Да… Выпал жребий нам… Хроники лихих 90-х
Глава 1. Возвращениев самиздат
В ноябре 1990 года с подачи парочки Демисенова – Князев* меня благополучно «ушли» из областной газеты. Но забрать перо у меня было нельзя. Работая в школе, я время от времени по старой памяти обращался к самиздату, издавая машинописную газетку – невеличку под названием «Дневник-91». Тираж «Дневника» был не больше трёх – пяти экземпляров, которые я раздавал знакомым. О газетке вскоре прослышали и в райкоме, и в райком - оберегающих органах. Иной товарищ нет, нет, да и интересовался у меня, не знаю ли, чьих рук это дело, и что значат буковки «ФЛ», которыми листочки эти были помечены. Когда вконец надоели с расспросами, назвался. И тайну «ФК» тоже открыл: «Фиат люкс». Именно так назывался наш самиздатовский журнал 60-х. Реакция не замедлила. Причём, самая неожиданная. В духе смутного перестроечного времени. Но это уже другая история. А пока давайте вместе перелистаем «Дневник», датированный январем-февралем 1991 года. Право, любопытно…
-----------
* Тем, кто не знает, кто такие, напомню. К.А. Демисенова – первый секретарь Комсомольского райкома компартии; Н.Т. Князев – первый секретарь Кустанайского обкома компартии.
ДНЕВНИК – 91. Комсомолец: январь – февраль 1991 года
1. От перемены мест слагаемых
Свершилось! Редактор районной газеты Геннадий Владимирович Кригер занял должность собственного корреспондента газеты «Ленинский путь». (Бывшую мою. В.М. ). Верой и правдой все годы своего редакторства, хотя порой и с кукишем в кармане, служил К. издателю, аппарату, не забывая и о себе любимом. Усердие и послушание не остались незамеченными. В числе прочих номенклатурных деятелей он вне очереди приобрёл автомобиль. Вскоре, правда, ГАИ украсила красную редакторскую ниву первым в районе «пьяным номером». Строгач влепила редактору его парторганизация. Однако бюро райкома с подачи давнишнего друга-приятеля К. – директора птицефабрики Н. Малькова сочло наказание излишне строгим. Долг платежом красен. Потому одной из первых публикаций свежеиспеченного собкора было интервью с Мальковым?
Сейчас, несмотря на лишение водительских прав, К. опять за рулём, и «пьяный номер» с его «Нивы» исчез, будто его и не было. А что?! Не какой-то чумазый шоферюга – журналист, собкор! Что касается нового назначения, то оно несомненно поможет К. быстрее завершить строительство дома в Гурьяновке…
Преемником К. на редакторском посту стал некто С.Ж. Талдыбаев, прошедший не один виток номенклатурной орбиты... О журналистском мастерстве Т. по райкомовским коридорам ходят легенды. Дескать, другого такого мастака писать протоколы партсобраний ещё поискать! Оно и так! Правильно оформить протокол – это не фельетон или там очеркишко нацарапать – талант нужен…
2. Где тонко, там и рвётся
В ночь с 19 на 20 февраля вспыхнуло допотопное строение, в котором имеют несчастье квартировать неполная средняя и вечерняя школы… В ночь с 22 на 23 февраля вспыхнуло здание Дома пионеров. Последовательность пожаров, их избранность – детские учреждения – заставляют задуматься об умышленности поджогов…
Но уже сейчас ясно, что главный виновник случившегося – пресловутый остаточный принцип по отношению к детям, учреждениям образования, правящий бал под крикливым лозунгом «Всё лучшее детям!» несколько десятилетий перебиваются в тесноте и обиде в приспособленном под школу помещении учащиеся восьмилетки… В приспособленном помещении приютился Дом пионеров. Приоритеты в своё время были отданы строительству здания райкома, памятника Ленину, «блатной» дачи в районе запущенного дальше некуда пионерлагеря, пустующему РДК и т.д.
Говорят: где тонко, там и рвётся. Вот и порвалось, ударив больно в первую очередь по без того обиженным ребятишкам, учителям.
3. Поиграли и будя!
Неугомонная детвора, в поисках макулатуры перевернув вверх днём все конторы, добралась и до совхоза-техникума. После чего на улицах там и тут можно было увидеть разноцветные, помеченные штампами и печатями бумажки следующего лаконичного содержания: «Расчётный чек на сумму…» А сумма различная - от рубля до ста…
- Деньги что ли какие? – недоумевало молодое поколение…
И не ошиблись. Перед ними были деньги, только так называемые внутрихозяйственные деньги. Они были введены в совхозах года три тому назад, сразу после того, как райком повёл сельских тружеников к сплошной арендизации. Этими «купюрами» полеводы и животноводы, в мгновение ока по воле партии ставшие арендаторами, должны были осуществлять все взаиморасчёты. Для большей, так сказать, наглядности новых экономических отношений…
Только очередную новацию – сколько их уже было! – никто всерьёз на селе не принял. И, судя по тому, что арендная валюта пошла в макулатуру, очередная перестройка производственных отношений в сельском хозяйстве завершилась. Поиграли и будя! Хозяевами крестьяне так и не стали, по-прежнему оставаясь в работниках у аппарата, денно и нощно ломающего голову, как бы заставить их быть хозяевами. Себе, понятно, не в ущерб.
4. Вкого летела красная грязь?
Утром 21 февраля памятник Ленину в райцентре предстал в подтёках густой красной краски… Оставим ночных искателей приключений следствию. Подумаем лучше, только ли в памятник летела красная грязь? Может быть, заодно целили в тех высокоидейных и высоконравственных продолжателей ленинского дела, кто, бессовестно спрятавшись за цитаты и памятники с партбилетами, говорит одно, думает другое, делает третье? Та же нашумевшая история с несправедливым дележом автомобилей районной номенклатурной элитой – это что цветы к подножию памятника? А сколько таких ещё таких историй на слуху, в памяти людской?.. Так, как чернят, порочат партию сами «верные ленинцы», никто её не в силах опорочить. Они-то и направляли руку с красной грязью…
И ещё. Не очернение ли памяти вождя – его памятник в Терентьевке? На задах сельского клуба, потрескавшийся, облупленный, по сути никому не нужный… Разве это позорище – не кощунство?! Кстати, а знаем ли мы вообще Ленина? «Не встречал, не знаю человека, который с такой глубиной и силой, как Ленин, чувствовал бы ненависть, отвращение и презрение к несчастиям, горю, страданиям людей». Чьи? Какого ярого антикоммуниста это слова? Не поверите! Горького! Того самого создателя хрестоматийного образа Ильича… Произнесены он был давным-давно, но узнали мы их недавно. За нас решали, что нужно и не нужно нам знать… Вот и пожинаем плоды.
5. Конечно, «да», но чему?
Референдум: быть или не быть Союзу ССР. Тут и гадать нечего, подавляющее большинство огульно выскажется за Союз. Не разобравшись, не подумав, что вообще представляет собой сегодня Союз и что означает сохранить его. Сохранить резню в Цхинвали и Карабахе? Межнациональные распри в Прибалтике и Молдове? Комендантские часы? Или силой избавиться от крикунов-демократов, силой же вернуть диктатуру пролетариата, читай, партаппарата? Или обновленный Союз – это тот, куда республики будут загонять, как Литву, танками?
Интересно ещё вот что. Пошлёт или не пошлёт по привычке райком своих представителей на избирательные участки? Уполномочит ли их, как в прежнее время собирать списки не явившихся голосовать? Не далее, как в заключительные часы избирательной кампании по выборам в местные советы такие списки лично собирали второй секретарь райкома В. Ганненко и бывший заворг Н. Жилкибаев? Где теперь эти чёрные списки? Дополняться ли они в ожидании нового 1937 года списками с предстоящего референдума?
Продолжение следует
Автор: Владимир Максименко Дата: 2011-02-23 Просмотров: 1005 |