В наших краях, пожалуй, нет рыбы ближе человеку, чем карась. Домашнее, можно сказать, животное. Только не в хлеву живет, в – озерах, с которыми нам просто повезло. Целое множество больших и малых озер в районе! Эдакая синеглазая степь получается!. С ранней весны и до поздней осени пучеглазая озерная животина на столах простого люда. К кому не зайдешь, не заедешь, все карасями угощают. Как правило, жареными. Ведь ещё Л.П.Сабанеев, автор удивительной книги «Рыбы России», заметил, что «карась хорош только в жареном виде». И рецепт один любопытный привел. Записывайте, пока добрый: «Начиняют крупных карасей сорочинским пшеном (рисом) с разными пряностями, вынимая только желчь и оставляя все внутренности; затем жарят (пекут) в истопленной, уже закрытой печи на сковороде с ореховым (кедровым) маслом». Подсказывать, надеюсь, не нужно, что печь вполне можно заменить духовкой, а кедровое масло – подсолнечным. Карась озера Улькен Бурли
Карась и нам, и нашим пращурам современник. Но я, как только произношу родное это слово, тут же бабушку свою вспоминаю, Прасковью Григорьевну и озеро Улькен Бурли. Оно до целины действительно было «улькен», не то, что сейчас. Прямо у порога бабушкиной саманной землянушки плескалось. Дед озерной водой помидоры – огурцы поливал, а бабушка… рыбачила. Отчаянная все же была! Лодку – «душегубку» и сети ей сосед Кудрявцев одолжил. Работал сосед Кудрявцев рыбаком не то в потребкооперации, не то в промбыткомбинате. Была некогда такая организация в сфере обслуживания. Но и прочему, в бригады не организованному люду, насколько помню, рыбалить не возбранялось. Сетями. Вентерями. Целые флотилии черных, просмоленных рыбачьих лодок у берегов на причалах стояли. Потому и сами бурлинцы карася всегда употребляли вдоволь во всех мыслимых и немыслимых видах, и свиней, собак, птицу им же кормили. В войну, сказывали старики, многие благодаря тому карасю и выжили.
Бабушка и мама, очень любили солонцевать, то бишь, кушать сырую, свежепосоленную рыбу. Распластают только что извлеченного из воды карасину, посолят, дадут чуть полежать, сок пустить, и – яство готово! Нам, детворе, бабушка, впрочем, солонцевать запрещала: «Ещё глистов подхватите!» В почёте был и сушенный, прокаленный прямо на жарком солнышке карасик, которого на зиму запасали бочками и мешками. И лопали за милую душу что те бананы!
Рыбаки – промысловики не прекращали лов карася и зимой. Однажды в «студеную зимнюю пору» пошел проверить улов бабушкин сосед Кудрявцев, и на своих двоих домой уже не вернулся. Провалился в прорубь…Так жизнями друзей да родных своих расплачивались с озером за карася рыбаки, считай, ежегодно…
Особая рыба
Долго считал, что и «карась», и «карабалык» - одного тюркского корня «кара», и переводил соответствующе: «карась – черная вода», «карабалык – черная рыба». И получалось, что карась – это и есть черная рыба из названия района, или, другими словами, рыба, живущая в черной воде. А разве не так? «Можно даже положительно сказать, что чем хуже свойство воды обитаемого ими бассейна, тем караси многочисленнее и быстрее развиваются. Тина – их стихия» - это опять же выдержка из замечательной книжки Леонида Павловича Сабанеева. Увы! Этимологические словари меня переубедили. «Карась» - старое русское слово без каких бы то ни было тюркских родичей. В нижегородских памятниках древней письменности отыскался даже человек по имени Карась Петрович. Толстым, добрым, не очень расторопным, наверное, был этот самый Карась Петрович, как настоящему карасю и подобает. А произошло русское слово «карась», оказывается, от некоего древненемецкого, которое в свою очередь было заимствовано из французского слова, означавшего не просто рыбу, а «особую рыбу». А вы как думали?! Карась даже в вопиющей своей мужицкой обыденности и заурядности – рыба действительно особая. Надежная и постоянная.
На мой взгляд, «карабалык» - ни что иное, как второе, казахское название этой «особой рыбы». Думается, рыба эта неистребимая вполне могла быть тотемом славного и древнего рода «карабалык». По крайней мере, живучий, неприхотливый карась - карабалык очень похож на нас, аборигенов озерно – степного края, степи синеглазой нашей. Или, может быть, это мы на него похожи? Что с нами не делали, не вытворяли, а мы все равно живем, здравствуем. Каждый раз новыми и новыми надеждами себя тешим. На лучшее. На светлое. Жизни, какой она ни есть, радуемся.
Карась и сегодня в почете
Карась и сегодня в почете. И ловить его можно как удочками, так и сетями. Но прежде нужно разрешение получить у организаций или частных лиц, которым сегодня принадлежат озера. Разовая путевка члену рыбохотобщества не будет стоить ровным счетом ничего. А вот не члену его придется раскошелиться . При этом больше пяти крючков с собой брать не надо и на улов свыше 5 килограммов – не рассчитывать. За удовольствие разок порыбачить сетями (от 36 мм) члену рыбохотобщества придется прежде выложить энную сумму, а не члену – вдвое большую.
Что касается производственной, профессиональной добычи рыбы в наших озёрах, то желающим стать рыбаками прежде нужно заключить договор с тем же охотобществом, за соответствующую плату, разумеется. Желающих изводить карасиное племя на таких условиях немного. На весь район лишь трое и все промышляют на Улькен Бурли. Почему так мало промысловиков? Дорого – раз. Второе, со времен Сабанеева, непредсказуемый норов карася не изменился. Сегодня в сети да на крючки валом валит, а завтра весь враз куда – то пропадет, словно в озере его нет и никогда не было. Но главная проблема все же в реализации. Чтобы затраты оправдать, нужно прежде всего найти удобный рынок сбыта. А это вовсе не просто, хотя самые ушлые рыбаки умудряются и за пределы района свой живой, скоропортящийся товар толкать.
Сабанеевская классификация карасиного рода – племени с местной разнится разве что терминологически. Его серебряные караси у нас называются не столь изысканно – серыми, а золотые – желтыми. Есть ещё черный карась, червленого, так сказать, золота. В одном и том же озере можно встретить рыбу и той, и другой, и третьей разновидностей. Один плёс колония серо – серебряных обживает, другой по соседству – желто – золотых. В народе почему – то больше ценится желтый, то бишь, золотой карась. На то, впрочем, он и золотой. Самый лучший карась в районе: от серого до золотого – в озерах Большой Консулёк, Кособа, Сирень, Саламат, Сарыколь, Мамбай. Но для настоящего рыболова плохих озер нет. Просто места знать надо да повадки карасиные. Важна, языком Сабанеева выражаясь, и привада, то есть, заблаговременная и постоянная подкормка ленивой, не бродячей озерной животины на избранных для ужения местах. Такие рыбаки – хитрованы, знающие о карасе- карабалыке все, еще в наших краях, к счастью, не перевелись. У каждого из них найдется свой плёсик потаенный, заповедный.
Л.П. Сабанеев считает, что «в небольших бассейнах, особенно вблизи от жилья, караси редко достигают 2-3 фунта веса, но при благоприятных условиях, особенно на севере, они имеют несравненно большие размеры. И тогда уж растут исключительно в толщину и величину». Самому Сабанееву встречались особи в 10 – 12 фунтов, изредка, по его мнению, ловятся караси «неслыханной величины – 14, даже 15 фунтов. Но это, вероятно, крайний предел роста этой рыбы, тем более, что она сравнительно с другими рыбами растет довольно медленно». О таких экземплярах, как сабанеевские «чуды - юды», наши рыбари даже после третьей у костра не рассказывают. А вот рыбины весом один – полтора килограмма у нас встречаются. Но зачем они нам такие? Мне лично больше по душе не очень крупные караси граммов под триста, которые во времена Сабанеева назывались порционными, и стоили, между прочим, почти вдвое дороже, чем крупные или мелкие. У нас такой градации пока не наблюдается. Торговцы обычно партии средних, «порционных» карасей разбавляют их сородичами иных весовых категорий. Средний же, рядовой карабалыкский карась – шириной в ладошку, а длиной – в две - три будет.
Рецепт на прощанье
На прощанье ещё один рецепт приготовления карася хотел дать, так сказать, коронный – в сметане. Да передумал. Рецепт этот можно найти чуть ли не в каждой кулинарной книге. Я лично, когда караси и сметана передо мной рядышком на столе, поступаю по образу и подобию незабвенного гоголевского Пацюка. Посмотрю на карасика с таким вожделением, что тот сам сразу в миску со сметаной бряк, а оттуда, не мало не медля, в рот, лишь успевай его вовремя открывать…Не верите, проверьте на себе. А в случае чего, можно и самому карасика перед употреблением в сметане искупать. Хуже, уверяю вас, не будет, а мороки меньше.
На том приятного всем аппетита!
Автор: Владимир Максименко
Дата: 2011-01-26
Просмотров: 1937
Комментарии к этой статье:
Комментарий добавил: Елена Дата: 2011-01-30
Карась-очень живучая рыба,способна зарыться не только в озерный ил..У нас был металлический бак,метра три в длину,полтора в высоту,для полива.В него выпустили несколько карасей летом.Прошла осень,зима,пришла весна,и когда пришлось очистить дно от нападавшей за осень листвы с деревьев,мокрой и грязной,с толщи этого слоя началось подпрыгивание каких-то темных,обросших тиной существ...похожих на прошлогодних карасей,казахстанских.Первые секунды осмысления, были не очень приятными.Хотя тот же карась,несмотря на живучесть, способен выбрасываться из ставка(искуственного озера),когда дно "горит",и задыхаться на суше.
Последнее фото
16 октября 2017 года...
Фотогалерею фронтовиков района смотрите в разделе «Просто фото»
Голосование
Как вы относитесь к намерениям властей переименовать улицы с советскими названиями?