. Гармонист – не последняя фигура
«Недавно к нам в отдел культуры пришел молодой человек и представился:
- Виктор Седухин, из Станционного совхоза. Хочу учиться на баяниста.
Визит меня искренне обрадовал. Когда человек идет сам на работу в культуру, это очень хорошо. Такой человек будет работать с огоньком,  с душой. А в нашей работе это имеет первостепенное значение,  неинтересные концерты обычно бывают оттого, что руководители художественной самодеятельности (ими в селах чаше всего бывают гармонисты)  относятся к своему делу равнодушно, как говорится, отбывают номер. От таких людей наши клубы надо освобождать, а вместо них посылать учиться молодежь…
Гармонист и раньше не был последней фигурой в селе, а теперь его роль особенно возросла. Каждый гармонист, руководитель музыкального, танцевального, драматического коллектива должен знать музыкальную грамоту, основы композиции, режиссуры и т.д. Как можно подготовить такого специалиста?
Кустанайский областной Дом народного творчества объявил прием на годичные курсы баянистов, шестимесячные -  руководителей духовых оркестров и танцевальных кружков… Курсы платные, за счет совхозов и предприятий. Курсы баянистов – 730 рублей, курсы духовиков – 365 рублей, курсы руководителей танцкружков – 330 рублей. В эти суммы входит стипендия курсанту – 30 рублей в месяц и квартирные – 10 рублей. Желающие учиться самостоятельно вносят меньшую сумму – от 90 до 250 рублей. ( для большей ясности нужно, наверное, сказать, что среднемесячная зарплата тогда составляла 100-120 рублей).
            …В Магнайском совхозе имеется неплохая художественная самодеятельность. Однако директор В.Ф. Румик решил направить ещё одного человека на курсы. Так должны поступать и другие руководители хозяйств, где нет баянистов, дирижеров и т.д. Ведь с кадрами культработников в районе обстоит не вполне благополучно. Боскольский совхоз приобрел для клуба духовой оркестр,  а дирижера нет, и инструменты лежат. В Станционном на центральной усадьбе и четвертом отделении нет баянистов, в клубах царствует скука…
И скупиться на средства здесь никак нельзя. Окупятся с лихвой.  Вспомним, какие огромные средства  тратят совхозы на подготовку механизаторов. А потом механизаторы уезжают. И не один директор совхоза на вопрос, почему увольняешься, слышит в ответ: «Скучно у вас в совхозе»…

            2. Не последние фигуры - персоналии
Почти обо  всех этих, по-своему памятных и дорогих мне людях, я уже писал. Но  так вот сообща, всех вместе  - никогда. Потому  - не грех и повторится…
Николай Иванович Карпычев
Бурлям начала 60-х, считаю, очень повезло с Николаем Ивановичем Карпычевым, являвшемся здесь  в одном лице и директором Дома культуры, и художественным руководителем. И та, и другая ипостась вполне подходили  этому высокому, красивому, талантливому, никогда и никому, по-моему, не кланявшемуся человеку. Фронтовику. К нему тянулись и взрослые, и молодежь. И – какие взрослые! Можно сказать, весь цвет тогдашней районной интеллигенции. Когда  не заглянешь в игровую комнату, всегда застанешь там режущихся  в шахматы стихотворца  Глеба  Алексеева, журналистов Кузовихина, Рукавишникова и так далее, и так далее. А в кабинете Карпычева через стену – то ли очередная репетиция художественной самодеятельности, то ли просто дружеские посиделки творческой молодежи под баян.
К нему тянулись все. Меня лично он привлекал  непривычной для тех  дней самостоятельностью суждений, какой-то духовной независимостью, природной интеллигентностью. Ещё - очень сдержанным, выражусь так, отношением к коммунистической советской власти, отправившей его в годы войны в штрафбат. Ни за что. Почти мальчишкой.
Вершиной деятельности Николая Ивановича в Бурлях стала созданная им агитбригада, занявшая в 1963 году первое место на областном и второе – на краевом смотре агитбригад. Это достижение  стало  вообще самым первым заметным успехом  художественной самодеятельности района. Немало талантливых, по-настоящему интересных людей самых разных профессий входили  в агитбригаду Карпычева. Была среди них и Надежда Семёновна Письмиченко. Мама заслуженной артистки России. «Заслуженная артистка района», как нарёк я Надежду Семёновну в статье, посвященной Светлане и её родителям в «Знай наших».
Впрочем, об этом, и куда подробнее в статье - «Гори, гори, моя звезда… »
Саша Коротчук
Для меня Коротчук навсегда Саша, потому что друг. Изрядным шутником был, наверное, тот, кто некогда одарил Сашиного пра-пра-предка такой фамилией. Потому что ростом Саша не коротышка-коротчук, а богатырь под два метра. В район он попал сразу  после окончания техникума культуры по распределению – отработать положенный срок. Должность его называлась – методист районного Дома культуры. В ней его я почти не знаю, помню лишь, что один сезон Саша выступал  в агитбригаде Карпычева.
А потом – армия. Нас с ним призвали одновременно. Добирались до службы одним эшелоном, в одном вагоне. Учились военному делу в одной сержантской школе. А потом  до дембеля служили в одной части. Я – в инженерном отделе, Саша – в роте инженерно-технического обслуживания  и охраны. И баян для него в части нашелся.  Но развернулся по полной,  во весь свой музыкальный талант,  Саша только на последнем году службы. И помог ему в том я.
Дело в том, что мой шеф, главный инженер дивизиона Геннадий Павлович Грязнов возглавлял ещё и партийную организацию части. Приближался полувековой юбилей революции 1917 года, и кому, как не парторгу, было возглавить подготовку к этой дате. К тому же объявили полковой смотр художественной самодеятельности. Зная мои таланты и увлечения, Грязнов немедленно обратился ко мне. Не по службе, а по дружбе: « Выручай! Отпуск гарантирую!»
Какие проблемы? Не медля, сел за сценарий. А когда отцы-командиры его утвердили, подключил Сашу Коротчука. В итоге такой концерт с ним на пару отгрохали – закачаешься! В ноябре 1966 года дивизион назвали победителем полкового смотра, а наш сценарий полк взял за основу своего выступления на смотре дивизии. И тоже победил.
Сашу немедленно привлекли к подготовке дивизионной самодеятельности к армейскому смотру, опять же на основе нашего сценария, а меня как режиссера заменили. Нашли профессионала. Весной 1967 года,  как и обещал майор Грязнов, нас  с Коротчуком отправили на побывку домой. А вот «дембельнули» Сашу по причине участия в юбилейном армейском  смотре художественной самодеятельности почти на месяц позже, чем меня. В Москве он представлял уже все наши войска. Ракетные. Стратегического назначения. И сценарий программы на московской сцене тоже был наш. Приглаженный, идеологически напомаженный, но наш…Мы – ракетные войска
После армии мы с Сашей не виделись, пока однажды вечерком, лет через сорок с лишней после последней встречи, он не предстал в моем доме. Транзитом. Со всеми своими чадами и домочадцами. Но без баяна. А так хотелось, вдоволь угостившись, выйти с ним из дома на улицу, как тогда после смотра - из армейской проходной вместе с майором Грязновым – и вдоволь погорланить вдогонку своей армейской юности.
Григорий Васильевич Видюк
Одним из самых востребованных гармонистов Комсомольца в 50-60-х годах был Григорий Васильевич Видюк, колоритнейший человек, бывший матросом легендарного линкора «Марат». Постоянной работы у него, по-моему, никогда не было. Но и баяном одним он неплохо зарабатывал. На разных семейных торжествах, куда его за неимением ничего лучшего охотно приглашали, в детских садиках и школах, доме культуры, прочих подработках. Особенно много работы у Григория Васильевича было на праздники, а из праздников – на новогодних. Но на утренниках да корпоративах под елочкой баянист – хорошо. Но мало  Дед Мороз, Снегурочка ещё требуются. А они на доргах не валялись
Желавших побывать в их шубах, тем более умевших бы по-настоящему увлечь ребятишек, было совсем немного. Одно время (конец 60-х – начало 70-х) достаточно высоко котировалась наша троица: Григорий Васильевич, я – Дед Мороз и методист районного Дома пионеров Людмилой Т. Помнится, мы умудрялись проводить до пяти утренников и «вечерников» в сутки.
Выдержать такую нагрузку было непросто ещё и потому, что после каждого хозяева обязательно приглашали к столу, принять по рюмочке. Откажешь – обидишь. Помню, после одного такого похода по утренникам просыпаюсь вечером на диване в кабинете самого заведующего районного отдела образования, а надо мной моя снегурочка  горючими слезами обливается. Оказывается, проведенными утренниками с обильными возлияниями после каждого, свалившими  меня с ног, наш рабочий день не закончился. Впереди  был вечер для ё старшеклассников  в школе.
Всё обошлось. Горючие слёзы внучки разбудили Деда Мороза вовремя. А Григорий Васильевич, сколько бы ни принял, всегда был в форме   И во многом благодаря этому его свойству, новогодний вечер в школе прошёл на «ура». Как снегурочка горючими слезами обливалась
            Владимир Миронович Гевел           

            Рассказывал я уже и о Владимире Мироновиче Гевеле СЛЕПОЙ МУЗЫКАНТ ИЗ СЕМЬИ «ВРАГА НАРОДА». Свел нас пионерский лагерь «Орленок», где мы вместе провели не один сезон. Мироныч, как звали его друзья и знакомые, стал  своеобразной фишкой, знаменитостью «Орленка» конца 60-х – 70-х. Любили, не любили, но с подчёркнутым уважением  к слепому музыканту относился весь обслуживающий персонал, да и дети не обижали. При этом сам Мироныч никакого особого внимания к себе не требовал. И трудился без всяких скидок и поблажек. С утра до вечера не умолкал в лагере его баян.
С Миронычем  мы довольно близко сошлись. Но лишь много позже он поделился своей «страшной тайной». Его отца расстреляли как врага народа… И это не могло не наложить отпечаток на всю его жизнь, характер.
-Любой мог нас оскорбить, унизить, обидеть. Принадлежность к семье «врага народа» делала нас как бы людьми второго сорта. До самой реабилитации отца в1960 году ловили мы на себе косые, неприязненные взгляды, - вспоминал Мироныч.
Владимир Бусыгин
С Бусыгиным Владимиром, молодым преподавателем музыкальной  школы, нас тоже свёл лагерь. И в отличие от Мироныча, не на всю жизнь, а всего на один лишь сезон. Я тогда командовал военно-полевыми сборами старшеклассников и сказал как-то Володе, что неплохо бы нам было обзавестись своей строевой песней. И вскоре Бусыгин наиграл мне мелодию и протянул тетрадный листочек со словами песни. И мы запели. Не очень складную, не очень ладную, но свою песню.
Не знаю, где теперь Бусыгин, как сложилась его судьба. Но листочек со словами юнармейской песни сохранил. Познакомьтесь с ними и вы:

Сегодня мы совсем ещё не воины,
Мы призывники.
Страна доверит нам охрану Родины
Быть может, завтра, через год,
а, может, три.
Припев
Повыше ногу, печатай шаг,
Смотри на небо голубое.
Сожми покрепче автомат.
Что побывал на поле боя.

И караул ночной, и кухня с тактикой
Нам уж не страшны.
Мы ежедневно учимся уставами
И ходим строем, словно воины-орлы.
Припев

За десять дней в учебном нашем лагере
Мы стали как бойцы.
Мы стали сильными, ловкими и смелыми,
В Советской Армии такие лишь нужны.
Припев                     

            Анатолий Мартынович Швед
Анатолий Мартынович Швед, насколько помнится, работал учителем пения  в Комсомольской восьмилетней школе. Но я имел возможность  по достоинству оценить не музыкальный дар, а его… кулаки. Дело в том, что  Валерий Антонович Письмиченко – первый номер тогда в районном боксе, не без труда, но вытащил Шведа на ринг. Уговорив выступить за район на областных соревнованиях. Причем, в тяжелом весе, где с бойцами всегда не густо. Дебют профессионального музыканта, сменившего баян на бойцовские перчатки,  оказался успешным. Он стал третьим, а, возможно, и вторым из трех. Принес району заветные очки.
Готовя своего подопечного к новым поединкам, Письмиченко никак не мог найти ему хорошего спарринга. И тут ему на глаза попался я.
- Давай попробуем, а? Руки у тебя длинные, ноги крепкие.
Уговорил. И сошлись мы с Анатолием Мартыновичем в неравном поединке. Минут на пять меня, кажется, хватило. Валерий Антонович даже похвалил. Назначил время ещё одного спарринга. Но я на него не явился. Может, потому и  Анатолий Мартынович Швед на  ринге не задержался, что так и не подыскал Письмиченко ему достойного спарринг-партнера.

            Собрать бы всех этих замечательных, талантливых, незабываемых  людей  вместе – какой замечательный ансамбль получился бы!
И на том, увы,  неисполнимом желании ставлю точку. Нет –  всё же многоточие. Как надежду продолжить…

Автор: Владимир Иванов

Дата: 2015-12-27

Просмотров: 925