Последнии комментарии
к фото
к статьям
Топ 10 статей по
просмотрам
комментам
Подробнее >>

Как зажигаются зори

Сколько времени прошло, но, уверен, что все бурлинцы, учившиеся у Александра Константиновича Комарова, Николая Петровича Миронова, Льва Ивановича Курлапова, до сих пор помнят их уроки. Не только школьные, но и гражданственности, патриотизма. Они первыми принесли в наши края ветер перемен так называемой оттепели 60-х годов прошлого века, и главные уроки их были после уроков: они ходили с нами в походы, играли в хоккей и настольный теннис, до хрипоты спорили о смысле жизни. Они жили одной жизнью с нами. Увы, Николая Петровича, которому 1 мая 2011 года исполнилось бы 72 года, уже давно нет на свете. Александр Константинович Комаров, кандидат исторических наук, живёт в Уральске, готовит к печати книгу о своих земляках. В Алматы- доктор физико-математических наук Лев Иванович Курлапов. О том, как трудились друзья в Бурлях, рассказывается в статье, опубликованной в республиканской молодёжной газете осенью 1963 года, то есть почти 48 лет тому назад.
.
Ещё на распределении ректор пединститута сказал: «В селах настоящие Прометеи нужны, учителя, верные своей профессии, а главное – детям. Так что выбирайте честно и навечно». И ребята выбрали: Кустанайская область, Комсомольский район, село Бурли.
Шёл холодный дождь. Арка у въезда в село с расплывающимися буквами «Привет хлеборобам» почернела от мокроты, будто насупилась. Прохожему бы показалось странным, что под аркой какой-то человек пожимал невидимкам руки, кланялся и шутливо произносил речь:
- Благодарю, дорогие товарищи, за встречу, за цветы.
А в ответ только капли дождя аплодировали, стуча по плакату.
В село приехал новый учитель, Комаров Александр. В коротеньком плаще да с тугим рюкзаком. Скоро он уже «открывал» Бурли своим новым друзьям: «Ночую на почте. Работы пропасть. Одному трудно. Жду…» И друзья приехали. Лев Курлапов и Николай Миронов. Они  - физики. А двум физикам в средней школе тесно. А потому Николай взял уроки по животноводству – словом, все полевые практики. Вера Владимировна Фаткина – директор школы – позже признавалась, что более влюблённого в учительство человека не встречала.
Ни в одном институте не преподают такой дисциплины – «Основы любви к детям». Нет спецкурсов и семинаров. С чего начинать, как любить и за что? А ведь это важней, чем физика для физика, литература для преподавателя литературы. В этой любви – признание учителя, его кредо, его программа. И дети, самые тонкие от природы психологи, тут же распознают, почувствуют её даже за строгостью.
Молодые педагоги сумели полюбить и привлечь к себе всех их: увлекающихся, непоседливых, озорных, и ребятишки стали благодарными им и преданными. Даже в скучных по случайной традиции предметах, таких, как ботаника и зоология, для них открылся мир искусства природы. Никогда ещё ребята не работали с таким увлечением на пришкольном участке, не наслаждались весенним дождиком, потому что не слышали его музыки. А девчонки не ходили раньше по школе в венках из полевых цветов. Николай Петрович Миронов учил их понимать и любить природу, как любил её сам.
Казалось, школа рождалась заново. Ребята возвращались с уроков окрыленные всё новыми идеями, озабоченные, вечно занятые и спешащие обратно в жизнь. До того школьные стены не видели таких смешных и увлекательных шестиметровых стенгазет: фотоснимки, стихи, реплики, юмор и афоризмы – многое в них было школьным, собственным.
На вечерах физики, уроках астрономии они не на карте, а впервые в телескоп увидели Большую Медведицу и созвездие Ориона и, затаив дыхание, слушали рассказы Льва Ивановича. Они бредили услышанным. А однажды урок физики выглядел совсем необычно:  все писали… сочинение. Самый отчаянный в школе, самый недисциплинированный – Вова Соколов – написал интереснее всех: «У меня дома на стене висит гитара. И когда я иду, от стука моих каблуков струны вздрагивают и гитара гудит. Почему?» Сочинение увлекло многих. Заставило поразмыслить, поискать и поглубже заглянуть  в науку о явлениях жизни – в физику. В школу всё чаще стали заглядывать родители. Присутствовали на уроках. А некоторые физические вечера проводились в сельском клубе.
Всё многочисленней и крепче становился школьный актив. Как-то решено было соорудить «комнату скуки». Без предварительной лекции о вкусах, без бесед на тему «Что мешает жить?» с помощью молодых педагогов школьники сумели разобраться и выставить на осуждение всего села коврики с лебедями и розовощёкими лебёдушками, караван слоников и вышивки с попугаями. Словом, самый пёстрый ассортимент мещанского украшательства. «Злая комната», как её тут же окрестили сельчане, и лекции, и вечера опытов, и школьная «Третьяковка» - это уже были первые шаги на пути за культуру и воспитание сельской молодёжи.
Правда, и «чёрных» дней на долю друзей тоже досталось немало. Кажется, на первой же районной учительской конференции вместо того, чтобы обсудить успехи молодых педагогов, обменяться опытом, кто-то из собравшихся возвёл в проблему «ширину их брюк». А потом предложил официально решить: педагогично ли учителю выступать в организованном им драмкружке вместе с ребятами, или петь в школьном хоре или нет. А однажды, занимаясь ревизией в физическом кабинете, возмутился школьный бухгалтер:
- Как из трёх изломанных приборов сделать один действующий? Не позволю! Числится три прибора. Так и должно быть три.
И всё-таки ребята «воевали». Жили, горели, увлекая за собой весь школьный коллектив. Стремление как можно больше разнообразить уроки: действующие модели, наглядные пособия, диафильмы, а главное – дружба и взаимопомощь помогли добиться главного – стопроцентной успеваемости. Но результаты безудержной инициативы не только в этом, бурлинские школьники заняли первое место в республике в соревновании сельских ученических бригад, одно из первых в области – по моделированию, самодеятельности. В селе впервые стал массовым хоккей с шайбой и большой теннис. Наконец, хорошо организованный комсомольский патруль и сотни километров, исхоженных в интересных походах по родному краю. О юных путешественниках можно рассказывать долго.
В Челябинской области, по течению реки Тогузак, на одном из холмов стоит древняя башня Тамерлана. неделю провели школьники в походе к этой башне, фотографировали, измеряли течение реки, картографировали местность, записывали от жителей поэтические легенды, пословицы, поговорки. А разве пройдёт бесследно поход по маршруту «Бурли - Рудный», организованный Николаем Петровичем Мироновым? 200 км пути, ночи в палатках… Ребята побывали в рудных карьерах, видели линию обороны генерала Перовского, шли по бездорожью и горным тропинкам, собирали гербарий и вместе с юными рыболовами слушали зорьку в изумрудных степных озёрах. Были мозоли и слёзы. Были песни и смешные предложения дружбы у костра. Всё это сохранится и в благородной памяти детских сердец, и в толстом альбоме фотоснимков…
О. Никонов, студент КазГУ. «Ленинская смена» 5 октября 1963 года.
«Знай наших» № 7 от 13 июля 2006 года.

Николай Петрович Миронов и Александр Константинович Комаров. Весна 1963 года

Автор: «Знай наших» № 7 от 13 июля 2006 года.

Дата: 2011-05-03

Просмотров: 1669

Комментарии к этой статье:

Комментарий добавил: Artstudio
Дата: 2011-05-05

Это время тех людей или люди того времени? Всё пытаюсь понять, откуда они, эти Прометеи, появляются? Зов времени ли способствует появлению подобных героев, либо герои сами пытаются взвалить на себя непосильное и находят время и место своим большим поступкам? Приходя из неоткуда и уходя в небытие, выжигая свой четкий след в истории, а может даже и зажигая искру в сердцах и умах других людей.
Для кого-то эта статья часть жизни, для меня же, скорее, еще один рассказ сродни произведениям А.П. Гайдара о вызове нового времени и о том новом поколении энтузиастов.

Комментарий добавил: Елена
Дата: 2011-05-13

Как жаль,что прошло это время,время тех  ЛЮДЕЙ,энтузиастов не в отечестве своем,несших  в себе нечто светлое,одержимое над тяготами не легкой жизни,более того,сумевшими бескорыстными усилиями дать детям свою высокую, педагогическую дань .Это люди того времени,послевоенного,сурового,люди разных профилей которые оставили после себя назидание и память.