Последнии комментарии
к фото
к статьям
Топ 10 статей по
просмотрам
комментам
Подробнее >>
Подробнее >>

З/с №1 им. Голощекина
2. 1931 год. Форды, катерпиллары, деклассированные элементы, красная и черная доски.

Продолжаем серию публикаций по истории  зерносовхоза №1, впоследствии трансформировавшемся в Кустанайский зерносовхоз, Казахстанский совхоз- техникум. Они посвящены 100-летию Октября.
             Именно с основания этого совхоза в районе по-настоящему развернулось социалистическое строительство, по-настоящему пришла советская власть. Именно на его фундаменте был основан Комсомолец. Именно ему обязаны своим становлением и развитием станции Тогузак и Голощёкино, Карабалыкская опытная станция, техникум  механизации и электрификации сельского хозяйства, а  впоследствии и птицефабрика «Комсомольская». Да, собственно, и вся сельскохозяйственная отрасль района.
            В основе публикаций – мало кому известные, а то и вовсе неизвестные  документы далеких, далеких лет. Главное их достоинство – отсутствие вымысла, выдумки, фантазий, огульной хулы и приторной хвалы.
            Сегодня перед вами материал, опубликованный  в не потерявшем популярность и в наши дни журнале «За рулем». Внимательный читатель несомненно обратит внимание вот на что. Казалось бы, учебно-опытный совхоз и Кустанайский совхоз – это одно и тоже. Почему же тогда здесь два директора?  И почему местом нахождения  учебно-опытного хозяйства назван Северный Казахстан, а не Кустанайская область? Будем разбираться, а пока читайте.

Автомобиль, трактор и дорога в социалистическом секторе сельского хозяйства
Беседа с директорами совхозов

М. Тарковский,  учебно-опытный совхоз. Сев. Казахстан
Содержание автотракторного парка на высоте – вот, что, пожалуй, решает в конечном счете успех каждого совхоза. Посевная и уборочная кампании – время наивысшего напряжения всех производственных  элементов на «фабрике зерна», и каждый выбывший трактор или автомобиль, выбывший из строя в этот момент, - большая потеря.
Перед всей общественностью совхоза была поставлена задача – поставить уход за тракторами и автомашинами на требуемую высоту. С этой задачей общественность справилась и совхоз занесен на красную доску Зернотреста за лучшую сохранность автотракторного парка.
В настоящее время в учебно-опытном хозяйстве имеются 72 трактора: 13 «катерпилларов» большой мощности и 34 маломощных, остальные «интернационалы» разных мощностей.
Среди 21 машины – 10 полуторатонных «форда», 4 «форда» полутонных и 4 машины «Лянчия» по три с половиной тонны.
Уход и управление машины были поручены трактористам и шофера, получившим годичную подготовку в Омской школе.
Чтобы укрепить практические  знания водителей, все они были привлечены к сборке прибывших машин.
В совхозе было объявлено соцсоревнование на лучшее содержание тракторов и машин. Соревновались 80% водителей, механиков, инструкторов. Параллельно с этим был объявлен конкурс на лучшего тракториста и шофера. Впоследствии конкурс был повторен.
Как правило, было введено 15-минутное обсуждение работы тракторной колонны после каждой смены. Регулярно происходили производственные собрания.
Тов. Тарковский отмечает большую работу, проделанную местным коллективом Автодора. Квалификация трактористов и шоферов, прошедших через курсы Автодора значительно повысилась и многие из курсантов назначены инструкторами. Коллектив принимал активное участие в конкурсах и во всей остальной общественной работе.
В заключение тов. Тарковский отметил, что 45 лучших водителей подали заявления о приеме их в партию.
Тов. Хаустов, Кустанайский совхоз
Кустанайский зерносовхоз находится в равных условиях с учебно-опытным хозяйством. Однако в то время как учебно-опытный совхоз, благодаря мобилизации общественности занесен на красную доску за  сохранность автотракторного парка, Кустанайский совхоз занесен на черную доску.
В зерносовхозе имеется 41 «катерпиллар» различных мощностей и 44 «интернацианала». Автопарк состоит из 4 легковых машин, 6 полуторатонных «фордов», 3 трехтоннок «Спа» и 2 полутоннок «форд».
Тов. Хаустов обращает внимание на конструктивные недостатки «Интернационала » мощностью 22/36. Эти машины часто подвергаются поломка, потому что мощность мотора увеличена, а задний мост оставлен таким как на «Интернационалах» 15/30.
Опыт работы в Кустанайском совхозе показал, что маломощные «катерпиллары» в комбинации с комбайнами работают лучше, чем мощные «катерпиллары».
В течение лета происходили частые поломки тракторов и автомашин. В значительной мере это объясняется слабой трудовой дисциплиной водителей, законтрактованных в Москве и Ленинграде.
Из Москвы в совхоз было направлено 18 трактористов и шоферов. Сейчас же после приезда они выставили рваческие требования и повели такую же агитацию среди отсталой части трактористов и рабочей части совхоза.
В дальнейшем администрации совхоза удалось выяснить, что при контрактации данных работников московские организации проявили преступное легкомыслие, допустив прием на работу явно деклассированных элементов.
Дорожное строительство в полной мере ещё не развернуто. В текущем году будет проложено 142 км профилированной дороги.
Тов. Хаустов отмечает, что стоимость перевозки грузов на автотранспорте обходится 26 коп. за тонно-километр. Такая высокая  стоимость объясняется большим холостым пробегом, авариями и недогрузами.
____________________
Необходимо отметить попытку т. Хаустова объяснить занесение зерносовхоза на черную доску пресловутыми «объективными причинами». Не отвергая возможности присылки из Москвы в зерносовхоз неквалифицированных работников с антисоветскими тенденциями, мы вынуждены указать, что тов. Хаустов ни словом не обмолвился о мобилизации общественного внимания к содержанию тракторов на должной высоте, как это было сделано в учебно-опытном совхозе.
Очевидно отсутствием внимания общественности и администрации объясняется то, что Кустанайский совхоз украшает собой черную доску. Ред.
За рулём. 1931 год № 5

           На первом снимке из Интернета  трактор International 15-30 фирмы  International Harvester, трактор International 15-30. Цифры следует понимать так: 15 л.с. - мощность на крюке и 30 л.с. - мощность самого двигателя. Харьковская версия американского трактора называлась ХТЗ-15/30,  сталинградская : СТЗ - 15/30.
На втором – знаменитая советская полуторка ГАЗ-АА (грузоподъемностью 1,5 т ), Доработанную лицензионную копию американского грузовика Форд АА образца 1929 года.
Именно об этой технике идет речь в статье.

Автор: Публикация Владимира Иванова

Дата: 2017-10-06

Просмотров: 1809