И ВОЗВРАЩАЕТСЯ ВЕТЕР? К событиям у памятника Абаю в Москве
Хит Интернета, не оставленный без внимания и бумажными СМИ, события в памятника Абаю в Москве. Напомним, что по призыву лидера российской оппозиции Алексея Навального, «гражданская вахта” или же “оппозиционные гулянья” в Москве начались 7 мая, в день инаугурации Владимира Путина. За трое суток протестующие под натиском ОМОНа несколько раз перемещались с одной столичной площади на другую, пока не добрались до памятника Абаю. И вот уже несколько дней лагерь оппозиции у его памятника. Бессрочная акция получила неформальное название «Оккупай Абай» по аналогии со всемирным движением Occupy («захвати»), сообщает «Газета.ru».
Традиция протестных акций у памятников поэтам положена отнюдь не компанией Навального. В книге одного из самых известных советских диссидентов Владимира Буковского «И возвращается ветер» можно найти описания любопытных и совершенно безобидных по сравнению с акциями «навальных» протестных выходок первых советских диссидентов на площадях Москвы у памятников Маяковскому и Пушкину. Продолжились они и после отправки Буковского на «излечение» в психушку. Так 5 декабря 1968 года в День Конституции к памятнику Пушкина пришел с друзьями мятежный генерал Петр Григоренко. «Несколько человек одновременно сняли шапки, молча демонстрируя против беззакония и солидаризуясь с политическими заключенными. С тех пор эти демонстрации стали традиционными » (Раиса Орлова, Лев Копелев «Мы жили в Москве»)
А вот строки из диссидентской «Хроники текущих событий» от 20 апреля 1969 года: «14 апреля 1969 года в годовщину смерти Владимира Маяковского молодежь собралась у памятника поэту. В группах вокруг памятника читали стихи Маяковского. Время от времени в группы протискивались милиционеры и лица в штатском , крича: «Разойдись! Чего собрались? Не положено!» Через некоторое время они начали просто молча хватать ребят, читавших стихи, и выволакивать из толпы. В ответ на недоуменные вопросы они грубо отвечали: «Маяковского читайте дома! Собираться группами запрещено!» В одной из групп юноша читал отрывок из поэмы «Владимир Ильич Ленин». На словах: «Ленин и теперь живее всех живых, наше знанье, сила и оружие» - на него набросился милиционер, сбил очки, стал выворачивать руки. Возмущенная молодежь прервала эту расправу и запела «Интернационал». Милиционер продолжал повторять: «Не положено! Разойдитесь!»
Через двадцать с небольшим лет ветер перемен до основанья снес страну, где «простая честность» воспринималась « в лучшем случае как героизм, в худшем как психическое расстройство». «Горе тому народу, - продолжал Буковский, в котором иссякло чувство достоинства. Дети его родятся уродами. И если не найдётся в той стране, у того народа хотя бы горстки людей, да хоть бы одного, чтобы взять на себя общий грех, никогда уже не вернется ветер на круги своя…»
Такая горстка людей в современной, уже суверенной, уже демократической России нашлась, но своим символом она сделали не Григоренко и не Буковского иже с ними. «Несогласные неожиданно выбрали нужное место, - говорится в главной новости российской Интернет - газеты “Дождь” под названием “Как Абай стал символом протестов против Путина”. - Абай Кунанбаев, прославившийся в конце XIX века, сам был вольнодумцем и борцом с диктатурой власти. Весьма символично. Не зря вокруг этого памятника собираются оппозиционеры. Но что самое интересное - инициатива поставить памятник Абаю на Чистых прудах принадлежала властям и лично Владимиру Путину Просто Нурсултан Назарбаев поставил в центре Астаны памятник Пушкину. России нужно было сделать алаверды. Вот Путин в 2006 году и выбрал Кунанбаева. Наверное, он даже и не подозревал, что мало кому известный казах когда-нибудь обернется против него”.
«Между тем популярность Абая на сегодняшний день возросла настолько, что в российском тви-сегменте появились пользователи с аккаунтом occupyAbay и AbayKunanbaev. Первый аккаунт ведет трансляцию всего, что происходит на Чистопрудном, второй - твиттит мысли Абая и цитаты из “Слов назидания”. У Абая в Twitter уже свыше двух тысяч подписчиков. Российские твиттеряне казахстанского происхождения активно способствуют распространению славы поэта, призывая других казахстанцев, находящихся в России… На многих протестующих майки с изображением Абая Кунанбаева, которые уже появились в продаже российских интернет-магазинов», -сообщается в последнем номере газеты «Время».
Абай призывал свой народ к изучению русской литературы, к дружбе с русскими, к изучению русского языка. «Для того, чтобы избежать пороков судьбы и достичь добра, необходимо знать русский язык и русскую культуру. Знать русский язык - значит открыть глаза на мир» - говорил этот великий человек.
В свете последних событий у его памятника в Москве, призывы Абая дружить с русскими, учиться у русских, право, звучат несколько двусмысленно. Если не крамольно.
Автор: Владимир Иванов
Дата: 2012-05-13
Просмотров: 1157
Комментарии к этой статье:
Комментарий добавил: Artstudio Дата: 2012-05-16
Телеканал "ЛОЖДЬ", как его окрестилиблогеры, гонит ветербесславной традиции "Быковских"подезинформациинарода. Как в той поговорке: куда ветердует, там и лождьидет.
Последнее фото
16 октября 2017 года...
Фотогалерею фронтовиков района смотрите в разделе «Просто фото»
Голосование
Как вы относитесь к намерениям властей переименовать улицы с советскими названиями?