Последнии комментарии
к фото
к статьям
Топ 10 статей по
просмотрам
комментам
Подробнее >>

Знакомый незнакомый Бехруз Ахундов

Недавно (11.10.2011 г) газета «Костанайские новости» под броским, полностью отвечающим злобе дня заголовком «Бехруз АХУНДОВ: «Не понимаю тех парней, кто отрастил бороды по полметра» опубликовала интервью с  руководителем областной азербайджанской молодежной диаспоры «Гейдар». Обычно такие безупречно складные да ладные, политически правильные  вещи я не читаю. Наверняка бы и эти пафосные речения осталось бы без внимания, если бы на фото  молодёжного лидера не узнал выпускника Карабалыкской средней школы имени Абая  не то 2001, не то 2002 года Бехруза Ахундова.
Внешне он с последней нашей встречи, можно сказать, не изменился. А вот  внутренне предстал совсем другим человеком. По крайней мере, таких серьёзных слов, таких взвешенных суждений я от Бехруза никогда не слышал. Может, просто потому, что мы с ним никогда не касались тем, которые он щёлкает, как орешки, в интервью? Всё больше «здравствуй» и «прощай» да «как живёшь?» при мимолетных встречах…
Материал даётся с незначительными сокращениями.

            – Бехруз, правда ли то, что, когда вы с ребятами собирались неофициально, тебя беспокоил вопрос о незаконности таких встреч?!
– Скопление молодежи вне учебных учреждений часто вызывает подозрение, и первое слово, которое многим приходит на ум по этому поводу – «группировка». Поэтому азербайджанскую молодежную диаспору мы решили зарегистрировать официально. А мысль о её создании появилась у меня года три назад. У нас есть одноименное объединение взрослых – в 1995 году мой отец Фаяз Юсиф первым спонсировал создание Костанайской областной азербайджанской диаспоры. Но нам захотелось реализовать себя в собственном проекте. И 28 ноября 2010 года молодежная диаспора «Гейдар» – десять лидеров и около 200 юношей и девушек разных национальностей – получила официальный документ. Довольно быстро нам удалось показать свои деловые качества, поэтому диаспоры Алматы, Астаны, северного округа республики, посоветовавшись с послом Азербайджана в Казахстане Закиром Гашимовым, приняли решение присвоить нашему объединению республиканский статус с правом открытия филиалов во всех областях страны. После чего я предложил провести в Костанае первый съезд азербайджанской молодежи Казахстана, но меня переубедили – это должна быть только Астана.
            – Этим летом ты встречался с президентом твоей исторической родины на третьем съезде азербайджанских диаспор мира...
– Я получил личное приглашение от посла. В нем говорилось о 20-летней дружбе между Казахстаном и Азербайджаном, о том, что многое связывает два наших народа. Казахстанскую делегацию кроме меня представляли коллеги из Алматы, Петропавловска и Астаны. И если в нашей стране около 30 азербайджанских диаспор, то по миру их более 400. Кстати, в России подобную молодежную организацию возглавляет дочь президента Азербайджана Лейла Алиева. В наших планах – сотрудничество с россиянами.
            – Бехруз, ты впервые так близко встречался с Ильхамом Гейдаровичем?
– Нет, до этого я видел его мальчишкой. Дело было в Баку, мы со спортсменами приехали на предвыборную встречу с Гейдаром Алиевичем Алиевым, и Ильхам стоял рядом с отцом.
– Была ли тогда мысль о том, что он может стать преемником президента?!
– ...Да, промелькнула. И думаю, что сейчас он с достоинством несет фамилию отца. На прошедшем съезде Ильхам Гейдарович призвал все наши диаспоры к созданию теплых отношений с послами Азербайджана в странах проживания. Президент гордится азербайджанцами, работающими в государственных структурах, в представительной власти, бизнесе. Он обратился к нам с просьбой не забывать об исторической родине, достойно представлять её в других государствах и быть готовыми помочь друг другу. На второй день работы съезда нас, руководителей диаспор, принял заместитель министра молодежи и спорта Азербайджана Интигам Бабаев. И честно говоря, мне было неловко, когда у него просили содействия в открытии рынка, ресторана, магазина. Я попросил о содействии в приобретении национальных костюмов и народных инструментов.
            – Учитывая то, что перед президентскими выборами в Казахстане ты вступил в партию «Нур Отан» и помогал городскому предвыборному штабу кандидата в президенты Нурсултана Назарбаева, твоя позиция по отношению к главе Казахстана ясна. А что думают твои земляки?
– Азербайджанский народ относится к Нурсултану Абишевичу как к аксакалу всего тюркского народа. Я не поверю, чтобы азербайджанец, имеющий гражданство Республики Казахстан, проголосовал против первого Президента. Достойнее Назарбаева на сегодня в нашей стране политика нет! Этот мужественный человек доказал всему миру, что он – лидер нации. А молодежь, участвуя в агитационной кампании, очень сплотилась, позврослела. Все члены «Гейдара» вступили в молодежное крыло «Жас Отан» и выполняли задания штаба. Я делал то же самое. И учился, к примеру, у начальника городского штаба Риммы Чингисовны Бектургановой. Ее умению общаться с людьми и быть руководителем.
            – Но предвыборная кампания закончилась, а что дальше?
– Обычная повседневная работа. Мы помогаем с оформлением документов, гражданства, оказываем консультационные услуги. Но нам не хотелось бы ограничиваться работой только в рамках своей диаспоры. Мы хотим привлечь к общим делам молодежь других культурно-национальных центров. Например, в Костанай приехали турки из Шымкента, и я предлагаю им создать свою организацию, проводить совместные акции. Лидеры от диаспоры «Гейдар» есть в Карабалыкском, Наурзумском, Тарановском районах, городах Лисаковск, Житикара, Аркалык.
– Бехруз, каким образом вы знакомите с родной культурой, традициями поколение азербайджанцев, родившихся в Казахстане?
– В посольстве для таких целей я беру литературу, в последний раз – около 200 журналов на азербайджанском языке по разным направлениям. Из Баку привез литературу о всемирных диаспорах, сборники выступлений с двух съездов азербайджанских диаспор мира. В очередной сборник по третьему съезду попадут уже и фамилии казахстанцев. А костанайцы – лучшие члены диаспоры «Гейдар» – уже внесены в Книгу золотой азербайджанской молодежи мира.
Мне хочется создать в Костанае школу азербайджанского языка. Договор об аренде класса заключить просто. Литература есть. А вот с преподавателями проблема. Будучи в Баку, я нашел супругов-учителей, которые готовы приехать в Костанай. Месяц их проживания и работы здесь обойдется в 1500 долларов. Я обратился за помощью к спонсорам, жду ответа. Думаем пригласить хореографа из Петропавловска.
Бехруз, ты родился в Азербайджане, а получилось, что пригодился в Казахстане.
– Мой папа приехал в Карабалыкский район в 1988 году на стройку. Потом перевез сюда семью. Жили мы в поселке Смирновка. Потом на некоторое время нам пришлось уехать в Азербайджан, чтобы ухаживать за престарелыми бабушкой и дедушкой. И я общался там с дядей, который привил мне любовь к вольной борьбе, к игре на национальном инструменте тар, это что-то вроде казахской домбры. У наших народов вообще много общего. И, кстати, в Азербайджане есть Казахский район, где ещё в 1480-е годы поселились тюркские племена.
– И народные праздники у нас общие. А какие национальные обычаи у вас на особицу?
– К примеру, Наурыз в Азербайджане начинают встречать со второй недели марта. Каждый вторник принято зажигать во дворах костры, – до исламской веры азербайджанцы поклонялись огню. Желательно прыгнуть через костер, чтобы очиститься от негативного. Здесь же люди раздают друг другу подарки, сладости.
– А можешь ли ты назвать себя верующим человеком?
– Верить-то я верю, но с таким же уважением отношусь и к другим религиям. Для меня нет разницы, какая у человека вера. Бог един для всех – это люди сами разделились на разные религии. Верить надо, а вот быть фанатиком веры не стоит. Не понимаю тех парней, которые вдруг отрастили бороды по полметра. За таким внушительным внешним видом могут скрываться и подозрительные типы. И я стараюсь работать так, чтобы наша молодежь не попала в сети сомнительных религиозных организаций – они нередко лоббируют интересы тех стран, которые завидуют согласию в многонациональном казахстанском обществе. Нам всем нужно оберегать стабильность, которую создал наш народ с Президентом за 20 лет независимости. Об этом постоянно разговариваем с членами «Гейдара». В нашей области 88 процентов азербайджанской молодежи не пьет спиртное, больше половины не курят. Но есть два факта наркомании. Мы пытались убедить этих парней пойти на лечение, предлагали деньги, к сожалению, всё безуспешно. Одно успокаивает, что это два наркомана-азербайджанца, а не 20.
– Давай немного о личном. Ты женился в 27 лет в декабре прошлого года. Признавайся, невесту украл?!
– Начну с того, что будущую жену мне выбирали родители. Это было в Баку. А невестой оказалась соседка моей двоюродной сестры. Папа и мама взяли её фото и показали мне, а потом поехали её сватать. У нас на сватовстве аксакалы с обеих сторон ведут диалог, а решение принимает старейшина со стороны девушки. Ею оказалась столетняя бабушка. По обычаю ей принесли чай. И все в напряжении следили, если она положит в чашку сахар и выпьет чай, значит, согласна. Если нет, то это – отказ. Бабушка выпила сладкий чай. Мы с невестой надели друг другу кольца и получили благословение родителей. Её папа настаивал на том, чтобы свадьба была в Баку. Я хотел в Костанае. Тогда мы так и не договорились, и я улетел обратно. Через некоторое время у меня возникла идея похищения невесты. Я приехал к ней и сказал: давай сходим в мечеть распишемся, а потом пойдем к твоим родителям обговаривать свадьбу. В мечеть-то мы сходили, а вот вместо родительского дома я привез её в аэропорт, и мы улетели в Казахстан. Потом позвонил тестю, всё объяснил и выслал им деньги на билет. На свадьбу, которая состоялась здесь, в Костанае…

Автор: Публикация Владимира Иванова

Дата: 2011-10-22

Просмотров: 2400