Якуб Шакиров: «Газета – моя стихия». Памяти забытого журналиста
5 мая 2017 года. Старый, теперь упраздненный, советский праздник – День печати
Передо мной на столе газеты, издававшиеся в начале урожайных на СМИ девяностых.
«Кустанаец - газета народных депутатов Кустаная», издатель городской Совет»;
«Запрещенный Кустанай - специальный выпуск демократов Кустанайской области»;
«Люкс (любителям юмора, карикатуры, сатиры) – областной сатирико-публицистический еженедельник», учредитель, главный редактор Якуб Шакиров;
«Трибуна - Кустанайская областная общественно-политическая газета», учредителями которой были областная организация Социалистической партии Казахстана, коллектив редакции, а соучредителем, спонсором – фирма «Валгемар»
Отложим пока в сторону «Запрещенный Кустанай». Он не из этой колоды. Хотя некоторые сомнения и остаются. А не приложил ли и к нему руку старейший из известных мне журналистов Костанайщины, Якуб Зиннатович Шакиров? Ведь именно он стоял у истоков и «Кустанайца» и «Трибуны». И в той, и в другой газете исполнял обязанности заместителя редактора, начальника, так сказать, штаба. А «ЛЮКС» - вообще, личная газета Якуба Зиннатовича. И издателем он её был, и редактором.
Если не ошибаюсь, газета Я.З. Шакирова вообще была как бы не самой первой частной газетой на Костанайщине. «Как бы» потому, что почти одновременно с «ЛЮКСом» увидел свет «Кустанайский областной информационно-рекламный бюллетень А/Я («Абонентский ящик») » В.В. Веденко.
Такой журналистской практики, такого опыта, как у Шакирова, не было в ту пору, наверное, ни у кого в области. Вот что писал он о себе в первом номере «ЛЮКСа»: «Газета – моя стихия. В печати Казахстана – с марта 1947 года. Работал в районной, городской, областной, краевой, республиканской газетах. Публиковался в центральных изданиях. Всякое в жизни бывало. Можно сказать, прошел сквозь огонь, воду и медные трубы. Немолодой, конечно, через тринадцать дней (надо же, чертова дюжина) стукнет 68. Но, как говорится, есть ещё порох в пороховницах. Так что, знай наших».
От 1992 отнимаем 68…
192 4-ый получается год рождения. Двадцатые числа января.
Никогда стариком Якуб Зиннатович не выглядел. Возрастом души в те годы мне, на 20 лет его моложе, был вровень. Если не моложе. При встречах ни словечка о хворях, болезнях. Зато как из рога изобилия сыпал замыслами, задумками, надеждами.
Первая наша с ним встреча состоялась весной 1962 года. Один из самых заметных, известных, наверное, тогда журналистов области приехал в школу познакомиться с делами гремевшей на всю республику ученической бригады. Как же можно было обойти бригадира? Не помню, что тогда наговорил ему, да и сам Якуб Зиннатович, наверняка не мог бы вспомнить, что написал.
Подписался он, кстати, псевдонимом – Я. Широков. Другой его псевдоним –З. Якубович.
Разговор о той публикации, познакомившись, мы с ним так никогда и не завели. Да и знакомство наше по сути было шапочным, сугубо на деловой профессиональной почве. Мне он интересен был как журналист старой школы. Я ему, думаю, тоже, как что-то там обещающий. Он вообще всегда очень дружелюбно, даже покровительственно относился ко мне, следил за творчеством.
Помню один из его звонков где-то в восьмидесятых, когда работал в районке.
- Слушай, почему плагиатом занимаешься?
- ???
Оказывается, в областной казахской газете был опубликована точная копия одного из моих очерков, только на другом языке, и под другой подписью.
- Ничего, я с ними уже разобрался, - успокоил.
Впрочем, ему интересны были все без исключения коллеги по цеху. Хорошо знал настоящую цену каждому. Сам явно тяготея к сатирическим, юмористическим жанрам, он и дружен был с местными юмористами, сатириками. Немало сделал для того, чтобы они стали постоянными авторами местных изданий, прежде всего, конечно областных газет.
Постоянная рубрика «УКУС» (Уголок Карикатуры, Улыбки, Сатиры) и страницы областного комитета народного контроля в «Ленинском пути»; областной радиожурнал «Шила в мешке не утаишь»; сатирическая страница «Шаляй - Валяй» в «Убаганской заре» - всё это детища «когорты сатириков и юмористов» Шакирова, и в первую очередь его самого.
С «Убаганской зарей» вообще интересно. В этой районке некоторое время, ещё в последние советские годы Якуб Зиннатович, работал редактором, живя в областном центре. Как-то он предложил мне сменить его, от имени тамошнего «первого» квартиру, машину и прочие блага. Отказался.
Наиболее полный списочный состав названной «когорты» представлен в первом номере «ЛЮКСа», выходившем на двух языках. Заместителем Шакирова, так сказать, по казахскоязычной части был Гумар Ахметчин. Первым заместителем – Михаил Еремкин. Художником – Сергей Биркле. В общественный редакционный совет входили Марат Крепин, Борис Малоземов, Семен Суханов, Владимир Якушев. Анонсировались также Анатолий Борискин, художники- карикатуристы Юрий Леонов и Геннадий Тоцкий, кроссвордисты Виктор Сафонов и Максим Мухамбетов. С большинством из них лично я знаком не был, с творчеством каждого был знаком весьма поверхностно. Да, если честно, особо в него и не вникал. Не моё!
Тем не менее в конце 1991 года зачислил в эту компанию Шакиров и меня, уже второй учебный год работавшего в Комсомольской восьмилетней школе физруком после расставания с «Ленинским путем» и так и не состоявшегося свидания с «Кустанайцем.». Принял на работу по контракту, обещая ежемесячно платить по 100-200 рублей. До сих пор у меня хранится выданное им журналистское удостоверение №13 с его автографом. Приглашение работать было дорого мне прежде всего, как моральная поддержка старшего коллеги после всего случившегося.
Хотя и понимал, что я не очень подходящий партнер для Якуба Зиннатовича. Он был типично советским, номенклатурным что ли журналистом. С наработанными, испытанными штампами на все случаи жизни. Потому никогда, думаю, не позволял себе в критике больше дозволенного. Уже выявленного, «разоблаченного». Отсебятины, как я, по крайней мере, не порол. Мой фельетон «Построят ли коммунисты капитализм?» был анонсирован уже в первом номере (2 января 1992 года), и опубликован, кажется, во втором. Со значительными купюрами. Было опубликовано и ещё что-то незначительное. А там через два-три номера и «ЛЮКСа» не стало. Не ко времени пришелся. В кошмаре тех дней всем было не до безобидных побасенок и юморесок.
Однако сам Шакиров без дела не остался. Весной 1993 года увидела свет «Трибуна -». Этакий клапан для аккуратного спуска паров всеобщего нервного раздражения по поводу тогдашних событий. Редактором «Трибуны» кем-то был назначен или самоназначился, не знаю уж как правильно, некто Евгений Шибаршин. Заместителем у этого, вероятно, не очень искушенного в газетных вопросах деятеля стал, конечно же, Якуб Зиннатович. В совете редакции оказался уже упоминавшийся представитель «когорты юмористов и сатириков » Михаил Еремкин. Судя по публикациям сохранившегося у меня четвертого номера (С. Суханов, М.Мухамедов, Б. Матвеев), газета публиковала опусы и других многолетних соратников Шакирова. По примеру «УКУСа» специально для них в газете была даже организована постоянная рубрика «Пересмешник».
В номере два материала самого Шакирова. И в том и в другом он идёт, так сказать, проторенной тропой, обращаясь к старым своим друзьям и знакомым. А именно - к члену городского комитета народного контроля, Герою социалистического труда П.В. Рассохину и Заслуженному юристу республики И. М. Бугаеву, возглавлявшему частную адвокатскую контору «Правовед». Одним из запутанных де «Правоведа» Бугаева в бытность собкором, по наущению Шакирова, пришлось заниматься и мне.
Приглашения мне в «Трибуну» от Якуба Зиннатовича не последовало. На этот раз в его новую газету пришлось обращаться мне самому, чтобы предложить на платной основе опубликовать подборку материалов о деятельности главы района К.А. Демисеновой. Занес редактору. Но тот отказал, упрятав глаза куда-то в столешницу. Буркнул нечто невнятное, дескать, не их профиль. Якуб Зиннатович только руками развёл.
Теперь о том, о чем по идее нужно было бы рассказать сначала. Якуб Зиннатович был в числе первых, если не самым первым, кого призвал себе в помощь первый редактор городской газеты «Кустанаец» А.Г. Зайцев. В первом номере газеты, вышедшим 25 августа 1990 года 20- тысячным тиражом, два материала Я.З. Шакирова. Интервью с депутатом горсовета и статейка в излюбленном им жанре непонятно о чём.
Редакция тогда, напомню, размещалась по адресу проспект Ленина, 66, то есть в здании бывшего обкома партии, в кабинете № 315. (Кстати, здесь потом квартировала и «Трибуна»). Отсюда, как объяснил Шакиров, и индекс издания в выпускных данных: К315. Не раз заходил сюда, и всякий раз заставал в гордом одиночестве только Якуба Зиннатовича. За столом, заваленным бумагами.
Как и Зайцев, который был мало что земляком, но, можно сказать, почти другом, Шакиров «сватал» меня в «Кустанаец». Убеждал, как хорошо нам вместе будет работать. В конце концов, убедили, уговорили. В газете авансом появились первые мои материалы спортивной тематики. Ими, собственно, все наше сотрудничество и закончилось. Из одной газеты уволили, в другую под нажимом издателя не приняли. Дружба дружбой, а карьера врозь… Сбывшийся гороскоп или Спектакль времен перестройкиЧАС ХАМЕЛЕОНА. Ноябрь-декабрь 1991 года
- Знаешь, чего тебе не хватает в жизни? «Мохнатой руки»! – открывал некогда глаза мне на меня же не без намека достигший степеней известных приятель.
А я и до сих пор представить не могу, чтобы кто-то волок, тащил меня вверх, ввысь, к «зияющим высотам», отталкивая локтями, сминая всех и вся на пути.
Не моё!
Достаточно и того, жизнь не обделила встречами с такими людьми, как Якуб Зиннатович Шакиров, искренне желавшим мне добра.
Фото его у меня нет. Потому обойдемся очень удачным, на мой взгляд, шаржем Сергея Биркле из первого номера «ЛЮКСа»
Автор: Владимир Максименко
Дата: 2017-05-12
Просмотров: 2000
Комментарии к этой статье:
Комментарий добавил: Anastasiya Дата: 2018-11-15
Дорогой автор. Меня зовут Анастасия. Я внучка Якуба Зиннатовича.Спасибо Вам за эту статью! Спасибо, что вы храните память о моем деде!
Последнее фото
16 октября 2017 года...
Фотогалерею фронтовиков района смотрите в разделе «Просто фото»
Голосование
Как вы относитесь к намерениям властей переименовать улицы с советскими названиями?