Казахстан избавляется от «ивановок» и «михайловок»
Русские Казахстана бьют тревогу – переименование русских «ивановок» и «михайловок» поставлено в стране на поток, сообщает сайт «Русские в Казахстане».
Русскую общественность в Казахстане крайне беспокоит продолжающийся процесс переименований, пишет председатель Республиканского славянского движения «Лад» Максим Крамаренко. В республике последовательно исчезает русская топонимика, а вместе с ней и историческая память о созидательной деятельности русского населения, на протяжении более полутора сотен лет цивилизационно осваивавшего казахские степи.
Не будет большим преувеличением сказать, отмечает Крамаренко, что в создание современной инфраструктуры Казахстана «нетитульные» граждане республики внесли свой решающий вклад – вклад, оплаченный героическими трудами и жизнями поколений русских людей. Зримое свидетельство этому – коммуникации, промышленные и хозяйственные объекты и тысячи городов и населенных пунктов, являющиеся сегодня народным достоянием суверенной республики.
Между тем казахские лингвисты и «ономасты», сообщает Крамаренко, руководствующие соображениями, далекими от науки, продолжают настойчиво будировать в казахстанском обществе тему замены русских топонимов казахскими. Причем речь идет не о русских «ивановках» и «михайловках» (исчезновение которых в республике давно уже поставлено на поток), а о крупных городах Казахстана (Павлодаре, Петропавловске, Уральске), имеющих для русских граждан знаковый и сакральный характер.
Дополнительное подтверждение словам Крамаренко пришло на днях из Уральска. Как сообщило на днях информагентство CA-NEWS, лингвисты Западно-Казахстанского госуниверситета им. Утемисова предложили переименовать в соответствии с казахской транскрипцией город Уральск в Орал. Этот вопрос был поднят на прошедшей в вузе научно-практической конференции по проблемам ономастики. Директор лингвистического центра «Агартушы» Болат Жексенгалиев привел в пример города Семипалатинск и Актюбинск, которые сейчас называются Семей и Актобе. Напомним, что в конце марта областной маслихат Западно-Казахстанской области принял решение переименовать ряд сел региона. Село Никонор, например, теперь носит название Кособа, село Константиновка – Аккудык, Лебедевка – Сегизсай, Новопетровка – Карагаш.
Ну и какими успехами могут похвастаться переименованные города и веси? Читаем письмо, которое адресовал сайту «Русские в Казахстане» Анатолий Бочкин, по-видимому, житель города Аксу. «Город Аксу, - пишет он, - находится в Павлодарской области Казахстана. Он был переименован в 1993 году, хотя и большинство жителей были против. Город действительно стал другой! Закрылось множество предприятий-тысячников – предприятий, продукцию которых знал весь СССР. Сейчас спортивных секций в Аксу осталось очень мало, и то в них трудно заниматься, если семья не богатая.
Также хочу отметить снос памятника Ермаку. Этим сносом по указке сверху занималось предприятие, которое тогда называлось СуГРЭС. Это бывший Энергострой. Ранее он имел филиал в Москве, ну а теперь разворовывается и имеет в своем штате 100 человек. Против сноса также выступало абсолютное большинство жителей города. Но памятник все-таки снесли, как говорится, «под покровом ночи». Содействие сносу оказывали члены движения «Азат». Мой покойный дед тогда работал на этом предприятии и отказался участвовать в этом. Ходил с жалобой в акимат, собирал народ. Был под угрозой увольнения. Но они сделали так, как хотели.
Так почему же все-таки они переименовали город и снесли памятник великому человеку? Все просто. Под давлением южан. Они появились здесь, и под их давлением это все было сделано. Затем их уже как и не бывало, и все сделали таким образом, как будто народ сам это сделал. Это была трагедия города, и до сих пор она остается ею для, прежде всего, русских в нашем городе».
Череда такого вот рода фактов побудила лидера движения «Лад» Максим Крамаренко бить в набат. Славянское движение «Лад», пишет он, уже не раз обращало внимание казахстанских властей на то, что «ономастический зуд» в республике носит системный, дерусификаторский характер, не обусловленный сколько-нибудь убедительной научно-исторической аргументацией. Поменять русские названия, вывески и таблички – дело нехитрое (своя рука – владыка). Но от этого подавляющему большинству казахстанцев (и русских, и казахов) жить лучшее и веселее не станет. А вот то, что подобная «ландшафтно-рельефная ономастика» приведет к отчуждению русского населения от казахских властей, усилит дальнейшее национальное расслоение казахстанского общества, сомнений почти не вызывает. Не менее важно и то, отмечает Крамаренко, что идеологическое усечение вековых российско-казахстанских историко-культурных связей вступает в острое противоречие с интеграционными процессами между Россией и Казахстаном в рамках Таможенного союза.
Автор: Юрий Филатов Дата: 2011-05-03 Просмотров: 1214
Кто за женщину платит, тот ее и танцует. Считаются с сильными.
|