Семён Татьянченко: «О деде расскажу своим детям и внукам»
Я считаю, мне очень повезло, когда, набрав строки «Семён Иванович Татьянченко», нашёл на «Яндексе» не только свою собственную статью «Дороги Семёна Ивановича», но и статью о дорогом мне человеке его внука. Не буду повторяться, говорить о том, что сделал этот человек, которого все старожилы знали и величали просто по имени-отечеству, для нашего района (см. у нас «Район до Демисеновой» и названную выше статью). Лишь с радостью замечу, что не всё так плохо у нас с исторической памятью, не всё так безнадежно, если внуки таких легендарных людей, как Семён Иванович, обещают рассказать о них своим детям и внукам. Ну а человеку, намедни заявившему о том, что Россия только и делала, что вела завоевательные войны, не лишним будет ещё раз присмотреться к образу одного из тех, кого он так беспардонно обозвал оккупантами…
Итак, перед вами статья внука Татьянченко - Семёна, носящего имя деда, с сайта гимназии № 23 г. Челябинска.
Владимир Максименко
Мой прадед
Рождение не является началом нашего бытия… Артур Шопенгауэр
Сегодня не каждый из нас знает, какая цепочка человеческих судеб тянется за нами в прошлое. Мы плохо знаем наших предков даже по имени. А как они жили, какими страстями и идеями были обуреваемы, мы порой вовсе не представляем. Особо тяжелым периодом в жизни нашей страны каждой семьи была Великая Отечественная страна. Победа в этой войне над фашизмом, возможность заниматься мирным трудом – это главное, что оставили в памяти о себе наши предки. Победу в Великой Отечественной ковали всей историей России. А история нашей Родины складывается из миллионов конкретных судеб, жизни конкретных семей. И я хочу рассказать о своих ближайших родственниках, их сложной и трудной судьбе, вкладе в победу над фашизмом.
Все мои родственники с маминой стороны были профессиональные военные – казаки. Многие из семей Соколовых, Зыковых и Коноваловых защищали родину во время Первой мировой войны в рядах казачьей лейб-гвардии. А потом началась Гражданская война. Мой прадед Степан Иванович и прадед Мирон Павлович служили у белого атамана Дутова и с боями ушли в Китай, в Харбин. И только через семь лет вернулись пешком домой - в станицу Наваринку (названную так в честь победы русского флота в Наваринской гавани в 1827 году. Тогда русские моряки почти полностью уничтожили турецкий флот).
Меня назвали в честь прадеда Семена Ивановича Татьянченко.
Он, я считаю, легендарная личность. По его судьбе можно изучать историю нашей страны в ХХ веке. У Семена Ивановича была большая и трудная жизнь.
Далекий предреволюционный четырнадцатый год. Именно тогда Семен девятилетним мальчиком вместе с дедом Филиппом отправился из Херсона в незнакомую далекую Сибирь, в Акмолинск. Почему-то Акмолинск называли Сибирью. Наверное, оттого, что слишком лютые морозы, шквальные ветры и невыносимо жаркое солнце студили, пронизывали, палили эту неведомую, привыкшим к ровному климату украинцам, землю. Дед со своей многочисленной семьей, состоявшей из восьми сыновей, их жен и ребятишек, служил в батраках. А когда царь Николай II пообещал в далекой земле надел по восемь гектаров на душу, решил перебираться туда. По случаю была куплена лошадь, запряжена в повозку, куда сложили нехитрый батрацкий скарб и посадили Семушку. Дед Филипп забрал внука с собой в надежде получить лишнюю землицу. Внук радовался переезду. Его родители жили в помещичьей конюшне, занимая малый угол, а Семушку укладывали спать в корыто для корма. Днем он ухаживал за скотом, а к ночи занимал свое место рядом с какой-нибудь лошадью. Приказчик, служивший в доме у помещика, страшно не любил за это мальчика, всячески наказывал его и родителей. Теперь, уезжая с дедом, Семен лежал в повозке, и думал о предстоящем счастливом житье-бытье. Мечты эти были навеяны в основном дедовыми размышлениями о землице, о хлебушке, о своем уголке под солнцем. Ехали очень долго, а когда приехали в Атбасар, то чуть не захлебнулись от горя. Оказалось, пришли к тому же, от чего ушли. Хоть и получили лоскут земли, но обработать его было некому, да и нечем. Одна дедова лошадь не могла управиться с наделом. К тому же кулак брал за горло. Снова батрацкая жизнь.
В 1917 году пришло известие об установлении Советской власти, люди вздохнули свободно. Но разруху ликвидировать было нечем. Бесконечно наезжали колчаковцы. От их руки погиб отец Семена, не пожелавший служить атаману, а потом и дедушка, которого белобандиты захватили вместе с лошадью и убили где-то в степи. Семья потеряла главных кормильцев, и вся тяжесть крестьянского труда легла теперь на плечи Семена – самого старшего из мужчин. Потом пришла его, Семенова очередь идти в Красную Армию. Был он тогда безграмотным, прикрепили к нему учительницу, и за год освоил он главные науки. Вступил в комсомол, стал агитатором. Служить прадед был призван в 1927 году в пограничные войска. По окончанию службы его вместе с 60-ю товарищами направляют в Кустанайскую область для организации колхозов. Тогда же в 1930 году вступил в Коммунистическую партию.
На фронт в 1941 году Семен Иванович ушел уже с поста третьего секретаря райкома ВКП (б). Война забрала у него, как у многих советских людей, молодость, здоровье, искалечила, исполовинила семью. Сражался он храбро, не берег себя. Боевое крещение прадед получил на фронте, в пехотном стрелковом взводе. Орден Красной Звезды политрук Татьянченко получил в первые месяцы войны за спасение детей, готовых к эвакуации на станции Миллерово, что недалеко от Краснодона. Немецкие войска приближались к городу, шли ожесточенные оборонительные бои. Внезапно налетели фашисты. Наши части отступили. Детей спрятали в погребе, где они могли погибнуть. Тогда Татьянченко со своим сослуживцем вернулся к детям и на руках перенес их в безопасное место. Раненый в ногу, потерявший много крови, он был затем госпитализирован.
Второй орден – Великой Отечественной войны II степени – Родина вручила ему в 1945 году за удачно проведенную операцию при форсировании реки в Румынии, когда в плен была взята большая группа высших фашистских офицеров, имевших много секретных документов. Операцией командовал заместитель командира полка по политчасти С.И. Татьянченко.
Прадед не любил рассказывать о войне, о своих подвигах и заслугах. Когда заходил разговор о тех трудных годах, он больше вспоминал своих боевых друзей и сослуживцев. Извлекал из памяти какие-нибудь веселые истории боевых будней русского солдата. Прадед, начав войну в стрелковом взводе, закончил ее в должности заместителя командира артдивизиона по политчасти, побывав со своей частью в Румынии, Венгрии, Чехословакии и Австрии. Был ранен в боях за станцию Миллерово и контужен на Керченском полуострове.
Вернувшись с фронта, капитан Татьянченко нашел в живых только старшего сына Володю. Но время лечит раны, притупляет боль утрат.
Третья награда – орден Ленина – особенно дорога Семену Ивановичу. Вручили ее в 1957 году за личный вклад в освоении целинных и залежных земель, за богатый урожай, собранный осенью 1956 года - миллиард пудов целинного хлеба.К тому времени дед уже был председателем исполнительного комитета Карабалыкского района Кустанайской области. Люди, знавшие Семена Ивановича, рассказывают легенды о его работоспособности. Никто не знал, когда он встает и когда ложится. Всегда на ногах, всегда в заботах, всегда с людьми. Энергия кипела в нем. И вместе с тем удивительная теплота в отношениях с простым человеком-тружеником отличала Семена Ивановича.
Прадеда давно уже нет в живых, с ним я знаком лишь по фотографиям, но в нашей семье бережно хранят его боевые и трудовые награды, газетные статьи о нем, вещи, что хранят тепло его рук. Пройдут годы, и я непременно расскажу своим детям и внукам об их героическом предке Татьянченко Семене Ивановиче.
Автор: Татьянченко Семён, выпускник МОУ гимназии №23 2008 года
Дата: 2011-02-23
Просмотров: 1438
Последнее фото
16 октября 2017 года...
Фотогалерею фронтовиков района смотрите в разделе «Просто фото»
Голосование
Как вы относитесь к намерениям властей переименовать улицы с советскими названиями?