«Она такой вдавила след, и стольких наземь положила, что двадцать лет и тридцать лет живым не верится, что живы», - писал поэт-фронтовик.
Отцам, матерям, детям, внукам бойцов, на которых пришли «похоронки», хотя бы в том «повезло», что они знают об их судьбах. А каково тем, кто вместо «похоронки», получил бумажку: «Пропал без вести»?
И не желая понять, как это человек может бесследно исчезнуть, продолжают поиск.
1. Не сдал родных чекистам
У известного нашего педагога, Алексея Николаевича Хорькова, долгое время возглавлявшего школу имени Горького, а затем работавшего в ней же и вечерней школе, были два брата Александр и Евгений, и оба не вернулись с полей сражений Великой Отечественной.
45 кавалерийская дивизия Западного фронта, где служил военврач 3 ранга Александр Николаевич Хорьков, была сформирована в июле 1941 года и уже 22 августа была брошена в бой. А уже в начале октября под Вязьмой дивизия попала в окружение и погибла. Вместе с ней погиб и старший из братьев.
А вот о судьбе младшего, Евгения Николаевича, родные, можно сказать, по сей день ничего толком не знают. До войны учился в Горьковском кораблестроительном институте. Есть свидетельства, что, как и Александр в самом её начале ушёл на фронт. Попал куда-то в Москву или под Москву. И всё. Мать солдата, уже в публикуемом ниже письме от 22 июля писала: «… о Жене я уже и не думаю как о живом, наверное уже убит»
Недавно его племянник Сергей Александрович Хорьков (см. у нас «У каждого свои фотографии»), «странствуя» в поисках по Интернету, обнаружил в «Книге памяти Республики Мордовии» не то полного тёзку, не то самого дядю – Хорькова Евгения Николаевича, обвиненного по самой зловещей статье (58-10) тогдашнего уголовного кодекса и расстрелянного в августе 1942 года. Совпадал и год рождения. Вот только адрес был московский.
Сергей Александрович высказал следующую версию. Когда его схватили чекисты, дядя умышленно не назвал своего настоящего адреса, чтобы не подставить родственников под репрессии со стороны НКВД.
2 Письмо из блокадного Ленинграда
В архиве Александра Алексеевича Хорькова сохранилось письмо его бабушки, матери отца Хорьковой (Михалёвой) Анны Андреевны. Вырвавшись из голодного Питера она умерла в Челябинске, едва успев сойти с поезда.
Письмо, датированное 22 июля 1941 года, прекрасно передаёт обстановку тех грозных дней. Оно полно тревоги за судьбы детей, родных, города, страны. Вот только и намёка на панику в нём не найти…
Письмо публикуется со всеми особенностями орфографии и пунктуации оригинала
«Дорогой Алеша!
Сегодня получила от тебя и папы письмо. Рада что хотя от вас получила весточку. Но вместе с радостью пришлось поплакать вволю. Из Калуги пришла посылка обратно, которую мы с Ваней 17-го июня посылали Жене. Так жаль что он не получил ее милый мальчик. Такая была хорошая посылка, а теперь пришлось всё выбросить, все испортилось, ведь прошло больше месяца.
Алеша! Ты пишешь что если нужно, мне пришлешь телеграмму для выезда отсюда. Не нужно, выехать отсюда можно всем. Но как выехать вот в чем вопрос? По-моему тебе понятно почему выехать нельзя. Многие уезжают отсюда и никого не задерживают, но как мне одно да еще впридачу с ребенком выбраться отсюда. Я зову с собой Валю но она боится что не найдет там работы, я ее уговаривала что она сможет устроиться учительницей, но оказывается что у тебя учителей много. А поехать без средств и не иметь работы радости тоже мало, но одной мне всё равно не доехать.
С дачи мы приехали 19-го. Хорошо очень сделали а то пожалуй было бы поздно, тоже поймешь почему. Здесь теперь получаем по карточкам, пока хорошо хлеба нам хватает. Женя и Валя получают по 800 гр а мы с Наташей по 400 гр. По карточкам дают все: сахар, масло, мясо, крупы, макароны, мыло, конфеты и колбасу и даже мануфактуру. В этом отношении жить можно, но вот беда не дают покоя. Из газет вы вероятно знаете всё.
От Сережи вы наверное теперь получили письмо, он числа 17-го отел вам написать. Я и сама его потеряла из вида, он был у меня на даче в день объявления войны и хотел мне написать что с ним будет, но написать ему не пришлось, его взяли на военную службу и послали куда писать нельзя. А числа 15-го он пришел ко мне. Я обезумела от радости, когда увидела его. Он у меня пробыл весь день и говорил что на другой день уезжает в Москву в артиллерийскую военную академию. И тоже обещался сообщить но ничего нет. Очень плохо что уехал, вы уже наверное знаете о Москве из газет пока придет мое письмо, то что мы сегодня узнали по радио.
Я так родной расстроилась вашим сообщением что Шура послан в Смоленск так это плохо. А о Жене я уже и не думаю как о живом, наверное уже убит….Саша из Москвы присылал мне открытку и тоже обещал как приедет на место написать, но до сих пор нет ничего.
Поцелуй мой дорогой внучаток. Милые мои придется ни увидеться. Целую крепко.
Миша Чулков взят тоже но пока учится на командира здесь. Сережа говорит что все это только приближает к фронту».
Автор: Владимир Иванов
Дата: 2012-05-08
Просмотров: 935
Последнее фото
16 октября 2017 года...
Фотогалерею фронтовиков района смотрите в разделе «Просто фото»
Голосование
Как вы относитесь к намерениям властей переименовать улицы с советскими названиями?