Последнии комментарии
к фото
к статьям
Топ 10 статей по
просмотрам
комментам
Подробнее >>

Богатыри! Не вы…

            «Да, были люди в наше время.
            Не то, что нынешнее племя.
            Богатыри, не вы…»
            Вот именно, и лучше не скажешь.
            В первое послевоенное двадцатилетие на таких богатырях всё в районе, собственно, и держалось. Не было такого учреждения и предприятия, цеха, участка отделения, где бы не трудились фронтовики. И в труде они были, как в бою. Настырными, неуступчивыми, надежными. Об этом говорят боевые и трудовые награды. Совсем другого достоинства, кстати, чем горят сегодня на груди большинства доживших до сегодняшнего дня ветеранов, у которых на одну боевую награду - добрый десяток памятных и юбилейных. Не в упрёк им будет сказано.
             У тех, о ком сегодня речь, медальки эти и за награды не считались.С медалью «За отвагу», орденами Красной Звезды и Славы третьей степени вернулся с полей сражений сержант пехоты Андрей Никифорович Легонький. Орденом Трудового Красного знамени и двумя орденами Ленина отмечен мирный труд механизатора Легонького на полях совхозов Кустанайский и «Победа». Созведия боевых и мирных наград такого достоинства не было, пожалуй, ни у кого больше в районе.
             Командиром взвода в лейтенантском звании, потом командиром батальона в звании капитана водил в бой сотни людей Иван Ильич Жуков. Вернулся домой с орденами Красной Звезды и Отечественной войны обеих степеней, став на гражданке одним из командиром торговли.
            Говорят, Сталин пленных не жаловал. Только пленные они были разные. Одни, предав друзей-товарищей, шли к фрицам с поднятыми руками. Другие попадали к ним искалеченными, израненными, без сознания, как, например, будущий работник районной больницы Борис Павлович Мачихин. К счастью, оказавшиеся рядом врачи его медсанбата, можно сказать, чудом вырвали 19-летнего командира санитарного взвода из лап смерти. Едва бросив костыли, Мачихин бежал к партизанам и воевал с ними, пока партизанский отряд не вошёл в состав одной из регулярных частей.
            Орден Красного Знамени и Красной Звезды, орден Отечественной войны обеих степеней плюс медаль «За отвагу». украшали гимнастёрку 23-летнего батальонного фельдшера перед дембелем по причине Победы.
        
            А вот директору Боскольского элеватора Василию Никаноровичу Хицкову, когда он оказался в отдельно мото-понтонном батальоне, было уже за 30. Первый свой орден Красной Звезды он получил из рук знаменитого танкового генерала Рыбалко. Кстати, вместе с ним  такой же награды были удостоены его и наши земляки Пётр Никифорович Звонарев и Евгений Ильич Рукавишников. Сообща герои – карабалыкцы переправили на правый берег Днепра не двенадцать, как им было приказано, а семнадцать танков.

            Ещё два ордена: Отечественной войны второй степени и Славы третьей да парочку медалей он получил за освобождение Европы. Плюс медаль «За оборону Сталинграда», плюс самая первая медаль «За  боевые заслуги» 1942 год. Каждая из них стоила ордена.
И в пехоте, и в зенитной артиллерии  довелось повоевать кандидату сельскохозяйственных наук Гурию Тимофеевичу Шувалову, в середине 60-х возглавлявшему опорный пункт Всесоюзного института защиты растений при Карабалыкской опытной станции. Три боевых ордена: Отечественной войны второй степени, Красной Звезды и Красного Знамени в его послужном списке.
С тремя ранениями и двумя орденами Славы вернулся с фронта Виктор Степанович Чунихин, долгое время возглавлявший наш техникум.

Почти три послевоенных десятилетия проработал на скромной должности бухгалтера отделения в Карачекуле один из самых орденоносных наших фронтовиков – командир пулемётной роты, капитан Иван Николаевич Залунин. Причем все свои пять боевых орденов Иван Николаевич получил менее чем за год: с апреля по сентябрь 1944 года! Не очень многие из миллионов и миллионов воевавших моли бы похвастать подобной результативностью А из фронтовиков района – вообще никто. Вот эти награды: орден Александра Невского, два ордена Красной Звезды, орден Красного Знамени и орден Отечественной войны второй степени. Плюс – с полдюжины медалей «за взятие» и «за освобождение».
А в мирное время Иван Николаевич, так сказать, помог стать матерью-героиней своей супруге Марии Михайловне. Десятерых детей родили и воспитали Залунины: семерых сыновей и трёх дочерей!
Награды далеко не всегда находили героев непосредственно на фронте. За боевые дела разведчик Иван Харитонович Мулявка из Надеждинки, добывший за годы войны вместе с товарищами 20 «языков», четырежды представлялся к наградам. Но домой вернулся с одной-единственной – медалью «За отвагу», полученную за самого первого «языка». В череде ранение – госпиталь – другая часть старший сержант так и не сумел на войне «встретиться со всеми своими наградами. Вторая медаль «За отвагу» вместе с парой орденов Красной Звезды нашли Ивана Харитоновича аккурат к 20-летию Победы.
Доблестно бил врага и кавалер орденов Красной звезды и Отечественной войны второй степени Александр Степанович Басов, впервые поведавший на страница районки о наших чудо-богатырях.

Автор: Владимир Иванов

Дата: 2012-05-21

Просмотров: 1099