Птицеводством в 50-60-х годах занимались не только в Кустанайском совхозе. Хозяйства, имевшие колхозное прошлое, курей держали практически с колхозных времён. Утиные же фермы появились в ряде совхозов практически одновременно с Кустанайским, или годом-двумя позже. А в Гурьяновку, тогдашнее шестое отделение Кустанайского совхоза, первые семь тысяч утят были завезены весной 1956 года.
До 1963 года собственные инкубаторы, кроме Кустанайского, были также в Славянском, Есенкольском, Карабалыкском, Урнекском и Михайловском совхозах.. Но работали они крайне неэффективно. «Такая представительность с виду хорошее дело: почти каждый совхоз обеспечивает себя молодняком птицы, - писал 8 октября 1963 года в районной газете заместитель начальника Комсомольского производственного управления И. Зименс, - На деле это распыление затрат труда и средств… Маленькие инкубаторы используются сезонно. Инкубирование яиц – работа, требующая определённых навыков. Обучит совхоз людей, а использует их лишь несколько месяцев году, Простаивают и машины».
Да что там «простаивают»! Купленные Бурлинским и Славянским совхозами дорогостоящие инкубаторы, например, вообще, кажется, никогда не запускались. Ржавели на складах, пока не пошли на металлолом. У славянцев, похоже, на фронте птицеводства дела обстояли хуже всех. За что и честили их на всех собраниях-совещаниях, на страницах районки почём зря. Не помогало. Из 36 тысяч цыплят, полученных славянцами на доращивание в 1963 году, погибло 2545 цыплёнка, из собранных 130500 яиц получено только 37000 утят, из которых погибло – 18000, половина! И это при том, что на птицефермах Кустанайского боролись буквально за каждого утёнка, за каждого цыплёнка.
Решением Целинного крайкома КП Казахстана и крайисполкома с1963 года Кустанайский совхоз должен был стать «хозяйством-репродуктом, в котором предусматривался полный производственный цикл, начиная от получения утиного яйца для инкубации и кончая круглогодичным выращиванием сухопутных уток с частичной передачей суточного молодняка совхозам, расположенным вблизи», - отмечал главный зоотехник Кустанайского совхоза Б. Брунштейн, выступая в районной газете 22 августа 1963 года». Другими словами, планировалось «иметь во всех совхозах стада кур для производства промышленного яйца и уток для доращивания и сдачи государству. Маточное же стадо будет только в Кустанайском » (И. Зименс).
При этом надо подчеркнуть вот что. Если сам Кустанайский переходил на технологию «сухопутных» уток, то откорм полученной от него птицы предполагалось в первую очередь вести в совхозах, «где есть крупные естественные водоёмы или на территории которых протекает река» (И. Зименс). Из выведенных в Кустанайском совхозе в 1963 году 155540 цыплят и 516290 утят другим хозяйствам было продано в общей сложности 297612 голов молодняка.
В числе первых первых стали работать по-новому совхозы «Боскольский», «Михайловский», «Магнайский», «Бурлинский», «Урнекский», «Победа», то есть как раз в тех хозяйствах, где доращивать птиц можно было на водоёмах. В «Победе» из завезенных 19660 утят сохранилось 15269, в Боскольском из 53700 - 42000 . Потери, как видим, значительные, тем не менее, по мнению И. Зименса, с ними можно было мириться, «так как они доказывают правильность избранного пути». При этом об экологической цене вопроса, заметьте – ни звука.
Например, В. Духнова, директор совхоза «Победа», где за утками наряду с взрослыми участвовали школьники, вырастившие за лето 4000 голов при среднем весе 2100 граммов, основной упор в своём газетном выступлении делала на дружном старательном труде ребят как результате хорошей работы учительского коллектива, регулярно знакомившего их с «важнейшими документами о развитии сельского хозяйства страны». « Родители этих ребят гордятся их трудовыми успехами, а коллектив и руководители совхоза благодарят за старательный труд и трудолюбие. Не так важны 80 центнеров мяса, произведенные руками школьников, а то, что они правильно понимают значение коллективного труда».
Судя по тому, что ни в 1964, ни в 1965 годах это словосочетание в районной газете не встречается ни разу, идея «хозяйства-репродуктора» оказалась очередной идеей – фикс, от осуществления которой пришлось отказаться. Нашим озёрам, можно сказать повезло. Хотя пекинские утки на них и остались, но не в таком количестве, как они были на Круглом. И принадлежали те утиные стада не совхозам, а занятому в них населению.
Благодаря почину Кустанайского совхоза, начиная со второй половины 60- годов, пекинские утки последовательно завоёвывали одно сельское подворье за другим. В районе тогда не держал уток разве только самый ленивый. Здорово помогли пекинцы жителям района и после того, как осенью 1964 года было принято постановление партии и правительства о нормах содержания скота в личных подсобных хозяйствах. На кур и уток
ограничения не распространялись.
На фото И.Леймана - Лена Филипьева, звеньевая батарейного цеха. Вскоре она возглавит комсомольскую организацию Кустанайского совхоза, и это, увы, всё, что мы мы пока о ней знаем.
Другие материалы по теме: 1. За что Брунштейну дали Героя? 2. Как пекинские утки сожрали озеро Круглое.
Автор: Владимир Иванов
Дата: 2012-03-28
Просмотров: 838
Последнее фото
16 октября 2017 года...
Фотогалерею фронтовиков района смотрите в разделе «Просто фото»
Голосование
Как вы относитесь к намерениям властей переименовать улицы с советскими названиями?