Последнии комментарии
к фото
к статьям
Топ 10 статей по
просмотрам
комментам
Подробнее >>
Подробнее >>

Битвы за Александра Невского на Алом поле

В Челябинске с весны не прекращается скандал, который как в капле воды показывает нынешнее отношение власти и Русской Православной церкви к культуре. История и хроника его такова: во время визита в Челябинск в 2000 году Святейшего Патриарха Алексия II, действовавший на тот момент губернатор Петр Сумин пообещал возместить верующим отсутствие в их пользовании здания храма  Св. Александра Невского на Алом поле, в котором с 1986 года располагается Зал камерной и органной музыки Челябинского концертного объединения, или попросту Челябинский Органный зал, то есть построить . новый храм – в обмен на то, чтобы сохранить за органным залом помещение, в начале 20 века бывшее церковью. Обещание было выполнено: в городе возвели храм «Утоли моя печали». Более того, на средства города заложен ещё один храм – Св. Георгия Победоносца, на освящение которого 19 апреля в Челябинск прибыл нынешний Святейший Патриарх Кирилл.
Именно во время этого визита г-н Юревич, ожидавший тогда официального вступления в должность главы области, заявил главе Русской Православной Церкви о предстоящей передаче РПЦ здания храма Св. Александра Невского, находящегося на Алом поле. Заявление прозвучало как гром среди ясного неба, горожане почувствовали себя обманутыми.  Органный зал не только единственный в городе, но и во всём Южном Урале. Инициативная группа горожан объявила протест, подала заявление на проведение митинга, деятели культуры Челябинска подписали коллективное письмо, в котором уверенно заявляют, что «закрытие органного зала – культурная катастрофа для южноуральцев». Их доводы таковы – после 1917 года много лет храм пустовал, потом стал планетарием и, наконец, храмом культуры. Построен он на деньги горожан, и восстановлен  в 1984 году, тоже на деньги горожан – именно как органный зал. Как религиозное здание храм существовал всего семь лет – с момента постройки в 1910 до революции 1917-го, хотя службы проходили до конца 20-х. Строго говоря, церкви он никогда не принадлежал – построенный на деньги города при финансовом участии царской казны, он был собственностью российского царя, затем экспроприирован Советской властью.
Более 80 лет он не имеет никакого отношения к религиозному культу, в то время как культурный центр давно вписался в городскую и общероссийскую жизнь. Сейчас в Органном зале звучит не только орган, но и фортепиано, скрипка и вокал, проходят выступления мировых звезд классической музыки, одаренных детей города и области. Органный зал третье десятилетие является культурным маяком, влечет к себе исполнителей и слушателей. Целые поколения не представляет себе культуру Челябинска без этой жемчужины – город лишается не только органа, но и камерного концертного зала с прекрасной акустикой.
Власти уверяют, что выполняют решение Президента о том, что всё незаконно изъятое имущество следует вернуть РПЦ. «Орган в Челябинске обязательно останется, но его не будет в храме Александра Невского», – сообщил через прессу первый вице-губернатор Челябинской области Олег Грачёв. Предлагается перенести орган в католический храм в городском квартале, который расположен в 20 километрах от центра и отделён от него промзоной. «Почему органный зал обязательно должен быть в центре города? На окраинах тоже хотят приобщаться к культуре» – заявляет Грачёв. Каков культурный уровень этих заявлений, не стоит и комментировать. В каждом уважающем себя городе есть органный зал, и расположен он именно в центре – как, к примеру, в соседней Перми, где отдельно стоящее здание Органного зала находится между зданием краевой администрации и Большим концертным залом филармонии. В условиях мегаполиса с миллионным населением Органный концертный зал, если он единственный в городе, должен находиться именно в центре, чтобы быть досягаемым для жителей разных районов. Вечерние концерты заканчиваются после 21 часа, что исключает равную возможность их посещения всеми жителями в случае переноса зала в отдаленные городские районы.
«Перенос органа возможен» – уверяют власти, и показывают этим либо некомпетентность, либо сознательно вводят в заблуждение горожан. Технически, разумеется, перенос возможен, но без потерь это сделать не удавалось ещё нигде в мире – да и случаи такие единичны, и вызваны они были исключительными обстоятельствами, связанными с угрозой потери инструмента. Переносят лишь тогда, когда в противном случае его потеряют. Как костюм шьётся по фигуре, так и орган строится под каждый концертный зал индивидуально – как нет двух одинаковых фигур, так нет и двух одинаковых залов. Как пошитый индивидуально костюм не будет сидеть на другой фигуре, так и орган не будет звучать в другом зале, и этому не поможет ни реконструкция помещения, ни перестройка органа. Средства на эти цели велики и также должны быть оправданы – а чем они могут быть оправданы в этом случае?
«Челябинск находится на одном из последних мест по количеству храмов на число жителей» – утверждает Патриарх. Однако ближайший от Органного зала храм находится в пятистах метрах, а рядом, в радиусе пары километров – ещё три, не говоря о двух новых (это центр города). «Состояние самого органа оставляет желать лучшего. По сути его в любом случае пришлось бы разбирать, а зал на продолжительное время закрывать» – пишет Светлана Григорьева от имени пресс-службы города. Мы позвонили Константину Волостнову – одному из самых известных российских органистов нового поколения. «Я прекрасно знаю этот инструмент, играл на нём, знаю здание, спускался в нижние помещения. Технически орган в прекрасном состоянии и не требует экстренного вмешательства. Разумеется, профилактические работы должны проводятся время от времени, но по сравнению с другими городами в России, челябинский инструмент не вызывает никакой тревоги. Ситуация же вокруг возможного закрытия зала такую тревогу вызывает, я знаю о ней» – сообщил Константин нашему изданию. Таким образом, власть сознательно обманывает горожан.  В  городе прошли массовые мероприятия в защиту органа. Власти города и области не препятствовали их проведению, однако решения относительно возврата храма Русской православной церкви не изменили. Чем вызвана такая настойчивость?
Она, как в фокусе, показывает нынешнюю ситуацию в обществе. Не секрет, что по уровню коррупции Челябинская область стоит прочно в верхних строчках списков. Скандалы, в которых замешана РПЦ, также не затихают уже два десятилетия. В 1996-м разгорелся табачно-спиртовой скандал, от которого при всех попытках откреститься невозможно, в силу всем очевидной причастности. Нынче во главе РПЦ стоят «эффективные менеджеры», которые не стесняются выражений «здоровая конкуренция» в комментариях относительно отношений, к примеру, с церковью католической. «Менеджеры», которые с рейдерским азартом под лозунгом «возврата культовых ценностей» галопом захватывают собственность, предпочитая недвижимую в центрах крупных городов – без оглядки на то, что в этих зданиях уже не одно поколение привыкло видеть музеи, библиотеки, культурные учреждения. В той же Челябинской области стоят десятки полуразрушенных бездействующих храмов – РПЦ они не интересуют. С азартом большевиков, от которых когда-то пострадали сами, они вытаптывают и уничтожают культурные ценности ради насаждения собственных ценностей – религиозных. Они проникают в армию, откуда удалился институт политруков, в систему образования – с нынешнего года музыка как предмет в школах становится необязательным, факультативным, в то время как там появляются «основы православия».
Процесс, происходящий сейчас, с юридической точки зрения нарушает все конституционные нормы – по закону церковь отделена от государства и, по сути, вообще не должна иметь собственности. На деле этот принцип реализуется лишь тем, что РПЦ, в отличие от всех других субъектов хозяйственной деятельности и других конфессий, не платит никаких налогов, а размах этой деятельности поражает воображение. Версия о восстановлении «исторической справедливости» также ничтожна – как раз до революции церковь не имела в собственности ни земель, ни зданий, ни всей церковной утвари. Всё это принадлежало либо короне, либо обществу, либо городу и находилось в аренде у церкви. Журнал «КоммерсантЪ-Власть» №11 от 22 марта 2010 года приводит цифры: «РПЦ заявила претензии на 443 монастыря, 12 665 приходов и около 2 млн. га земли. По оценкам экспертов, если РПЦ сумеет добиться передачи всей собственности, права на которую она заявляет, она получит имущество, сопоставимое по стоимости с активами ОАО «Газпром», РАО «ЕЭС России», РАО «РЖД». Представьте себе новый Газпром, который не платит налоги? А это уже сейчас практическая реальность.

----------

 Согласно последних сообщений, фракция КПРФ направила 6 сентября председателю Правительства РФ Владимиру Путину коллективное обращение защитников Органного с просьбой внести замечательный концертный зал в список зданий, не подлежащих реституции по готовящемуся законопроекту. «Присоединяюсь к ходатайству жителей Челябинска. Ваше решение прошу направить во фракцию и заявителям», – добавил в письме Геннадий Зюганов.
Первый заместитель думского комитета по культуре, Заслуженная артистка России Елена Драпеко заявила в сентябре о поддержке законодательных предложений челябинцев. А в первые дни октября комитет по культуре направил губернатору Челябинской области Михаилу Юревичу письмо, которое подписал Народный артист России Николай Расторгуев. Адресата предупредили о недопустимости поспешных решений, наносящих ущерб российской культуре.

Автор: По материалам www.classica.fm

Дата: 2010-10-19

Просмотров: 862