Газета «Статус-Карабалык» изначально задумывалась как издание с историческим уклоном. И все свои семь лет (!) остается той задумке верна. И нам всегда интересна и приятна читательская реакция на публикации исторической тематики. Потому мы и поблагодарили читателя за замечания, сделанные к опубликованному нами фрагменту из книги воспоминаний Н.Т. Новгородова Самогон на свадьбу дочери и другие сюжеты для шолоховского пера. Хотя и безErohaзнали, что «колхоз не Саксаевка, а имени Сталина». (Кстати, «сталинских» колхозов в районе было два – в Саксаевке и Надеждинке). Но так было у автора, править которого можно только на стадии подготовки книги к выходу в свет. Да и в то время, о котором пишет Новгородов, колхозом имени Сталина Саксаевка, как и Надеждинка, именовались преимущественно в официальных документах. В живом людском общении они оставались просто Саксаевкой и Надеждинкой.
Большое сомнение вызвала правка фамилии председателя с «Колесника», как у Новгородова, на «Колеснисова». Заставила полезть в давние записи, заготовки. А там и Eroha поправил себя сам: «опечатка вышла». Но заглянул в бумаги всё же не зря. В них нашлось кое-что и о саксаевском колхозе, и о его председателе.
Судя по тем поступкам, о которых поведал Новогородов, Колесников был человеком самобытным, очень хорошо знающим себе цену. Увиливать от встречи с представителем райкома, гнать самогон для свадьбы дочери средь бела дня… Такое, и не в сталинские времена мог позволить себе далеко и далеко не всякий руководитель. А его отношение к открытию в селе новой школы? А дополнительные гектары пахоты для того, чтобы иметь полноценные трудодни?
Теперь вопрос: знали ли о такой «самодеятельности» Колесникова в районе? Безусловно, знали. Но закрывали глаза. Возможно, по примеру первого секретаря райкома партии Н.Н. Карпенкова, по моим представлениям, человека столь же неординарного и человечного, как и председатель колхоза Колесников. Понимал, что одними лекциями о международном положении колхозники сыты не будут. Возможно, именно за всё такое Карпенков и был освобождён от работы как несправившийся с ней. Перед самой целиной.
Когда перестал председательствовать Колесников, мы не знаем. Скорее всего, случилось это сразу за уходом Н.Н. Карпенкова. Зато из книги Петра Максимовича Черныша узнали, что Иван Колесников возглавлял колхоз с самого дня его основания. И первое название колхоза, организованного в Саксаевке-Шадыксаевке в 1929 году – «Пламя». «Хозяйство было небольшим – оно объединяло 32 семьи, поэтому его вскоре слили с артелью поселка Станционный. Затем (в 1934 году) здесь снова появился колхоз (имени Сталина). Поначалу в артели было 2 коровы, 14 лошадей, а сеяли всего лишь 600 гектаров », - пишет П.М. Черныш (П.М. Черныш «Наш отчий край Карабалык», с. 109).
И вот ещё строки из названной выше книги о председателе и колхозниках: «… 67 –летний колхозник колхоза им. Сталина Станционного сельсовета Анашкин, у которого три сына защищали Родину, сдал в фонд Красной Армии 111 пудов хлеба и на строительство танковой колонны 20 тысяч рублей. Колхозник той же артели 77-летний Булкин, у которого сражались 4 сына, сдал 66 пудов зерна и 5 тысяч рублей. Колхозница Лебедева, у которой погиб муж, внесла 18 пудов хлеба и 4 тысячи рублей. Председатель колхоза Колесников внес 73 пуда хлеба и 20 тысяч рублей» (П.М. Черныш «Наш отчий край Карабалык», с. 192).
Не слабый был, видно колхоз имени Сталина, если колхозники могли позволить себе жертвовать хлеб и деньги в таком количестве! На третий год войны, между прочим. Да захудалое хозяйство никогда бы и ни за что не получило имя авторитарного вождя, прославившегося своей строгостью и абсолютной нетерпимостью ко всем и всему, тормозившему развитие великой страны - Союза Советских Социалистических республик.
В целину Шадыксаевка стала отделением совхоза «Станционный». Председателей сменили управляющие. И возможностей для самостоятельных действий у них было куда меньше, чем у председателя Колесникова. Но склонность к «самодеятельности», похоже, в селе была изжита не сразу. Летом 1964 года, не найдя понимания и помощи у районных властей, шадыксаевцы, жившие в ту пору, судя по всему, одной дружной семьей, собственными силами соорудили «наплавной понтонный мост» через реку. На него ушло 60 металлических бочек , 160 метров металлического троса да около трех центнеров проволоки шестимиллиметрового сечения. «Как были рады ребята, да и взрослые, когда впервые переходили по настилу в соседнюю Ключевку», - писала районная газета.. Отделением в ту пору управлял С. Стась. Ну, очень упрощенный пункт… «переплыва»
Вот пока и всё, что хотелось добавить к сказанному Николаем Тимофеевичем Новгородовым о председателе Иване Колесникове и колхозниках сельхозартели имени Сталина Станционного сельского Совета. Пока…
Автор: Владимир Иванов
Дата: 2015-08-18
Просмотров: 1203
Комментарии к этой статье:
Комментарий добавил: Eroha Дата: 2015-08-18
Даколхоз был небедный.А председателястарикидо сих пор вспоминают.
Последнее фото
16 октября 2017 года...
Фотогалерею фронтовиков района смотрите в разделе «Просто фото»
Голосование
Как вы относитесь к намерениям властей переименовать улицы с советскими названиями?