Последнии комментарии
к фото
к статьям
Топ 10 статей по
просмотрам
комментам
Подробнее >>
Подробнее >>

Бурлинский одиннадцатый «б» образца 64-го года

2 июля 1964 года под заголовком «На пороге новой жизни» в районной газете была опубликована статейка, посвященная 30 выпускникам одиннадцатых русского и казахского классов Бурлинской школы. Нина Иванникова, Таня Лагунова, Сауле Баяхметова закончили школу с золотыми, а Марат Бисембаев – с серебряной медалями. « С теплыми напутственными словами к выпускникам обратились  директор школы Вера Владимировна Фаткина, классные руководители Александра Ильинична Галицкая и Рим Абдрахманович Абдрахманов, от родителей – тов. Максименко А.Ф., от парткома Комсомольского производственного управления – секретарь Гунько В.М…»
После вручения аттестатов зрелости и удостоверений о производственной квалификации «родители, учителя и приглашенные сели за стол. Молодежь стала веселиться. Под радиолу и баян танцевали, пели, читали стихотворения, делились планами на будущее» А будущее это представлялось ребятам и их родителям светлым и безоблачным. Несмотря на приобретенные в школе вместе с аттестатами « удостоверения о производственной квалификации», большинство из выпускников видели своё ближайшее будущее не на полях и фермах «родного» Бурлинского совхоза, а в институтских аудиториях. В учебные заведения Челябинска собирались поступать Валерий Семчин, Людмила Максименко, Виктор Чернов, Владимир Воробьёв, Свердловска – Нина Иванникова и Люба Пагуба. Света Хаева отправлялась в Ростов -на -Дону учиться на юриста. И лишь Витя Брылев мечтал стать «высококвалифицированным токарем по металлу», став в итоге совсем неплохим финансовым работником.
А 7 июля районка под заголовком «Спасибо вам, дорогие учителя и воспитатели » опубликовала письмо выпускников 11 «Б» класса. Они благодарили за «чуткое отношение, за материнскую любовь» директора школы, классного руководителя, свою первую учительницу Елену Петровну Сченснович и Наталью Ермолаевну Махненко, « у которой закончили 4 класс».
Оказывается, я знаю даже то, что, наверное, давно уже забыли сами ребята. А именно – темы экзаменационного сочинения. Вот они: «Чацкий в барской Москве», образ Павки Корчагина и свободная - об одном из произведений советской литературы. Хотя, казалось, что мне они и что  я бурлинским выпускникам 64-го, ведь сам я окончил Бурлинскую  школу двумя годами раньше, 50 лет тому назад… А вот помню.   
И не только потому,  что среди них была и моя сестра. . 11 «б» образца 64-го оказался  одним из первых школьных коллективов, пораженных той оттепельной «заразой», что принесли в школу с собой выпускники Уральского педагогического,  мои друзья А.К. Комаров, Н.П. Миронов и Л.И. Курлапов (см. у нас «Как зажигаются  зори»). Узкие брючата, расписанные пальмами рубахи, башмаки на толстенной подошве, прически: «ёжик» и «канадка», независимость в суждениях и поведении – это всё – кто больше, кто меньше – ребята переняли  у названной троицы. За что, между прочим, изрядно попадало и тем, и другим.
Не без помощи неординарных молодых учителей бурлинские выпускники 64-го росли по-настоящему всесторонне развитыми людьми, как того, кстати, требовал хрущевский «Моральный кодекс строителей коммунизма». Они активно занимались спортом, интересовались всем на свете: от джазовых новинок до последних публикаций Евтушенко, были своими людьми на импровизированных неформальных посиделках в физкабинете. А какие вечера отдыха закатывались, какие стенные газеты выпускались содружеством молодых учителей и  увлеченных ими старшеклассников!  Потому растрогало до слёз, когда за столом в последнюю встречу все вдруг дружно затянули «Бригантину» Павла Когана – гимн нашей с Мироновым неспокойной, мятежной юности, Окуджаву.
А всё Шура, Нуржан Айтжанов – организатор и вдохновитель встречи 11 «б» образца 2012 года…
Мальчишек 11 «б» помню практически всех. Почти в каждом уже тогда угадывалась недюжинная личность. Бахчан Уразбаев, Гена Дейнека, Витька Чернов, Володя Воробьёв, Марат Бисимбаев, Каден Тажибаев, Витя Брылев, Асманский, Боря Дмитриенко, Ануар Нургалиев, Коля Брякотин., Валерий Семчин..
С девчонками не всё так гладко Люду Кравцову, например, так в её школьные годы и  не вспомнил, не признал. Красавицы, комсомолки,  спортсменки Таня Лагунова, Римма Зубкова. Умница - отличница Сауле -Света Баяхметова, дружившая с сестрой, яркая, увлекающаяся Ирина Фослер, дочка учительницы немецкого Марии Павловны, Соня Карабекова, Женя Какимжанова… Вот, пожалуй, и всё. Даже красавицу Свету Хаеву, разбившую не одно ребячье сердце, и то не помню.

Немало чего любопытного сохранилось  об 11 «б» 64-го года в черновиках моего рукописного журнала «Fiat lux», в письмах Валерия Семчина, ставшего его первым корреспондентом, в рукописной повести о Миронове с компанией «Так мало времени».
Думаю, самое время сейчас извлечь на свет всё касающееся 11 «б» и так удачно примкнувшего к ним летом 2011 и 2012 годов Жени Андреева. А уж как распорядитесь вы всем этим добром, дорогие ребята, не моё дело. Напомню лишь, что некоторые  сохранившиеся записи, относящиеся к вашим спортивным пристрастиям, найдете в  статье «Чему нас Дёмин в школе учил?». Загляните. Тоже весьма любопытно.           
Итак, листаем, читаем архив конца 1963 – середины 1964 годов, если по школьному, 1963- 1964 учебного года:
*
Бурли заимел свой гарнизон, благодаря тому, что уборка длится целых два месяца. Наташа Новак вместе со своей компанией порой покупает для «ни в чём не виноватых» (строчка из песни Окуджавы) пачки «Беломора».
*         
Перекрыл официальный рекорд по числу поверженных за одну охоту уток Геннадий Дейнека. Он 15 выстрелами убил 20 птиц.
*
Несмотря на то, что он ученик, а яд – никотин, Витька Чернов начал курить. Он уже курит в открытую дома и просит мать убирать окурки с его стола.
*
Уже полторы недели Рим (Р.А. Абдрахманов) не допускает на уроки физики Е. Андреева, посмевшего возмутиться по поводу методов того задавать на дом, не объясняя, по 5-6 параграфов.
*
Новогодний вечер, за который были ответственны мы, не удался. Мы с Черновым сочинили фантастический рассказ (интервью у планет солнечной системы). Но магнитофон нам отказались дать. Уже на вечере всё же доверили магнитофон, но напряжение было недостаточным и ничего не вышло. Были почти просто танцы.
8-го должен быть вечер стихов. Ответственные – комсомольцы. Вот только дадут ли нам ключи от школы, всё остальное? Да и удаться ли собрать? Работа, вроде, идёт. Выпускаем «БОКС» (боевой орден комсомольской сатиры). Устроили патруль вечером. Вызываем двоечников.
*
8 марта. Девчонки, как всегда, переодеваются, причёсываются. Мы важно их поджидаем. Вот и они - начались танцы. Вваливаются Лёшка и Каден. Приволокли бутылку белой, затем откуда-то появилась ещё одна. Ввалилась Галицкая. Приполз Борька. Принёс по бутылке белой и красной. Погас свет. Замолкли звуки чудных песен…
Делегация отправилась на электростанцию. Прыснули лампочки, загремела «шарманка». Потом все – за стол. Галицкая – тоже. Всё как в плохих фильмах. Затем опять, уже намного веселее закружились парочки в вальсе, бойче забарабанил фокстрот, плотнее начали прижиматься в танго.
Галицкая уходит. У стола очередь за водкой. Разливает Боря, поддерживая себя  руками, чтобы не упасть. Бахчану уже троится. Воробьёв сначала толкал прописные истины, выдавая и за Америку, затем начал с масляной харей поглядывать на девчонок. Домой он добирался по заборам. У Борьки оказался мотоцикл. Поехали втроём: Борька, Бахчан, Лёшка. На пути нанесло сугроб. Мотоцикл тут же оказался вверх люлькой, а Борька под мотоциклом… Всё обошлось.
*
Ну и наконец как-то сам собой подвернувшийся под руки фрагмент из моего очерка о посещении по просьбе Миронова школы в феврале 1964 года.
Идёт вечер, посвященный Дню Советской Армии и Военно-морского флота.
- Ну ещё не потерпело фиаско твоё издание? – спрашивает Валерка.
Делаю испуганные глаза: «Не дай Бог!»
- А «БОКС» уже видел?
- Конечно, нет!
… Белая ватмановская бумага. Небрежный заголовок красной акварелью «БОКС № 4»… В центре – своеобразный рисунок на военную тему и неровные ряды букв: «БОКС», все ученики поздравляют нашего учителя Николая Петровича Миронова с 46 годовщиной Армии и Флота». Так и написано: «нашего учителя». Не бывшего, не вчерашнего, а просто – учителя!
Благодарю Валерку. Он смущенно рассказывает историю газеты, ведёт по коридору. Везде ребята и девчонки. Шумит, скрежещит радиола. Кружатся пары…
Выхожу погулять по Бурлям, когда возвращаюсь, в новой школе, где шёл вечер, никого.
Только сторожиха да в одном из классов под руководством Свитина и Шиляева идёт стрельба из пневматической винтовки.
- Где все? – вопрошаю с тревогой.
Шиляев в паузах между сбором денег и выдачей пулек сообщает, что здесь плохое напряжение и вечер перенесли в старую школу. Туда…
В самом большом классе набиты пары. Семчин у окна читает последнюю страничку «Огонька». Дудко что-то подкручивает в усилителе. Рядом развалился на стуле Борька Кропотов… Чемпион края  Шурка Айтжанов в зелёных брюках танцует с полной ртути Ирен Фослер. Она положила руки чемпиону на плечо и смотрит ему в рот, а чемпион показывает ей свои белые зубы. Лере Лагуновой что-то доказывает флегматичный Вовка Воробьёв. Брякотин мирно беседует у чёрной печки с Брылёвым. Подходит Андреев и требует моей критики американского цикла Рождественского…
Вдруг музыка смолкает,  в середину выходит Дёмин и заявляет, что сейчас будет футбол со связанными ногами между командами «львов» и …
- Устриц! – гаркаю я.
Хохот.            Дёмин согласен. Я набираю «устриц».
Итак справа ворота «львов», слева – «устриц». У нас такой состав: на воротах Л. Полухина, я. Семчин, Андреев. У «львов» на воротах – лучший вратарь школьных вечеров Березянская и Айтжанов, Крутов, Гуреев
Ну, вот пока, пожалуй, и всё. «Пока» потому, что не уверен, что встречей 12 –го года для  всё закончится. Впереди и столетний юбилей Бурлей и собственный – полувековой. Так что поводов для новых встреч  у 11 «б» образца 64-го предостаточно. Возможно, к тому времени и я в своих бумагах что-нибудь новенькое из    общего старенького раскопаю.
Говорить – показывать кто где из ребят на фото из архива Г.Дейнеки  не стану. Сами разберутся. А вот учителей назову, тоже, впрочем, пальцем не тыкая, кто где: Анан Накужанович Тюлеев, Елена Петровна Сченснович, Евгений Евдокимович Дёмин, Лев Иванович Курлапов, Николай Петрович Миронов,  Зоя Алексеевна Мухина, Фатима Григорьевна Митрофанова, Шулико (имя, отчество не помню), Лина Викторовна Вибе, Мария Павловна Фослер.
Нашёлся у меня и теперешний адрес Ирины Фослер. Пожалуйста, кому интересно: Россия. Приморский край, Дальнереченский район, с. Лазо, Школьная, 25 кв. 2

Автор: Владимир Максименко

Дата: 2012-07-15

Просмотров: 1799