Последнии комментарии
к фото
к статьям
Топ 10 статей по
просмотрам
комментам
Подробнее >>
Подробнее >>

Красное знамя для школы и области

«Зачеркнуть бы всю жизнь да сначала начать…»
Например, с 13 декабря 1961 года.
И тогда бы, вполне возможно, я, а не Юрий Пластовец, стал бы секретарём обкома комсомола, полковником КГБ…
Ведь именно мне, а не ему, как  и никому другому из 28 представителей нашей делегации, было поручено выступить от имени Кустанайской области на Первом республиканском слёте   ученических производственных бригад. Именно я, а никто другой из состава делегации, принимал  от начальства переходящее Красное знамя ЦК комсомола Казахстана и Министерства просвещения Казахской ССР. И отнюдь не счастливому  случаю обязан я тому. На волю случая в ту пору такие вопросы не отпускались…На меня ставили сознательно, с дальним прицелом. Благо, родословная позволяла…
Но обо всём по порядку.

13 декабря меня, ученика 11 класса Бурлинской школы, бригадира школьной производственной бригады  в экстренном порядке приняли в комсомол. На бюро, насколько помню, мне был задан всего один-единственный вопрос. Пётр Васильевич Сафонов, первый секретарь, со своего кресла ткнул пальцем на портрет Маяковского, висевший на стене, и выронил небрежно: «Кто?»
Деталей не помню. Несомненно одно. Предварительно убедив с помощью тогдашнего «волшебного» слова «надо», настояла на моём вступлении в комсомол,  к  которому я относился весьма прохладно, завуч производственного обучения Валентина Ивановна Гунько. В столице республики намечался слёт ученически производственных бригад, входивших в число любимых детищ путаника-реформатора Никиты Сергеевича Хрущёва.  И именно  ей, супруге первого секретаря райкома партии, начальство поручило возглавить областную делегацию, подготовить выступающего.
И хотя вместе со мной в Алма-Ату  из Бурлей поехали умники-отличники Таня Логунова и Акылбек Турмухамбетов (см. у нас «Как инженер стал профессором»), выступить на слёте, точнее озвучить подготовленные для меня правильные слова, Валентина Ивановна поручила именно мне, не блиставшему ни знаниями, ни примерным поведением. Просто, у меня, вероятно, язык был лучше подвешен.
Перед тем как отправить в путь-дорогу, бурлинцев принял сам первый секретарь обкома компартии А.М. Бородин. Мама рассказывала, что Бородин был лично знаком с ней и отцом, даже однажды останавливался у нас ночевать. Да и помощником у хозяина области  был тоже, можно сказать, свой человек.  Тимофей Павлович Подзюбан до того как перебраться в Кустанай, в Бурлях  жил в одном с нами доме, в квартире через стенку.
Напутственное слово Андрея Михайловича было кратким и энергичным: вам поручается важное ответственное дело, не подведите. В ответном слове, порученном опять же мне, я заверил, что доверие оправдаем. Бородин пожал нам всем руки, с тем и расстались.

Кроме нас, бурлинцев, в составе делегации были представители Фёдоровского,  Узункольского, Тарановского районов, Кустаная. Орджоникидзевский район представляли Николай Лях и Юрий Пластовец, будущий секретарь Кустанайского обкома комсомола и полковник госбезопасности. На снимке № 3 он в первом ряду третий слева. Крайний справа в этом же ряду его земляк Н. Лях. За ним – Валентина Ивановна, а за Валентиной Ивановной в белом фартуке Таня Логунова. Будущий доктор физико-математических наук, профессор Турмухамбетов – предпоследний слева  в верхнем ряду.
25 декабря, то есть менее чем через две недели как стал комсомольцем, я уже бодро рапортовал с трибуны слёта о делах  бригады. Пространная речуха в изложении «Пионерской правды», наряду с другими молодёжными  СМИ опубликовавшей отчёт о нашем форуме, заняла всего один абзац. Приведу его: «Разве только на лето ребята в бригаду записываются? У нас не так. Осенью зябь пахать нужно. А снегозадержание? Со снегом нам хватит забот до самой весны. Надо влагу накопить – нас лето дождями не балует. В общем, бригада работает круглый год. Сейчас на фермах заготавливаем навоз, куриный помёт. Скоро пора заняться очисткой и подготовкой семян к севу, проверить их на всхожесть. Сидеть сложа руки никому не советуем»
Тема круглогодичной работы бригады прошла красной нитью через всё моё весьма эмоциональное выступление и  в конце концов вывела нас к победе. Нам было вручено  переходящее Красное знамя ЦК комсомола Казахстана и Министерства просвещения Казахской ССР. Приняв алое полотнище на тяжеленном древке, преисполненный самых высоких чувств, несмотря на предложения ребят помочь, не расставался с ним до самой гостиницы... Так и пёр через весь город почётный трофей, словно он был мой, личный…

Домой вернулись аккурат под ёлочку. А сразу после новогодних праздников – новая трибуна. На этот раз – областного слёта отличников учёбы и труда. Заколдованный, зомбированный   очередным «надо»  незабвенной Валентины Ивановны, говорил ярко, убедительно, сам при этом начиная верить, что у нас действительно всё складно да ладно, как на озвученной мной бумажке.
Ближе к весне, чтобы обобщить опыт наших производственных бригад, школу навестил  ведущий журналист областной газеты тех лет и будущий коллега Я.З. Шакиров, всегда дружелюбно, даже покровительственно относившийся ко мне… Нашлось у Якуба Зиятович и  пяток минут для меня. Но всё как-то не получается добраться до той его статьи.
А уже летом, когда я метался в поисках  вузов - институтов, на моё имя в  школу из Москвы пришла посылочка с малой серебряной медалью ВДНХ и готовальней.
На том моя карьера «агитатора, горлана-главаря» производственного обучения, собственно, и кончилась. Задача, ради которой меня вступили в комсомол, была успешно выполнена. Ни я ему,  ни он мне оказались больше не нужны, и через 21 месяц, в августе 1963 года, мы с комсомолом расстались...
И слава Богу…
Между тем и после нас, первопроходцев этого дела, Бурлинская школа до самого развала Союза оставалась своеобразным педагогическим испытательным полигоном. На бурлинских школьниках, как на подопытных кроликах испытывались все новые и новые формы трудового и производственного обучения. С 1988-1989 учебного года здесь в числе
100 школ той большой нашей страны было введено так называемое углубленное трудовое обучение по двум профилям: тракторист-машинист третьего класса и оператор машинного доения. В начале 90-х, когда школу возглавлял Г.М. Антипов, с моей подачи журналист областного телевидения Алма Жусупова сняла фильм «Осенний урок» о традициях бурлинской ученической производственной бригады и последнем  эксперименте. Но это, как говорится, уже другая история.
О фото: первое сделано в кабинете одного из заместителей министра просвещения Казахской ССР; на третьем – наша делегация; на четвёртом – я с Люсей Устименко из Фёдоровки и Таней Логуновой во время областного слёта отличников учёбы и труда.

Читайте также у нас «Одноклассники на всю жизнь»              

Автор: Владимир Максименко

Дата: 2012-01-18

Просмотров: 1261

Комментарии к этой статье:

Комментарий добавил: Artstudio
Дата: 2012-01-21

Читая интервью, ставшего в последние годы весьма популярным, С. Кугиняна в газете "Завтра", почему-то вспомнилась эта статья В. Максименко. Возможно эта беседа, речь в ней идет о влиянии произведений братьев Стругацких на ход "перестройки", заинтересует еще кого-либо.

Статья в газете "Завтра":

http://www.zavtra.ru/content/view/strugatskie-igra-v-istoriyu/

и в довесок видеоролик "Метафизический спектакль <izнь>":

http://www.youtube.com/watch?v=BF0czbcVVHs

 

Было бы интересно узнать у непосредственных участников тех времен о том, насколько верны слова Кургиняна о разделении общества на технократов и гуманитариев 60-70-х годов?