Последнии комментарии
к фото
к статьям
Топ 10 статей по
просмотрам
комментам
Подробнее >>
Подробнее >>

Наш человек на российской сцене

Двадцать пять  лет тому назад  Светлана Письмиченко, родившаяся в Бурлях и выросшая в Комсомольце, после окончания Ленинградского института театра, музыки и кино  стала актрисой одного из самых известных театров Советского Союза – государственного академического театра имени Ленсовета. В нем Светлана и по сей день. И выходит  на сцену не от случая к случаю. Светлана Письмиченко - актриса репертуарная. Это значит, что она занята почти во всех спектаклях, которые идут на сцене театра. Нарасхват наша землячка в питерском радио,  телевидении. Мультики озвучивает, спектакли, рекламу, прочие передачи.
- Когда не включишь радио, телевизор, обязательно Светин голос услышишь, - не без гордости за дочь рассказывает ее мама.
Не раз поздней осенью отправлялась она  зимовать к дочери в  Северную Пальмиру, подгадывая как раз к началу нового театрального сезона. В театре имени Ленсовета Надежда Семеновна свой человек. Со всеми его звездными величинами, можно сказать, на «ты». Да и  к ней актеры относятся с подчеркнутым уважением. Если и не абсолютно все, то большую часть спектаклей, в которых занята дочь, Надежда Семеновна смотрела, что называется, «живьём». И нет, пожалуй, такой роли, в которой дочь бы ей не нравилась.
- И всё же? – настаиваю.
- Ну, может быть, в «Мнимом больном» или в «Самодурах», где она вместе с Сеней Стругачевым и Сергеем Мигицко   играет. Или вот «Фро» по рассказу Платонова. Об этом спектакле в свое время немало писали.
«Пляшите, детки, пляшите»…
Если дочь у неё заслуженная артистка России, то саму Надежду Семеновну по праву можно назвать народной артисткой нашего района. Начав с выступлений  в агитбригадах Пешковского и Бурлинского домов культуры, в середине 60-х годов прошлого века,  Надежда Семеновна долго затем  «спивала»  в знаменитом нашем ансамбле «Русская песня».
- Мужики ушли на фронт, оставив на руках мамы и ее сестры…девять девок (!) мал мала меньше. Соберемся, бывало, все в землянушке,   и под мамины «траля – ля» поем и пляшем. А мама, подзадоривая, приговаривает: «Пляшите, детки, пляшите, злыдней из - под печки выгоняйте!»  Вот и пели и плясали, часто вместо обеда и ужина…

Талантливым, интересным, даже очень интересным человеком была простая русская женщина Ефросинья Феоктистовна Шалабина. «Моя бабушка Фрося, кроме меня, воспитала огромную компанию внуков и правнуков, - вспоминала Светлана Письмиченко.- Она была абсолютно рыжая, конопатая и словно светилась изнутри. Она передала мне внутреннюю легкость и радость, которые помогали ей жить. Когда я прочитала «Фро», я поняла, что эта роль мне послана судьбой».
Заметным человеком в районе был и отец Светланы – Виктор Антонович Письмиченко. Долгие годы он командовал у нас «важнейшим  из искусств» - кино. И кто знал его, худым словом не вспомнит. В бабушку, мать и отца пошла и старшая сестра Светланы – Ирина, закончившая институт культуры, культработник не только по профессии, но и по призванию. Не раз и не два навещала Ирина младшую сестру в  первые ее театральные сезоны. С племянниками возилась, по хозяйству помогала.
- Бывало, звонит Света из театра: «Скоро антракт. Бери сына и бегом сюда. Покормлю», - с улыбкой вспоминает  Ирина Викторовна.- Едва успеет покормить, пора на сцену.
Интрига сохранялась до конца
А попала на эту самую сцену она знаете как? Как Ломоносов - в науку.
После окончания девятого класса отправилась Света с однокашниками путешествовать по городам Союза. В Ленинграде, ускользнув из-под учительского присмотра, нашла институт театра, музыки и кино. Постояла, повздыхала у его дверей, чтобы, вернувшись домой, заявить родителям, что после школы будет поступать туда и только туда. Как не держали те её, как не уговаривали, не послушалась. Проработав год методистом в ДК совхоза – техникума, том самом, где сегодня пилят – строгают, накопив денежек,  умчалась девушка в Питер ловить свою судьбу. И, как мы уже знаем,  поймала ее!
« Я верю в судьбу. Если человек умеет слушать свой внутренний голос – это замечательно», - подытожит она позже.
Хотя интрига, как в лучших драматических сюжетах сохранялась до конца. Мечтая остаться после  института в  Ленинграде, играть в театре Ленсовета, тем не менее, получила Светлана направление в Североморск. Уже чемоданы упаковала, чтобы отбыть по назначению. Но тут на   пороге общаги «нарисовался» сам  мастер - незабвенный Игорь Петрович Владимиров.
- Письмо, распаковывай вещички, остаешься в театре!
Почти двадцать пять лет прошло с той поры. И чтобы ничего не выдумывать – придумывать,  слово тем, кто куда лучше меня знает о том, что произошло за эти годы с комсомольской девчушкой, приехавшей покорять Питер, могучую российскую театральную сцену.
Ольга Скорочкина, журналистка: «Она играет, словно сочиняет нам письмо»…
Если бы Светлана Письмиченко родилась в каком – нибудь средневековье, он была бы канатной плясуньей. Или порхала над костром где – нибудь на старинной площади, развлекая народ. Если бы ей пришлось жить в России Х1Х века, она с успехом играла на ярмарках, румяная от мороза. В начале ХХ века за неё держались бы все модные петербургские кабаре и арт – подвалы… Но она живёт сегодня…И невозможно представить театр им. Ленсовета без Письмиченко. Все травести, инженю и субретки, все служанки и наперсницы, все дерзкие и странные девчонки и даже мальчики – у неё. В них поёт и играет «шарманки детская душа». Все их трюкачества, переодевания, танцы, смена масок – это их упрямое сопротивление жизни. Это в них звенит театр, делая видимой и непобедимой праздничную сущность бытия. Они все стремятся к одному: непременно попасть на праздник жизни, на карнавал! А если праздника не предвидится – они устроят его сами… Когда Письмиченко на сцене, кажется, дрожит сценический паркет, а воздухе носятся флюиды счастья. Того  и гляди, что пойдет снег или вспыхнет фейерверк – исключительно за счёт  внутренних ресурсов актрисы!.. Но что в Светлане Письмиченко поражает больше всего – это не мастерство ежесекундной смены масок – гримас, а трепетная детская сущность, не размененная и не потерянная на карнавале жизни…
Как Светлана Письмиченко играет про Любовь! Счастливую, несчастную, «соблазненную и покинутую». Рыжая клоунесса, канатная плясунья, радостная душа, маленькая девочка со спичками, большая драматическая актриса – Светлана Письмиченко. Она играет, словно сочиняет нам всем ПИСЬМО. Мы ждём её послания, как ждут чуда и добра.
Юрий Гальцев: «В институте у Светы было прозвище – Письмо. Её и сейчас так друзья называют. И это не просто производное от её фамилии.  Письмо – её сущность, как благая весть, радость! Песни Письмо поёт так, как никто не поёт в нашем городе. И не будет петь, пока есть Письмиченко…»
Владислав Пази, худ. рук театра им. Ленсовета: «Светлана Письмиченко ходит по жизни и носит в себе театр. Если его разбудить, он сможет заполнить всю сцену ».
Сергей Бодров: «Как актриса, как партнер по фильму Света – человек очень отзывчивый и трудолюбивый. А по жизни – искренний…И своим успехом «Брат обязан в том числе и героине, сыгранной Светой.»
Семён Стругачев : «Она бесстрашная актриса: не стесняется быть на сцене смешной. Всё равно она в любой момент прекрасна!»
Олег Леваков, режиссёр: «Одна из её лучших ролей – Малыш в «Малыше и Карлсоне». Потому что детство не покидает её. Думаю, что к старости она будет играть Малыша всё лучше и лучше»
А это она сама о себе в  октябрьском 2002 года интервью газете «Смена»
…- Какое впечатление на тебя произвел «Брат - 2»?
- Второй фильм агрессивнее. Мне моя история нравится больше. Не потому, что я там снималась, просто она больше «наша», более русская…
Жизнь к нам последнее время как-то беспощадно строга, тебе так не кажется?А потому что много противного ей накопилось в людях. Много злости, ненависти, даже, ярости, наверное, всё это превысило критическую массу. Я, например, глубоко уверена, что миссия театра – оградить людей от этих эмоций. Здесь не нужны киношные криминальные сюжеты, для театра это опасный путь.
- Вот ты сыграла огромное число ролей, перевоплощалась в совершенно разных людей. Тебя на реальную жизнь хватает или все уже смешалось?
- Иногда я встаю утром и начинаю лихорадочно вспоминать: «Кто я сегодня?» Безумие, конечно. Но всё равно – артисты счастливые люди. Человек не всегда в состоянии в течение одной жизни реализовать свой внутренний потенциал. А мы можем попытаться. Пусть наши сценические жизни кратковременны и мимолетны, но они материализуются.
- Вот эта черная яма зрительного зала перед тобой дышит, шуршит конфетными обертками. Ты её боишься или любишь?
- И боюсь, и люблю, и никогда не знаю, что произойдет.  Прошло уже десять с лишним лет, как я выхожу на сцену, и каждый раз перед выходом  умираю. Но если артист не уверен в себе, это сразу чувствует зал. Хорошо, когда есть роли, когда приглашают выступать, а поклонники рвут на части. Но не так проста актерская судьба.
Одна очень хорошая актриса сказала: «Даже если бы мне пришлось платить деньги за то, что я выхожу на сцену, я бы все равно делала это». Конечно, нужно на что-то жить, хочется красиво одеваться и одевать своих детей. Но ведь все Господь даёт. То вдруг кино, какие – то ангажементы, праздники, телевидение. Можно петь в ресторане, и неплохо петь. Мы не нищие, не стоим на паперти. И не за деньги работаем… Путь в искусстве – это путь по раскаленной лестнице, но к небу. Кажется, это сказал Андерсен. Рано или поздно судьба даст шанс. К нему надо быть готовым. Если человек гармонично существует, он чувствует, куда ведет его судьба. Но расслабляться опасно. За взлетом может быть падение. Нужно всегда поддерживать внутренний настрой на свою волну. Нужно быть готовым использовать свой шанс.

…На «видике» сменяется  сценка за сценкой Светиного бенефиса 2002 года. То найду её, то потеряю, то понимаю, то не очень. Во всех ролях –  Письмиченко одна и та же и в то же время очень и очень разная. Одно слово – Актриса. Настоящая. С большой буквы. И очень радуюсь, когда друзья, коллеги говорят ей добрые, красивые, прочувствованные слова. И очень жалею, что не нашлось ни одного человека, кроме мамы ее, Надежды Семеновны, кто бы сказал такие красивые и нежные слова от имени её Родины.
«В Северном Казахстане, в поселке Комсомолец, где прошло моё детство, было потрясающее небо, огромные звёзды, степь, которая зимой покрывалась бриллиантовым снегом. Все там было моим – мой  сад, мой двор, сирень, с которой по утрам я слизывала росу».
Что - то уже слышанное, очень знакомое - в чистых и бесхитростных Светиных признаниях. Чеховское. Из «Вишневого сада», который у каждого, наверно, свой….

P. S. Светлана Викторовна играет не только в театре, но и в кино. К сожалению, не так часто, как хотелось бы её родным, друзьям, поклонникам. Считается, что как киноактрису открыл её для широкого зрителя режиссер Алексей Балабанов. В 1993 году он пригласил Письмиченко на главную роль Фриды в свою картину «Замок». Спустя несколько лет Светлана Письмиченко вновь появилась на съемочной площадке Алексея Балабанова. Режиссер доверил ей роль водителя трамвая Светы в фильме "Брат". В новом веке Светлана Письмиченко стала чаще появляться на экране. Она неоднократно снималась в различных сериалах («Улицы разбитых фонарей» и «Убойная сила»), сыграла главную роль в фильме Рамиля Салахутдинова «Кружение в пределах кольцевой». Неожиданный образ был создан актрисой в картине Марины Разбежкиной «Яр» (по одноименной повести Сергея Есенина). В 2008 году судьба в очередной раз свела Светлану с Алексеем Балабановым. На этот раз она сыграла Пелагею Ивановну в фильме «Морфий».

В примечаниях к статье «Снегурочка родилась в Бурлях, а выросла в Комсомольце» были названы основные спектакли, где занята С. В. Письмиченко. Теперь  приведем фильмы с участием нашей землячки:1990 Сон девственницы.1990 Бакенбарды. 1994 Замок. 1997 Брат. 2001 Улицы разбитых фонарей-3. 2001 Звездная болезнь. 2003 Убойная сила-5 . 2006 Пробуждение. 2006 Менты. Улицы разбитых фонарей-7 . 2006 Яр. 2006 Кружение в пределах кольцевой.  2006-2008 Старшеклассники. 2007 Срочно требуется Дед Мороз. 2008 Морфий.  2008 Колдовская любовь (Украина.) - 2010 Любовь без правил.
Смотрите также  у нас: «Снегурочка родилась в Бурлях, а выросла в Комсомольце» («Сегодня») и «Гори, гори, моя звезда» («Уроки  истории»).
 На снимках из архива семьи Письмиченко:    1969 год. Свете 5 лет, бабушке Фросе – 61; Светлана с родителями и сестрой Ириной.

Автор: Владимир Максименко

Дата: 2011-02-08

Просмотров: 1943

Комментарии к этой статье:

Комментарий добавил: Gellatar
Дата: 2011-02-10

Это адский труд - быть актрисой. Недавно моя мама ездила в Челябинск на спектакль к тете Свете (они одноклассницы). И провела несколько часов вместе с нею, так сказать окунулась в закулисье. Усталые артисты (Юрий Гальцев, Елена Крамер, Ирина Ракшина и вся группа) расположились в гостинице (не в люксах!) и тут же худсовет. Потом 20 минут свободного времени и ужин (опять все вместе). Потом сам спектакль (три раза переодеться, отыграть, выложиться) и вновь на вокзал. Буквально со сцены. И снова поезд и следующий город... Вот именно из такой работы можно ткать себе честь называться актрисой, а не из глянцев и гламура...

Комментарий добавил: Елена
Дата: 2011-02-12

В фильме Колдовская любовь(Украина),Светлана играла роль супруги Игната,сельского предпринимателя,(актер Анатолий Котенев),ее роль Ирины,если не ошибаюсь,привлекала взгляд и слух каким-то родственным,земляковским эхом.Почему-то именно ее появление оживляло и радовало по особому,хотя честно признаться,не узнала сразу,эту не поддельную искренность,тамошнюю,казахстанскую.А фильм получился и комедийный,с захватывающим сюжетом,и трагически-забубонным,в украинском стиле жизненных позиций.В общем трагикомедия.

Комментарий добавил: СерПал
Дата: 2011-02-12

А если вы бы знали,какая Светка в компании!Я горжусь,что она родилась здесь и все знают, что казахстанцы люди адекватные и интересные.Не в пример тем,которых ничего не волнует кроме знания "языка страны,где вы проживаете".Никак не могу втолковать ,что главное,кто ты а не какой национальности.Темнота,блин...

Комментарий добавил: Елена
Дата: 2011-02-13

Интересно и приятно видеть старые фотографии,кого-то узнаешь,других вспоминаешь или угадываешь..Столько лет прошло и много воды утекло,а память живет,не стареет.Мой дядя работал в администрации районной киносети Федоровки,знали друг друга,как коллеги и просто по добрым отношениям с Письмиченко А.В.Доброй души человек.Было о чем поговорить.Несколько раз прочитала строки про "Вишневый сад"души,словно угадала свои мысли.Да.Такого звездного неба,до которого рукой подать,не найти больше,и бескрайних степей,и благоухающего буйства Комсомольской сирени со счастливыми семицветиками..А такого кинотеатра,каким был "РАССВЕТ", с роскошной зрительной залой,не в каждом областном центре найдешь,даже с цивилизованным понтом советских и постсоветких времен.И название было красивое,располагающее,"РАССВЕТ".....