Последнии комментарии
к фото
к статьям
Топ 10 статей по
просмотрам
комментам
Подробнее >>
Подробнее >>

Последняя смута. Глава 2. Оплёванные лампасы

1.Президенту Казахской ССР тов. Назарбаеву Н.А.
Уважаемый Президент!
В нынешнем году отмечается 400 лет служения Уральского казачьего войска Отечеству. Мы намерены отметить эту дату скромным торжеством и приглашаем Вас посетить наш город, чтобы вместе с нами почтить этот день, отдавая долг памяти славным делам уральских казаков… Мы полагаем, что такой Ваш визит мог бы стать не только актом вежливости, общепринятой среди цивилизованных народов, но и проявления политической мудрости и благородства, если бы он был совмещен с проявлением внимательного отношения к таким вопросам, как необходимость скорейшей реабилитации Уральского казачества, защите его культурного наследия, прекращению тупиковых процессов, нарастанию дискриминации по отношению к русским людям со стороны руководства нашей области, улучшению межнациональных отношений в Казахстане.
По поручению правления Уральского казачьего общества         председатель А. Качалин.
                                                                       «Казачий вестник», № 4, май 1991 г.

2. Лампасы в первомайской колонне
Такого в Уральске еще не видели. Впервые в демонстрации трудящихся шли люди с малиновыми лампасами и в фуражках с малиновыми околышами. А впереди над колонной самой, пожалуй, самой многочисленной, реяли казачьи знамена и хоругви. Атаман с булавой и знаменосцы четко чеканили шаг в парадной казачьей форме. Это была колонна Уральского казачьего историко-культурного общества. Никаких своих призывов и транспарантов казаки не несли, они шли под общими лозунгами солидарности всех трудящихся.
Кое-кто из злопыхателей муссирует мысль о том, что казаки, мол, раньше разгоняли демонстрации… Но никто не вспоминает, что они и отказывались от полицейских обязанностей, протестовали против них. Два уральских казачьих полка в 1905-м единодушно отказались от направления их на подавление выступлений народа. Полки вернули на родину и расформировали. А татарский поэт и революционер Габдула Тукай тогда же писал, что сотня казаков в своем родном городе отказалась разгонять рабочую маевку. Словом, потомки казаков с полным правом  шли сегодня в рядах демонстрантов. Но опять же о них ни слова не сказали в репортаже по радио. Не прозвучало и слов привета в их адрес.
Ладно, проглотили обиду. И когда свернули с проспекта, встали в круг. Не для манифестации. Прозвучала команда:
- Запевай!
И песенники дружно возгаркнули:
- Едут-едут по Берлину наши казаки!
… А когда окончилась вся демонстрация, казаки вернулись к Храму – памятнику своим отважным предкам и сфотографировались здесь на память.
Атаман дал команду: «Разойдись!», но еще долго не хотели покидать площадь впервые свободно вдохнувшие тут молодцы-уральцы.
«Казачий вестник», № 4, май 1991 г.

 

4. Из выступления Н.А. Назарбаева по республиканскому телевидению 12 июня 1991 года
На собрании республиканского актива с участием Горбачева была высказана наша позиция относительно амбициозных требований некоторых лидеров казачества о перекройке границ республики. Никогда и ни при каких условиях мы не согласимся с такими нелепыми суждениями. У нас в стране, кстати, действует Закон об уголовной ответственности за разжигание межнациональной розни и призывы к разделу границ... Если казачество хочет возродить свои традиции, обычаи, культуру, то никаких возражений быть не может… Но создавать воинские формирования или праздновать 400-летие служения казачества царю – это уже слишком…

5. «Яицкая воля»   и неволя

Ваше желание законно
Уважаемый Валерий Александрович!
Присланную Вами «Яицкую волю» прочел с большим интересом.
Желание уральских казаков (как и сибирских) жить заодно с Россией – совершенно понятно, законно и должно быть уважено…
Желаю Вам и Вашим друзьям успеха в Ваших стремлениях.
Всего Вам доброго.
                                                                                А. Солженицын.

Не откажемся от своей славы
Яицкому казачьему войску 22 июля исполняется 400 лет официальной, писаной истории… Волею судеб мы теперь живем вне России и поэтому для наших теперешних властей вопрос о юбилее Яицкого казачества является «спорным» и они предлагают нам оказаться от его празднования. Как подобное назвать? Это значит – мы должны уподобиться иванам не помнящим и забыть славные дела и имена наших предков… Можем ли мы с этим согласиться? Нет!
Мы должны и обязаны помнить, что яицкие казаки с честью выполнили возложенную на них судьбой историческую миссию – завершили Великое дело освобождения Руси, начатое Дмитрием Донским в 1380 году. В 1581 году яицкие казаки разгромили остатки монгольских завоевателей на Яике и в Сибири. И с тех времен Яицкое казачье войско посылало своих сынов на защиту России, где бы ей не грозила опасность…
Именно наши предки вели бескомпромиссную и неравную борьбу в составе непослушной, народной партии против соглашательской, послушной, старшинской партии за сохранение древних устоев казачьей демократии и казачьих вольностей… Нам не след забывать, что девизом… восстания (Емельяна Пугачева), как и более раннего под руководством Степана Разина, был девиз – «всех сделать вольными казаками, учредить по градам и весям казачий строй, казачий круг»…
Мы обращаемся ко всем ныне возрожденным казачьим войскам… - проведите у себя в войсках празднование 400-летнего юбилея православного Яицкого казачьего войска. Это – наше общее дело. Мы обязаны показать, что история наша, история России – священна для нас.

Непредвиденные зигзаги на съезде донских казаков
Приехал я на съезд, зарегистрировался и сразу послал записку с просьбой выступить. Хотелось рассказать о положении на Яике… Но неожиданно председательствующий объявил меня для приветствия съезду… Больше того, ко мне подошел председатель Совета стариков, потомок кударинских казаков А.П. Зимин, обнял и расцеловал…
Но главные для меня события произошли на следующий день, когда Зимин зачитал газету Уральского ГК КПСС «Пульс», услужливо привезенную в Ростов В. Соломоновым. А в ней сообщение о моем «исключении» из Уральского историко-культурного общества. Криминал! Такой плохой казак  - и в президиуме! Из зала голоса: «дать Шукову слово». Возрадовался я – выполняется казачья демократия. Вышел к микрофону и объяснил ситуацию…  А суть дела в том, что наши власти предъявили Уральскому историко-культурному обществу ультиматум – не освободитесь от Шукова, закроем вас. Вот и вынуждены они были собрать малый круг и исключить меня из общества. Они действовали по принуждению, и поэтому не стоит осуждать их. После этого мы вынуждены были образовать другое казачье общество – Яицкое казачье войско. А что касается президиума, то я его покидаю и иду в зал. Съезд бурно аплодировал, слышались возгласы: «С Дона выдачи нет», «Слава смелым казакам»…
Но самое неприятное было в конце второго дня, когда  съезд принимал резолюции. Их было принято 11. И вот, наконец, дошла очередь до меня… Я подумал, что не стоит ограничиваться короткой телеграммой, а надо написать расширенное обращение от донцов к ВС Союза и России. Так и сделал – коротко описал исторические условия передачи… казачьих земель в подчинение… Киргизской автономной республики. В конце выдвинул предложение, чтобы были созданы компетентные комиссии при ВС Союза и России, которые бы разобрались в этом вопросе… Но председательствующий не стал зачитывать проект обращения, не назвал автора проекта, а просто своими словами сказал, что, мол, речь идет о восстановлении попранной справедливости в отношении Уральских казаков. А дальше он заявил, что у редакционной комиссии есть мнение, что этими вопросами должны, мол, заниматься не донские казаки, а Союз казаков во главе с Мартыновым и предоставил ему слово. Тот и заверил съезд, что он, якобы, собрали уже все документы и скоро пойдут к руководству страны. Казаки поверили и… не стали обсуждать обращение…
Стоит напомнить, что тот же А. Мартынов на первом Большом круге казаков в Москве… никак не хотел дать слово уральцу, не без основания предполагая, о чем он будет говорить. А когда все-таки наши требования были кругу изложены и круг единодушно поддержал их, атаман в послесъездовской беседе с уральской делегацией просил никому не говорить о поддержке кругом нашего стремления к воссоединению с Россией.
Вот так донцы оказались введенными в заблуждение и, по сути, отказались нас поддержать. Когда в кулуарах я объяснил донцам, что нам крайне необходима именно их поддержка, а не бутафорского союза казаков, они с сожалением замечали, что вот, мол, не разобрались, поверили Мартынову. Предлагали мне приехать на окружные круги, на которых непременно примут такое обращение. Но, к сожалению, поезд ушел, и буквально через несколько дней был подписан Договор между Казахстаном и Россией, статья 6 которого признает и уважает целостность РСФСР и Казахстана «в сложившихся рамках СССР границах».
В.А. Шуков.
                                   Из материалов газеты «Яицкая воля» № 2, май 1991 г.

 

6.Кто сеет ветер, кто жаждет бури?
Из письма Уральских казаков Президенту Казахской ССР товарищу Назарбаеву Н.А. . Копии: Президенту СССР товарищу Горбачеву М.С. и Президенту РСФСР товарищу Ельцину Б.Н.

Уважаемый Президент!
Вам было направлено приглашение на встречу с Уральским казачеством по случаю 400-летия служения уральских казаков Российскому государству. Ответа от Вас не получили. Вернее, если говорить более точно, Вы его дали в своем выступлении  на республиканском активе… Такой тон, такую однобокую трактовку исторических событий мы постоянно слышим в течение последних полутора лет от руководителя Уральской области и его окружения. От вас мы не ожидали подобного, полагаясь на Вашу образованность, умение находить компромиссы…
Печально, если мы ошибались…И протестуем против языка диктата, искажений исторических истин. Окрики, волевая перекройка истории – нелучший путь к миру и спокойствию в регионе. Не надо забывать, что мы являемся потомками одного из самых свободлюбивых казачеств России. При таком отношении к нам мы не можем, следуя Вашим словам, «чувствовать себя на казахской земле, как в родном отчем доме». Одной этой неосторожной фразой Вы перечеркиваете наше право на историческую родину… хотя правобережное Приуралье никогда не было казахским. Оспаривать этот факт могут только ученые вроде Козыбаева, Елагина, Беспаева, Григорьева, выполняющих, видимо, чей-то социальный заказ.
Возможно, с их, этих ученых подсказки, используется «находка» для компрометации казачьего праздника? Мол, как бы это восприняли русские, если б потомки Золотой Орды предложили отпраздновать в Москве 600-летие сожжение ее Тохтамышем, а татары – 400-летие взятия русской столицы ее предками? Сначала эта «убийственная» логика была вложена в уста Героя Советского Союза Е. Уракбаева, а 12 июня её повторили и Вы…
Почему наше желание провести юбилейное праздненство (одно в сто лет!) в городе, основанном нашими предками 378 лет  назад, вызывает такое нервозное неприятие руководителями республики и области? Во имя того, чтобы люди не знали, не помнили истории, того, что Уральская область была присоединена к Казахстану в 20-х годах? Мы ведь не говорим об отделении, речь – о празднике. Мы хотим здравомыслия с обеих сторон. И потому вторично приглашаем Вас в Уральск ы удобное для Вас время. Пусть не на юбилей. Хотя бы для встречи с нами. У нас найдётся о чем поговорить откровенно и честно. Ваш визит послужит хорошим примером для местных властей, упорно игнорирующих процесс возрождения самосознания уральских казаков. После Ваших выступлений эти власти еще более усилили дискредитацию нас, не останавливаясь ни перед клеветой, ни перед другими недостойными актами… И у нас создается впечатление: пока область возглавляет Н.И. Искалиев, стабильной обстановки в Приуралье не бывать. Он не идет на диалог, глух к чужому мнению, предрасположен к высокомерию, собственной непогрешимости. Именно его нужно считать инициатором нестабильности в области, а не нас…
Есть афоризм: уничтожить казачество можно, поставить на колени – нет! Уверены, теперь и уничтожить не удастся – времена изменились. Самое лучшее – искать точки соприкосновения, понимания друг друга во имя стабильности, укрепления дружбы народов. Ради этого мы и хотели бы с Вами встретиться. Примите наши искренние заверения в уважении.
Письмо принято учредительным большим кругом (конференцией)
союза уральских казаков 15 июня 1991 г.
«Казачий вестник», № 6, май 1991г

7. Демократия или диктатура?
Большой круг Союза уральских казаков обратился к президенту Казахстана с письмом, в котором доказывалась неправомерность запрещения празднования в Уральске 400-летия службы казаков-уральцев Отечеству. (Кроме «КВ» № 6) письмо напечатал популярный московский еженедельник «Русский вестник»… В послесловии к письму редакция «РВ» писала : « Наш корреспондент… побывав на московской пресс-конференции… Н.А. Назарбаева, поинтересовался, получено ли им послание уральских казаков. Нурсултан Абишевич факт получения письма признал, обещал, что по всем поставленным проблемам будут приняты соответствующие решения… Однако, прозвучавшие на пресс-конференции высказывания Н.А. Назарбаева по «казачьему вопросу» по-прежнему не выходят за рамки тезисов: «казаки – оплот самодержавия, «казаки – душители демократических процессов». Согласитесь, очень знакомая постановка вопроса. Совсем, как в документах, выходивших некогда из-под пера Свердлова, Кагановича, Орджоникидзе».
Соглашаемся! Действительно знакомая фразеология. Интересно, а как оценить категорический запрет на скромный казачий праздник (раз в 100 лет!) в Уральске? Это – Демократия по-казахстански или знакомая всем нам Диктатура?
«Казачий вестник», № 8. Сентябрь 1991 г.

8. Из дневника Петрова
16 сентября. Полистал газеты и ни чего в них не нашел. Перепевы августовских мотивов. Гимны победителям и победителей. Хорош материал Выжутовича о реформации ком. диктатуры в Узбекистане.  У нас та же картина. «Рабочая трибуна» устами губернатора Сахалина дает взбучку Явлинскому за его заявление о возможности передачи «северных территорий» Японии… Нужен не эфемерный Союз, а Российское государство – возвращение к 17-у  году. Определять нужно не отношение к Союзу, а отношение к России. Кто с ней – пусть с ней. Кто нет – нет. От каждого отдельно взятого человека до городов, областей, республик. Иначе на совести нынешнего руководств России будет кровь Бессарабии, Южной Осетии…
Нельзя без меня объявлять меня независимым от России.
«  Жизнь в А-Ате, как и по всему Казахстану, идет своим чередом. Последние политические события не вызвали в республике  митингов, манифестаций и пр. Обращение Н.А Н.  к народам К. воспринято с предельным вниманием. Следует сказать, что в каждом казахстанце живет осознание: Казахстан – моя суверенная республика. Назарбаев – наш законный президент. И все, что происходит, это – «где-то там…»
А. Самойленко, соб. кор. «Литературки» по Казахстану.одним росчерком пера превратил всех в обывателей, действующих по принципу «Моя хата с краю…» Да, было это скверненькое чувство собственной недосягаемости для катаклизмов : «В комнате светло и уютно, а за окнами Революция». Но оно быстро испарилось сразу, как речь зашла о границах. А почему бы их действительно не пересмотреть? Мы русские люди. Мы живем в России, завещанной нам одними нашими предками и перекроенной другими…
18 сентября. Если бы меня спросили, где я был с 13-го по 17 – е, я бы ответил: в Уральске. Тревожусь за уральцев, а дозвониться ни до кого не могу… Вот прочел послание Назарбаева Ельцину в «Казправде» и тут же после написал в газету, посоветовав ей впредь именоваться «КАЗАХСКОЙ правдой». Не в гостях я, мы, здесь. На своей земле! Это уральский праздник на уральской земле! И они вправе выбирать, кого им приглашать или не приглашать на него…
21 сентября. И все же позавчера дозвонился до Нади Комаровой. И вот, что она сообщила: во-первых, бросила работу в школе и торговала продукцией дачи, во-вторых, Сашка достраивает дачный особняк…
- А что юбилей?
- Да бегали там какие-то в белых тряпках на головах
Володя, как понял, к ним не заходил. А  он там, кажется, уже с 12 сентября. Инкогнито. 

9. К ситуации в городе Уральске
Как стало известно из официальных источников, 14 – 15 сентября в городе Уральске местным казачьим культурно-историческим обществом и комитетом «Возрождение» проведено празднование юбилея казачества.
Несмотря на категорическое возражение городского и областного Советов народных депутатов, учитывающее конкретную общественно-политическую ситуацию, сложившуюся в области, на него приглашены представители казачества с Дона, Кубани, Северного Кавказа, Южного Урала и Сибири. Во время проведения этих мероприятий их участники размахивали трехцветным флагом с гербом Российской империи.
Всё это вызвало активный протест со стороны студентов областного центра, а также прибывших из Алма-Аты, Чимкента, Джамбула, Актюбинска и ряда других городов республики, представителей движений «Азат», «Желтоксан» и  « Невада  - Семипалатинск».
Создалась угроза прямого столкновения противостоящих сторон. В сложившейся взрывоопасной ситуации население города проявило выдержку и благоразумие. Благодаря этому и усилиям советских и правоохранительных органов было предотвращено драматическое развитие хода событий.
                                                                                                                                             (КазТАГ).

10. На этот раз обошлось
… Все началось с молебна в храме Христа Спасителя, посвященного 400-летию службы уральского казачества Отечеству. Хотя местные власти не давали разрешения историко-культурному обществу на проведение праздника под знаком именно этой юбилейной даты: об этом официально было сообщено на совещании с работниками средств массовой информации, состоявшегося в областном Совете … уже после тревожных дней. Там же отмечалось, что воскресное богослужение по убиенным казакам, вопреки достигнутой договоренности, их чисто миротворческого акта вылилось в политизированную акцию. Местные казаки и многочисленные гости… пришли к храму под развернутым трехцветным флагом России, что тоже являлось грубым нарушением установок органов местного самоуправления. Власти области и Уральска были также против участия в празднике представителей правления Союза казаков страны во главе с атаманом А.Г. Мартыновым.
Противоправно действовали и представители некоторых демократических движений республики. Гипертрофированное участие в противостоянии приняли представители гражданского движения «Азат» ( гости из Алма – Аты в первую очередь). По их инициативе накануне воскресного дня были проведены несанкционированные митинги, они же, подчеркивалось на совещании с работниками прессы, привлекли на свою сторону местную молодежь, сообщив ложную информацию о том, что-де 15 сентября решается вопрос отделения Уральска от Казахстана.
Противостояние «Азата» и представителей других демократических движений, естественно, усилилось. У Дворца культуры машиностроительного завода «Зенит», где в ранние предвечерние часы проходила концертная программа казаков, собралась двухтысячная толпа молодежи, страсти накалялись, обстановка становилась более взрывоопасной. Дело дошло до локальных стычек.
Но в итоге обошлось без существенных эксцессов, чему в немалой степени способствовали активные и трезвые действия руководителей областного Совета народных депутатов, правоохранительных органов. В гуще конфликтующих сил постоянно находился первый заместитель председателя облсовета, председатель исполкома областного Совета В.К. Гартман.
Спокойствие и выдержку проявили жители города Уральска. Получилось так, что в противоборцах оказались в основном гости и с той, и с другой стороны. Убежден, интернационализм уральцев после этих событий более укрепится.
                                                                                              Б.Кузнецов.
                                                                        «Казахстанская правда», 17 сентября 1991 г.

         11. Дневник испорченного праздника

Областная общественно – политическая газета «ЛП»… опубликовала интервью с местными лидерами с местными лидерами движения и партии «Азат». Вот некоторые из их высказываний. А. Карабаев: «… Только из-за незнания программы «Азат» некоторые считают наше движение «экстремистским, националистическим». «Азат» борется только в рамках Конституции…сугубо мирными средствами… Главное для  нас правовая защищенность каждого казахстанца ». Т. Ертаев: «Партия более однородна по национальному составу. Но это не значит, что она будет отстаивать интересы только коренного населения… Наша партия за многопартийную систему… Пусть на весеннем цветущем лугу будет и наш свободный цветок…»
Просим прощения за столь обильное цитирование, но делаем мы это только ради того, чтобы нас не обвинили в предвзятости, ибо нижеследующий материал журналиста С. Семикина («Литературная газета от 27 сентября 1991 года»), на наш взгляд, совершенно не подтверждает заявление лидеров «Азата»….

            Заявку на проведение праздника 400-летия служения Уральского казачьего войска  России руководство Уральского казачьего историко -культурного общества подало весной этого года. Однако административно-командная система области проволочками, придирками и другими способами тянула время и не давала никакого ответа. И только после попытки переворота, ссылаясь на постановление ГКЧП, праздник казаков был запрещен. После подавления путча текст запрещения остался практически прежним, только ссылка на ГКЧП была убрана. Казакам запрещались шествия, митинги, демонстрации.
Пятница, 13 сентября
В центре города в рабочее время состоялось шествие лидеров партии «Азат» в национальных одеждах с лозунгами, требующими отмены праздника и запрета Уральского историко-культурного общества. Вечером же стало известно, что гостей праздника – казаков из других частей СССР было запрещено принимать в гостиницах и общежитиях города.
Суббота, 14 сентября
В городе продолжался митинг «Азат» с антиказачьими лозунгами и требованиями. Продолжали съезжаться гости. Делегация  Оренбургского казачества была блокирована на шоссе. Автобусу с казаками, журналистами и операторами телевидения было запрещено следовать в Уральск.
Воскресенье, 15 сентября
К 9 часам утра возле «Золотого Храма» (так народ назвал церковь Христа Спасителя) стали собираться жители города. гости праздника и члены Уральского историко-культурного общества. Гости, казаки были в форме и выстроились в две шеренги, образуя живой коридор от Храма до проезжей части улицы. По нему вошёл в Храм архиепископ Антоний, за ним атаманы и казаки. Начался молебен. А в это время на митинге «Азата» была принята резолюция, отправленная как телеграмма президенту Казахстана:
«Во исполнение Вашей президентской воли о недопущении празднования 400-летия службы Уральского казачества Российской империи, которое по существу является началом завоевания Казахстана царизмом, мы, представители демократических сил республики, объявляем 15 сентября днём национального траура казахского народа в память наших предков, павших от казачьих сабель, и блокируем сегодня проведение казачьей художественной самодеятельности, под которым скрывается празднование колонизаторского юбилея. В Уральске казаками поднят трёхцветный российский государственный флаг. Брошен вызов суверенитету Казахстана. Приезжайте немедленно.                                                                                     Демократические силы Казахстана».
Молебен кончился проповедью архиепископа. В ней он назвал казаков защитниками русского народа и государства, приветствовал возрождение казачества и призывал уральцев и гостей любить ближнего. А ближними он назвал казаков, русских, казахов.
В два часа дня начался концерт. Дом культуры завода «Зенит» был оцеплен подразделениями ОМОН с щитами и дубинками. Позже подъехало и встало в цепь подразделение, вооруженное автоматами. Была конная милиция, были милиционеры с собаками.
Милиция охраняла Дом культуры от толпы казахской молодёжи, в основном студентов сельскохозяйственного института. На самом видном месте нападающие выставили плакат из ватмана и явно наспех написанный. Он гласил, что 400-летие служения царю-батюшке – это национальный траур казахского народа. Образование казачества – это начало колонизации Казахстана. Этот же плакат требовал запрещения казачьего общества.
В начале концерта приехал архиепископ, толпа собранная «Азат», закидала машину его камнями, пыталась её поджечь и перевернуть. При этом архиепископ получил травму головы.
После концерта милиция потребовала от казаков очистить площадь перед Домом культуры. Они мешкали, так как не были уверены, что все ушли из Дома культуры. Воспользовавшись усталостью милиционеров, в основном, казаков, толпа прорвала их цепь и бросилась в Дом культуры, обогнув здание ДК; во дворе близлежащего дома  она обнаружила стоящих там зевак, и четверых казаков в форме донского войска. В одно мгновение они все, не исключая и женщин, были избиты. Один подросток был истыкан древками знамён голубого цвета …
Весь вечер этого дня алма-атинское телевидение передавало развлекательные программы. так ничего и не зная о дне национального траура казахского народа.
Понедельник, 16 сентября
В центре города вновь состоялся митинг «Азат», на этот раз санкционированный. На нём была принята резолюция с требованием запрещения всех казачьих обществ и землячеств. Русские в Уральске поняли, что при такой «демократии» они объявлены чужеземцами.
От редакции «Запрещенного Кустаная»: Ещё «великий» Мао сказал: «Пусть на лугу расцветают цветы, но не ядовитые». А вот какие из этих цветов ядовитые, а какие следует закидывать камнями, берётся определять только «Азат», руководствуясь в том числе и « Вашей президентской волей»… Вопреки всем своим декларированным партийным установкам.
«Кустанай запрещенный» №3. ноябрь 1991 г.

 

12. Послание  Президенту РСФСР Б.Н. Ельцину
Несмотря на категорическое несогласие местных органов власти на празднование в г. Уральске 400-летия служения уральских казаков Российскому государству и наши неоднократные обращения на Ваше имя с предложением перенести это мероприятие на территорию РСФСР, несколько сот представителей российского казачества во главе с атаманом А.Г. Мартыновым прибыли в г. Уральск.
По сути своей провокационные действия казачества, проведенные 15 сентября с.г. под российским флагом на территории Казахстана, были восприняты населением и общественными движениями республика как политическая акция, демонстрирующая откровенное неуважение к государственному суверенитету Казахской ССР. Все это вызвало активное противостояние, вылившееся в многотысячную манифестацию и инциденты на межнациональной основе. Возникла серьезная угроза гражданскому согласию, общественно-политической стабильности в республике. Благодаря усилиям местных органов власти, принятию оперативных мер на этот раз был предотвращен драматический исход событий…
В сложившейся ситуации считаю необходимым обратить Ваше внимание, Борис Николаевич, на то, что своевременная оценка российским руководством серьезности проблем, связанных с необоснованными притязаниями движения казачества, противоречащими Договору между Казахской ССР и РСФСР, совместному коммюнике от 30 августа текущего года и Вашим заверениям по этому вопросу, приостановила бы лидеров общественного движения казачества от подобного рода необдуманных действий.
Еще раз выражаю твердую приверженность достигнутым договоренностям и, считая нашим обоюдным долгом всемерно оберегать традиционную многовековую дружбу народов Казахстана и России, надеюсь на взаимопонимание и содействие с Вашей стороны в укреплении суверенности и территориальной целостности наших государств.
                                 Президент Казахской ССР Н. Назарбаев. 17 сентября 1991 г.
«Казахстанская правда», 18 сентября 1991 г.

 

13. Страсти не утихают
В Уральске с аншлагом прошли концерты Олега Газманова. Популярность этого эстрадного певца общеизвестна. И не нуждается в особых комментариях. Но сообщить о его гастролях в нашем городе представляется необходимым потому, что приезд артиста по времени совпал с событиями, происшедшими… 15 сентября….
Так вот, представители гражданского движения «Азат» заявили, что они не допустят выступления О. Газманова, в репертуаре которого   есть песни о есауле и на другие темы, близкие к казачьей. Их попытались убедить, что приезд певца  - акция чисто культурного плана и что договоренность с ним достигнута далеко на подступах к нынешнему сентября совсем по другим каналам. Согласились. Но, как говорят зрители, во время первого концерта под открытым небом на стадионе «Авангард» кто-то все-таки бросил на поле дымовую шашку…
Б. Кузнецов.
«Казахстанская правда», 20 сентября 1991 г.

 

14. Юбилей отмечен. Жертв нет.
…Наибольшего накала события достигли во второй половине 15 сентября, когда митингующие с площади подошли к дворцу культуры.Дорогу им преградила милиция. Организаторы митинга не скрывали своей задачи спровоцировать защитников правопорядка, чтоб по их словам, узнать, на чьей стороне уральская милиция: «суверенной Казахской республики или уральского казачества». Думаю, азатовцы остались разочарованными, так как работники правоохранительных органов оказались на стороне Закона.
Противостояние митингующих под голубыми знаменами и белыми повязками вокруг головы и уральской милиции продолжалось до вечера. Несколько раз ситуация из критической грозила перейти в неуправляемую. Только решительные, слаженные и в то же время предельно выдержанные действия людей в форме, не дали событиям перевалить за критическую черту. Задержанных не было. Крупного материального ущерба тоже, если не считать нескольких легковых автомашин, которые многочисленные ораторы использовали в качестве трибун, да разбитого лобового стекла одной служебной машины. За три дня в операционную облбольницы с ножевыми ранениями поступило трое пострадавших. До окончания расследования о связи этих ранений с происшедшими событиями ничего определенного  сказать нельзя.
Страсти, разгулявшиеся в Уральске… нанесли серьезный урон относительной стабильности общественно-политической ситуации в регионе – нашей «козырной карте» в переговорах с западными бизнесменами. Как считают специалисты, теперь миллиардные инвестиции, которые они были готовы вложить в совместное предприятие на Карачаганском газоконденсатном месторождении, «проклятые капиталисты» потребуют более выгодных для себя условий.
С.Е.
Предъюбилейная хроника

В мае казачьим…обществом получено официальное разрешение горисполкома на проведение 15 сентября Дня казачества – так в решенни горисполкома назван праздник…
«Какой бы ни была лично моя позиция в вопросах, связанных с казачеством, как представитель власти я не должен поступать иначе. Во-первых, для запрета нет законных оснований. Во-вторых, надо реально смотреть на обстановку, думать о будущем» (из беседы с председателем горсовета Б. Мулдашевым в августе).

По результатам опроса, проведенного Республиканским центром по изучению общественного мнения среди коммунистов города, 73 процента опрошенных высказались за проведение празднования 400-летнего юбилея.
Лидер областного отделения движения «Азат» А. Зейнуллин на одной из встреч «за круглым столом» заявил, что сам факт празднования может быть воспринят казахским народом как «начало второго витка колонизации»,  если оно не будет запрещено. «Азат» проведет манифестацию протеста и митинг. Заданный ему вопрос: «Должны ли представители других историко-культурных центров спрашивать разрешения у «Азата», чтобы отметить какие-то свои знаменательные  даты?» - повис в воздухе.
Горком партии предлагает провести праздник в рамках Дня дружбы народов Приуралья в октябре. Казаки против. «Азат» - тоже – не проводить казачий праздник ни под каким предлогом.
20 августа постановлением горисполкома празднование юбилея запрещено в связи с тем, что необходимо выполнять постановление ГКЧП. Затем мотивировка запрещающего постановления была изменена: «в связи со сложной социально-политической обстановкой».
Первоначальный сценарий праздника предусматривал торжественный молебен и народные гулянья в Ханской роще. В окончательном варианте остались молебен и концерт – мероприятия, на проведение которых не требуется санкции властей.
9 сентября. Казачий круг. Из почти часовых разъяснений представителей власти атаман А. Качалин в заключение сделал вывод: раз мы не собираемся делать ничего противозаконного, то проводить праздник имеем право. Последние слова атамана: не поддаваться на провокации, не позволять развязать конфликт.
«Пульс», 29 сентября 1991 г.

 

15. Выдержка и достоинство
Репортаж с праздника в Уральске
Этот праздник потомкам уральских казаков не отметить было невозможно. Не почтить память предков, отказаться от славной истории казачества? – невероятно. Потому круг решил – отмечать.
Проведенные …исследования показали, что и среди населения 63 процента считают, что юбилей должен быть отмечен. 28 мая горсовет принял решении о проведении 15 сентября Дня уральского казачества. Но вот накануне праздника в связи с путчем в стране, во исполнение указаний ГКЧП, горисполком отменяет свое решение и, хотя через день он поспешно изменяет свою формулировку, но оставляет запрет праздника в силе…
Праздник состоялся. Пусть знают об этом потомки.
Первыми прибыли своим ходом из Волгограда казаки во главе с атаманом…В пятницу 13 сентября мы встречали на вокзале атамана Союза казаков страны А.Г. Мартынова с членами правления и походным атаманом В.В. Наумовым, а также делегацию кубанцев…
На вокзале, еще до прихода поезда, явились со своими знаменами и транспарантами группы республиканского и областного центров движения «Азат». Они окружили казаков, размахивали своими флагами и выкрикивали оскорбительные лозунги и угрозы:
- Качалин, мы тебя знаем!
- Не топчите казахскую землю!
- Убирайтесь вон! Псы Янаева!
           - Шовинисты! Фашисты!
Один из них, с фанатично горящим взором, ворвался в кружок казаков и, потрясая флагом, с пеной у рта понес какие-то азатовские декларации. Как тут не возмутиться, не выдворить наглеца из своего кружка? Но это была провокация, азатовцы напрашивались на столкновение. Казаки проявили сдержанность: разомкнули свой кружок и отошли в сторону. Поезд, как обычно, опаздывал, время было, и тогда азатовцы открыли на привокзальной площади митинг. Чего они только не выкрикивали!.. А казаки были без лозунгов, вели себя спокойно. С их стороны не было ни одного выкрика. С вокзала азатовцы направились…по проезжей части проспекта в центр города, где с пятницы в течение четырех дней продолжались их несанкционированные митинги с утра до ночи и до хрипоты…
            Мы говорим – 400-летие служения Отечеству, нам говорят – служения царизму…
… Поезд подошел, и мы поспешили на перрон. Встретились, откозыряли, обнялись…Добро пожаловать, дорогие гости, собратья казаки! Спасибо, что приехали поздравить нас. Выходим на привокзальную площадь, а тут гостей ждет…заместитель председателя областного Совета Н.П. Мордасов в окружении правоохранительных органов…Вытянувшись во весь рост, лицо пятнами, подбородок трясется, Николай Павлович зычным голосом на всю площадь обратился к… А.Г. Мартынову:
- В связи с архисложной обстановкой в нашей области, предлагаю вам отменить все юбилейные мероприятия и покинуть пределы Приуралья, чтоб не нарушать спокойствия!... 
- Спасибо. Я как раз и прибыл для того, чтоб все прошло спокойно, - сдержанно ответил Александр Гаврилович и проследовал к ожидавшим его и других гостей автомобилям.
… ВОИСТИНУ, такого представительства всех казачьих войск не видели уральцы даже в 1891 году. Жаль только не было тех шести полков, которые выставили тогда уральцы. Впрочем, они были, но только не в строю, и не в форме. Они стояли на молебне, шпалерами выстроились у Храма, охраняли порядок вокруг него. Форму шить было запрещено в Уральске по всем ателье и пошивочным мастерским, а потому стояли они не в национальных костюмах, а в повседневных джинсах и футболках.
Закрытыми оказались перед нашими гостями двери гостиниц и клубов, но радушные жители Уральска разместили их у себя в домах и квартирах. Принимали те, у кого есть дачи и личный транспорт, иные полностью уступили свои квартиры, потеснившись сами у родственников. По обычаю топили домашние бани и парили гостей с вениками. Словом, все гости остались довольны и размещением, и угощением. Нам не разрешили проводить и конкурс казачьей кухни на площади, так уралки постарались показать свое мастерство дома и на дачах: уха, блины, казачьи пироги и прочие угощения пришлись по вкусу гостям. А наши дежурные не успевали отвечать на звонки и приглашения…
В течение трех дней праздника атаманами было строжайше запрещено употреблять спиртное, и никто не увидел на улицах ни одного казака в подпитии, но уж зато по вечерам в домашних застольях провозглашались здравицы в честь казацкого братства, за Дон, за Яик, Кубань и Терек, за Амур и Уссури, а также за бабушку ГУГНИХУ – прародительницу уральских казаков. Звучали казачьи песни и в доме нашего атамана, где собирались атаманы и старшины.
УРАЛЬЦЫ устроили гостям трехчасовую поездку по Уралу на теплоходе «Москва». Верхнюю палубу заполнили донцы и кубанцы в своих красочных костюмах. Вел экскурсию наш старейший экскурсовод И.И.Прокопенко. Он рассказывает:
- Встречные суда приветствовали казаков сигналами, с берега кричали и махали гостям жители Куреней и дач. Казаки иногда подходили ко мне и просили:  «Отец, отдохни, а мы песню споем»…
Состоялась автобусная экскурсия по Уральску и его окрестностям с праздничной традиционной ухой на берегу Урала. А сколько раскатывали гостей на своих «Москвичах» и «Жигулях» уральцы! Посещали Старый собор, дом-музей Пугачева, другие исторические и достопримечательные места Уральска. Жаль, две автобусные экскурсии сорвало нам экскурсионное бюро. Ему тоже было запрещено выполнять наши заявки…
Приезжие же руководители «Азата» были размещены в гостинице, а рядовые члены движения – в общежитиях. Во время несанкционированных митингов (точнее бы - шабашей), проходивших перед зданием облисполкома, в ближайшем отсюда магазине…торговали вином без талонов, а позади облисполкома, у бани, бойко работал пивной киоск…
И все-таки правление казачьего…общества пошло на переговоры с ними, дабы избежать могущие случиться в этой обстановке столкновения. Те и другие были приглашены в облисполком. Вначале в приемную В. К. ГАРТМАНА зашли А.А. КАЧАЛИН и Е. ЗЕЙНУЛЛИН. Качалин поставил условие, что будет вести разговор только с руководством уральской организации «Азат». Но алма-атинские азатовцы …подняли хай. Качалин спокойно заявил:
- Вы приехали разжигать межнациональные страсти, завтра вы уедете, а нам здесь жить вместе, поэтому  мы не будем вести переговоры с вами. Мы ж не приглашаем на этот разговор своих российских гостей…В противном случае переговоры не состоятся.
Казаки повернулись и вышли. А вслед неслось:
- Вон! Долой! Убирайтесь! Мы представители демократических движений Казахстана!
- Оно и видно, - согласились наши представители.
НАУТРО в Храме Христа Спасителя при большом стечении народа состоялся заздравный молебен. Храм не мог вместить и одной десятой части желающих послушать архиерейскую службу, поэтому отсюда велась трансляция наружу. У паперти стояло два знаменосца. Со знаменем Уральского казачества стоял товарищ атамана В.Ф. КУРОХТИН, у знамени центрального Союза казаков менялись донцы, кубанцы, терцы, оренбуржцы. Шпалерами, как гвардейцы, стояли казаки от ступеней до входа в Храм. Через их строй епископ Уральский и Гурьевский АНТОНИЙ проследовал в Храм, ступив из-под сени казачьих знамен под сень церковных хоругвей. Началась служба  Впереди стояли А.Г. МАРТЫНОВ, А.А. КАЧАЛИН, другие атаманы и казаки – гости. Любо было видеть юту картину, особенно сверху, с хоров, любо было слышать небесное звучание певчих. Именно так и показали службу телеоператоры местного телевидения…
А азатовцы явились и к Храму. Их негодование вызывал трехцветный флаг. Это было знамя Союза казаков, но они приняли его за флаг РСФСР.
- Уберите российское знамя! – потребовали они.
Их тотчас поддержало руководство УВД, потребовали от Качалина убрать трехцветный флаг. Но он ответил:
- Пока здесь атаман Союза казаков, мы не уберем этого флага.
Тогда азатовцы дали телеграмму президенту Казахстана НАЗАРБАЕВУ: мол, казаки выступают под флагом России, в знак протеста будем блокировать Дворец культуры, где намечается концерт. Однако этот злополучный курьез со знаменем не только достиг президента Казахстана, а от него – ЕЛЬЦИНА, но весьма широко разошелся по местной, республиканской и даже центральной прессе… Надо пояснить, что еще задолго до того, как РСФСР провозгласила трехцветный флаг знаменем федерации, Союз казаков принял его как свое знамя. Пусть даже этого не знали азатовцы, но так истерично протестовать против знамени дружественной республики… На что это похоже?
Знамена убрать власти не смогли, так прервали трансляцию архиерейской службы народу…
Казаки положили у входа в Храм папаху и стали собирать деньги на реставрацию Храма и на колокола. А после службы передали свою лепту владыке... Вслед за заздравным молебном о христолюбивом уральском воинстве, была отслужена панихида по всем павшим на полях брани, по невинно убиенным и замученным в лагерях и застенках в годы необоснованных массовых репрессий. Владыко сердечно поздравил уральцев с их историческим юбилеем служения Отчизне и вере Христовой. Он говорил о том, что казаки были самоотверженными защитниками Родины. Братство во Христе скрепляло и их боевое братство.
- Несть больше сея любви да кто душу свою положит за други своя!
Владыко Антоний привел слова апостола Павла, который писал, что перед Господом нет ни иудея, ни эллина, перед Господом все равны как дети Христовы. Вместе с набожностью предков уральских казаков епископ отмечал и их веротерпимость, когда в одном казачестве мирно уживались и представители других народов… Надо дорожить миром, - пожелал в заключение епископ Антоний. - Пусть всех вас осеняет   Христова вера и любовь к ближнему.
А накануне на азатовском митинге один из ораторов выкрикивал:
- Оставляем за собой право применить оружие!
При выходе архиерея и молящихся из Храма невдалеке на проспекте в толпе раздалось несколько выстрелов. На что рассчитывали стрелявшие? Вызвать панику? Сейчас, мол, толпа бросится врассыпную, а казаки залягут? Провокация не удалась. Прихожане благоговейно расходились по домам, крестясь и поздравляя друг друга с праздником, а казаки мирно садились в свои автобусы, чтоб поехать на обед.
- Если что… вы сообщите нам, мы через три часа примчимся к вам на помощь, - говорили они уральцам, видя, что происходит вокруг…
Б. Чаганов.

Хроника наших буден


В Храме Христа спасителя владыко Антоний произнес великую проповедь о мире, покое, о дружбе людей, умении проявить эмоции… Председатель облсовета назвал его попом. Митингующие азатовцы забросали машину владыки камнями, помидорами: помяли ее, самому Антонию нанесли физическую травму.
Выйдя с концерта в ДК завода «Зенит» вместе с женой, А. Кунаковский сел в машину таксопарка. С ним сел капитан милиции Кисметов. На них напала группа парней из митингующих. Один замахнулся палкой, другой запустил булыжник, разбив стекло, травмировал Кунаковского. Водитель и капитан погнались за хулиганами, но не догнали.

В.А. Горивищенко рассказал, как один из пикетирующих азатовцев древком голубого флага избивал русского мальчика. Все это видели многие, но они запуганы и не хотят огласки.
 «Смерть казакам!» - вопили шестеро азатовцев, напав на гостя уральцев, донского казака Михаила Бессонова. Куском арматуры его ударили по голове (папаха спасла!), по руке и ноге, пытались порвать на нем форму. Защищаясь, Михаил «ослонил» двоих, после чего все разбежались. «Мне показалось, - пишет он, - что милиция бездействовала…».
Участник Великой Отечественной войны… Е. Сорокин, выйдя с гостями – иркутскими казаками с концерта, подвергся нападению азатовцев, прорвавших оцепление: полетели камни, оскорбительные выкрики. Выручил случайный владелец «ГАЗ - 69», посадивший всех в свою машину и увезший от разъяренных  юнцов.
«Казачий вестник» № 9, октябрь 1991 г.

            Мысли вразброс
Тлек Камзиев призывает: не слушайте платных «патриотов».
События 13-17 сентября многим открыли глаза, и эти глаза увидели, кто сеет рознь между нами. Руководители области по-прежнему навязывают мысль о том, будто всему причиной – казаки, хотя и признают (сквозь зубы), что казаки провели свой праздник в рамках закона, не поддались на провокации, забывая сказать, что провокаторами были лидеры  «Азата». А факты таковы: народный депутат республики Серик Муканов, повернувшись спиной к разъяренной толпе азатовцев, обращался: «Казаки! Эта жалкая кучка – не весь казахский народ! Это не казахский народ!» Знаменитому спортсмену Тлеку Камзиеву азатовцы не дали слово, хотели избить… Сегодня «КВ» даёт возможность Т. Камзиеву высказать свои мысли: мысли вразброс…
… 15 сентября, благодаря работе органов милиции, КГБ и порядочности уральцев, мы избежали местного Карабаха. Наезжие эмиссары чуть не спровоцировали кровавое побоище… Я и все другие знали, что хотят нас стравить друг с другом. Провал шумихи вокруг Храма Христа Спасителя, где мне пришлось охранять одного голодающего бородатого «рыжика», должен был чему-то научить. Не научил…. Боязнь волны резни коммунистов в Средней Азии, которая вот-вот может начаться, и страх, что к дням декабрьских событий в Алма-Ате напечатают полностью акт комиссии Шаханова – Мырзалиева и потребуют международной комиссии по расследованию, похоже, толкают горячие головы идти ва-банк.
… Все четыре дня митинговщины мне не давали слова. «Свобода» (Азат), которая боится слова, болтовни одного дурака, что за «Свобода»? «Свобода», которая разбрасывается налево и направо угрозами «убьем», «расстреляем»? Один молодой вождь подвел ко мне фотографа и велел сфотографировать – для будущего расстрела. Ему лет 30-40, закрученные вниз усы, хмур до сердитости, плотная до зеленоватости бледность. Сын бастыка (по признакам). Это он порвал на мне рубашку, когда Айслу Кадырбаева подвела меня к микрофону и просила дать мне слово. Это он сделал по приказу лидера местного «Азата» А. Зейнуллина. И быстро шастнул за спины двух стариков. Трус. Я хотел внести предложение: всенародным голосованием баламутов из местного «Азата», три-пять человек и столько же из «Возрождения», выселить, 10-12 человек снять с руководящих должностей, отстранить от педработы. Совместить это с выборами председателя облсовета.
Просить, требовать, чтоб газеты области напечатали полностью акт М. Шаханова – К. Мырзалиева о декабрьских событиях 1986 г. в Алма-Ате. Хотя бы эта частичная правда будет сдерживать казахскую молодежь, и она перестанет поддаваться провокациям национал-коммунистов. Умные не захотят пятнать светлую память участников декабрьских событий и удержат дураков. Подстрекатели должны помнить? Сколько бы они не напрягали горло и не рвали на ком-то одежду, все равно им не «сравниться даже со следом декабристов». Все равно это будет обезъянничанием… «Азатовцы» говорили мне: создай свою партию и выступай там, на своем митинге. Спасибо! Я давно член, лидер, председатель партии независимых вольнодумцев. Партия со структурной иерархией, где маршалы и генералы сидят у ЦК, то есть у Центрального Котла распределения и привилегий, - не моя партия.
Вожди «Азата» отгоняли от меня первокурсников, не давали слушать, они покорно отходили. Потомки тех, которые бросали в лицо степному владыке: что он баба, пес-дворняга и змея подколодная, стали овечками и готовы по призывам кликуш превратиться в стаю воющих шакалов? И наброситься на мнимых врагов? Вы – потомки тех, «кто не вздрогнет, если даже земля всколыхнется». Вспомните это! Кто растоптал нашу историю, лишил памяти народ, превратил в мыкурт (манкурт от казахско-тюркского мы- мозг, курт - червь)? Кто топтал, оплевывал наши обычаи, веру? Сейчас они фарисействуют – без муллы или попа ни шагу. Кто нас сделал испорченными казахами и «недостроенными» европейцами? Кто заводил персональное дело за ремонт ограждения могил? Кто и у кого сыновья грязные лжемусульмане? Они сейчас ярые патриоты, активисты платные, высокооплачиваемые бельсенды, им нужно стадо, которое хотят превратить в бешеную ослепленную толпу для разжигания межнациональных конфликтов. Они готовы на любые жертвы, чтоб «вывести» нас из трясины, в которую же завели. Не верьте им!
«Казачий вестник», № 9, октябрь 1991 г.

 

16. Из письма Татьяны
…Посылаю тебе свою речь в суде, где хотели закрыть «Казачий вестник». Суд ничем не кончился, поскольку истец (прокуратура) выразил недоверие экспертам, т.е. мне и еще одному из УПИ (казаху), мы оба (!) доказали несостоятельность иска (великодержавный шовинизм, раздувание м/национальных конфликтов, территориальные претензии). Корсунов сказал, что он теперь согласится лишь с одной экспертизой – из ЮНЭСКО.
Событий много! Мирная жизнь висит на волоске. Казаки все-таки отметили 400-летие. Под злобное улюлюканье азатовцев, приехавших сюда из Чимкента, Джамбула и Алма-Аты. Наших гостей тоже было 200 человек – все 19 казачеств  страны – в своих формах – под российским флагом. Ах, Макс, как это было до слез красиво и щемящее. И какие молодцы наши ребятки, вели себя так, будто не замечали беснующейся толпы, оскорблений, летящих помидор. Представляешь, каково все это было пережить. Но если верить Назарбаеву, они – демократы, а мы – путчисты...
… Мы с Натальей ушли из «Приуралья», громко хлопнув дверью, т.е. поместив в полурекламной газете «Огни Приуралья» свое объяснение «Почему мы ушли из партийной газеты». Вот сейчас в этом рекламном листке и обитаем. Выиграли в 2-х позициях: деньги + свободное время. Проиграли?.. Это даже не проигрыш, а неловкость какая-то – выпрашивать деньги, т.е. организовывать рекламу, выколачивать спонсорские. Помогают малые предприятия. Макс, какие это хорошие ребята! Никогда не думала, что в Уральске есть такие мужики. Вот что делает с людьми независимость. Пусть теперь хоть сто путчистов будет, но люди своего уже никогда не отдадут!

Из выступления на суде
… Нельзя говорить о «КВ», не беря во внимание атмосферу, сложившуюся в определенных кругах по отношению к Уральскому казачьему историки культурному обществу (далее УКО. В.М.), которое является учредителем этой газеты… Еще была только создана инициативная группа, как на конференции общества «Казак тили» прозвучали выступления, требующие запретить казакам создание своего общества. И ни у кого из представителей власти не вызвало это дискриминационное заявление неприятия или хотя бы тревоги. Но я предлагаю вам хоть на миг представить, что было бы, если бы казаки, да вообще какое-нибудь русскоязычное собрание потребовало закрыть «Казак тили»…
Обществу еще не было месяца, как… появилась информация о том, что казаки вооружаются и по ночам за городом проводят военные учения. Уж наша-то прокуратура знала, что это явная ложь, но протеста с ее стороны не последовало. И эта ложь также сошла с рук, как и слова секретаря обкома, произнесенные им в сельхозинституте, где, в основном, учатся казахи, о том, что казаки хотят отреставрировать пороховые склады… К слову, эти склады давно пора отреставрировать, поскольку они являются памятником истории и культуры нашего края и с ним связаны имена русского поэта Плещеева и украинского – Шевченко. Разумеется, об это студенты СХИ ничего не узнали от выступающего.
В декабре 1989 г. впервые зашла речь о возвращении Храма Христа Спасителя верующим . Вспомните, какая кампания была организована вокруг этого требования. То решили в нем поставить орган, то опубликовали в «Приуралье» информацию о том, что этот храм вообще строился как музей… А как раз в дни голодовки (В. Смирнова), проходившей на ступенях храма, здесь ночью срочно развернули экспозицию музея природы, состряпанную наспех, безграмотно! Какова должна быть правовая оценка подобному акту манкуртизма?.. И подобных фактов, дискриминирующих потомков уральских казаков, было много. Но (в областной газете), если  и появлялось слово «казак», Ито обязательно с определением «реакционер» и «колонизатор»…Даже информацию о создании казачьего общества пришлось проталкивать с помощью КГБ!
Именно это унижающее отношение к потомкам тех, кто строил наш город… со стороны властей и привело к созданию группы «Возрождение». Я никогда не разделяла их позицию, но ради справедливости должна сказать, что группа «Возрождение» - это следствие политики неприятия и нежелания понять проблему русскоязычного населения нашего города. Лишенное возможности выступать на страницах областной газеты, общество учредило свой печатный орган – «Казачий вестник»… Его программа сформулирована так: писать «об истории родного края, о культуре и традициях населяющих его людей, о проблемах нынешнего и завтрашнего дня, о тех, кто сеет ветер в межнациональных отношениях, прикрываясь высокими и лживыми словами». Даже поверхностный обзор вышедших номеров позволяет говорить, что программное выступление – не пустые слова… Среди ее авторов известные краеведы Н.Г. Чесноков и Б.Б. Пышкин, ученые – Н.М. Щербанов и Е.И. Коротин. В материалах исторической тематики подчеркивается, что казаки пришли не на пустое место, что его состав всегда был многонациональным, что история Руси и Поля, их взаимоотношения были непросты, часто трагичны… Заслугой газеты является ее информативность, адреса этих информаций разнообразны – со всей страны, большая часть их рассказывает о казачьем движении, что для такого издания естественно. Ну, а главное, газета на одной лишь казачьей теме не замыкается, публикуя материалы о жизни области… Но об этом в иске ни слова, он направлен лишь против полемических материалов, да стихотворения А. Тихонова, точнее, одной его строчки «Попробуй сунься к нам, Мамай! »
Любое стихотворение является фактом художественного творчества, у которого свои законы, отличные от законов казенных протоколов. Естественно, что данную строчку и надо воспринимать, как художественный образ, обозначивший образ врага. В русском фольклоре этот образ существует давно и «Мамай» давно утратил свою конкретность. Достаточно вспомнить выражение о каком-либо беспорядке «как Мамай прошел» или поговорку «Незваный гость хуже татарина». Думается, что никто из живущих в Татарстане не станет обвинять человека, употребившего данную поговорку в шовинизме, поскольку хорошо известно, что ее рождение обусловлено монголо-татарским игом…
Что касается полемических материалов, которым сейчас приписывается нарушение закона, то необходимо обратить внимание на следующее: все они были спровоцированы, и, если можно так выразиться, носят оборонный характер. Самую большую реакцию вызвала статья Уракбаева «Связаны одной судьбой»… Именно в ней и искажение исторических фактов, и явное подстрекательство на межнациональный конфликт, и высокомерное отношение к неказахам. Но почему-то гнев нашей прокуратуры вызвала маленькая заметка «Заговорили наследники Батыя» Но разве не сам Уракбаев назвал так казахов в своей фразе «если бы казахи отметили 600-летие взятия Тохтамыш-ханом Москвы»? Почему же виноваты оказались авторы реплики, обратившие на эту фразу внимание?.. Разве исказили факты в своих заметках К. Иванов и В. Фадеев?
Действительно, за последние годы в Уральске произошла смена многих руководителей, и, действительно, что заменяли бывших начальников представителями казахской нации. Действительно, в нашей области и городе происходит переименование улиц, хозяйств, даже магазинов – когда русское название заменялось казахским. Действительно, бывший корреспондент КазТАГа Наурызбаев назвал Уральск «казахским», а не казахстанским городом…Так что все публикации, о которых идет речь в иске – лишь следствие той политики, которая проводится в нашем городе по отношению к неказахскому населению.
Публицистика – не холодное фотографирование действительности. Она не может быть беспристрастной… И если она формирует общественное мнение, то это как раз и предполагает высказывание различных точек зрения на одно и тоже явление жизни. На то и существует жанр полемики. Можно отметить эмоциональность выступлений в «КВ», но нельзя не понять ее причины. Можно ли остаться спокойным, читая в официальной прессе материалы, попирающие национальное достоинство, передергивающие исторические факты?
Мне все время хочется получить ответ на вопрос: сколько надо столетий прожить на земле, чтобы получить звание «коренной»? Почему этой прерогативы удостоились только казахи, а  русские, татары, живущие здесь свыше пяти столетий, оказались лишенными своих корней, этакими перекати-поле? Почему, начиная от Президента Назарбаева до председателя облсовета Искалиева, казачеству ставят в вину то, что оно служило царизму? Разве была тогда другая власть в России? И разве не царизму служил Чокан Валиханов и те выпускники школ Джангира, о которых недавно писала газета «Приуралье»?.. Почему, говоря о казачестве, официальная пресса… подчеркивает лишь его реакционность? Разве мало было прогрессивного в их жизни? Разве не восхищались их укладом жизни Пушкин и Толстой, Герцен и Короленко? И разве не Маркс усмотрел в казачьей общине прообраз социалистической республики? Разве не строили казаки школы и училища для степняков? Разве не от уральского казака Никиты Савичева Россия узнала о великом композиторе Курмангазы? Неужели признание этого нанесет урон казахскому народу и вобьет клин в межнациональных отношениях?
У Олжаса Сулейменова есть слова «Возвысить степь, не унижая горы». И если конституция нашей республики объявила равноправие всех граждан, то я понимаю этот равноправие так, что руководящее место должен занимать человек по степени своего интеллекта и профессионализма, а не по процентному соотношению одной национальности относительно другой, и в вузы должны поступать все, кто способен, независимо от того, казах ты или русский. Равноправие – это уверенность в том, что на своей земле, где покоится прах твоих предков, ты никогда не окажешься второсортным, никто не назовет тебя здесь гостем, словно подчеркивая твою временность здесь. Равноправие – это значит ты имеешь право высказать свое мнение по любому вопросу, уверенный в том, что тебя выслушают и, если не согласятся, поспорят, но не заставят замолчать высшей властью.

 

17. Из письма Вадима Цыганова
Привет, старина!
Побывали, побывали мы, наконец, в твоем Уральске, подгадав аккурат под известные тебе «события». Нас было трое, не считая В. : самая,  как утверждает наш профессионал родину защищать Настырцев, эффективная боевая единица. Подразделение будущих войн. Сам капитан Настырцев, Почтижук, ты его не знаешь, урка, вроде твоего Фони, живет по понятиям, которые мне лично порой ближе и понятней многих наших законов. И твой покорный слуга. А «крышевал» нам - вот удивишься! -  немалый милицейский начальник, которого  В. в одном из своих шедевров величает Деточкиным. Раздобыл где-то в своих кругах маляву своего начальства к  уральским коллегам с просьбой содействовать в поисках какого-то особо опасного преступника.  Умора… 
Ни к кому из знакомых В. не заходили. Зачем? Да и что с них толку? Им плюют в лицо, а они только с достоинством вытираются. Потолкались, потолкались среди казахов и казаков, а потом дико нажрались, решив и постановив, что ни с одной, ни с другой  стороны ничего серьезного: одни понты.  Почтижук, правда, не удержался и набил морды парочке особо напрашивавшихся на  то коренных. Не то казакам, не то казахам. Ему, знаешь, национальность без разницы. Лишь бы по понятиям жили…
А мы с Настырцевым вот что думаем. Хенде хох, ребята! Ложитесь под казахов и не рыпайтесь.. Бумажные солдатики…

Автор: Владимир Максименко

Дата: 2011-09-20

Просмотров: 1240