У малороссов, то есть украинцев, - понедельник, а у великороссов, русских,- вторник первой недели после Пасхальной, именуемой Фоминой - считается днём поминовения умерших. В старину его называли Радуницей, Радавницей, Радоницей,«каковые названия, по мнению старинных же исследователей, ясно напоминают собой о радости умерших или отраде, получаемой ими от церковного поминовения». Кое-где называли его также наской, навьем днём.
Так нам удобней
У нас же Радоницу называют Родительским днём, и отмечать начинают уже с первого после Пасхи воскресенья, известного в народе как Красная горка, девичий праздник. В этот день обычно сватали невест и играли свадьбы. А у нас вот поминают умерших. Так удобнее для живых. Что нам до обычаев предков? Мы и когда они были ещё живыми, признаемся себе, уделяли своим родным, друзьям не больше времени, чем после их смерти. Всё чем-то были заняты…
На Красную горку в Карабалыке заметно прибавляется народа из числа его бывших жителей, перебравшихся некогда в так называемое ближнее зарубежье. И притягивают их не теперешние красоты – достопримечательности родного посёлка, а старый погост. В одиночку и компаниями – от воскресенья до вторника - идут, едут на автомобилях люди на кладбище. С лопатами, граблями. С пасхальными куличами, крашеными яйцами, напитками, в том числе и с горячительными, прочей снедью в сумках.
Прежде приберутся у могилок, а потом присядут здесь же выпить-закусить. И умерших непременно угостят. Но так как тем ни до рюмки, ни до закуски не дотянуться, их порции становятся добычей нищих и птиц Божьих.
Кресты, кресты…
На посёлковом погосте сегодня «населения» не меньше, чем в самом посёлке. Основано оно было одновременно с УОЗом и с тех пор неоднократно расширялось. Сегодня погост – это, по сути, два отдельных кладбища, расположенных через дорогу. При этом последнее, основанное в конце 80-х годов, по площади стремительно и неотвратимо догоняет прежнее, прирастая ежегодно все последние годы на сто и более могил.
Как только проводы в последний путь стали делом выгодным, в райцентре появилось собственное бюро ритуальных услуг. До него всяк хоронил близких собственными силами, как придётся и где придётся. Потому ни дорожек, ни аллеек на старом кладбище не найти. Это – просто беспорядочная россыпь заключенных в разнокалиберные металлические оградки могилок. Среди них немало заброшенных, совершенно забытых.
Порядка на «новом» больше. Могилки здесь стараются рыть аккуратно, рядками, разделяя последние тропками - дорожками. Как и на старом, здесь вперемешку могилки русских, немцев, украинцев. А вот звёздочек над надгробьями, как на старом, не встретишь. Кресты, кресты… Кинешься порой какого-то старого знакомого - где, давно не видел?- а он уже тут, в городе мёртвых, под крестом. И так стыдно порой перед ними… Даже перед пьянчужкой, которому не добавил на бутылку…
А что касается Родительского дня, то он для меня вне календарных рамок. Как только становится невыносимо одиноко среди живых, прихожу на могилки отца с матерью. И друзей тоже обязательно навещу…
Бабье лето. Роса на траве. Паутина.
Ещё осень при силе, но осень уже навису.
Я на кладбище в рубище блудного сына
На могилках родных и любимых
украдкой роняю слезу.
Я стараюсь держаться. Чего их тревожить?
Ничего, мол, своё как-нибудь доживу.
Всё равно мне никто и ничем не поможет,
Хотя сердцем, конечно, на помощь
своих незабвенных зову.
И, своё отжалев, отстрадав и отплакав,
Мать с отцом, и друзья, и вся наша большая родня
Всё равно намекнут мне каким-нибудь знаком,
Что прощают и любят, и ждут - не дождутся меня.
Автор: Андрей Петров
Дата: 2010-04-14
Просмотров: 1757
Комментарии к этой статье:
Комментарий добавил: Gellatar Дата: 2010-05-26
А мне так плакать хочется, глядя во что превратился родительский день в Троицке. У моего мужа бабушка похоронена на городском кладбище. Вот и мы собрались проведать могилку, подправить памятник да прибраться. Это у нас (а теперь у вас) в поселке все спокойно делается. приехали, а то и пришли. Сели, помолчали, может и поговорили. Вспомнили и ушли тихонечко. Помню дедушка, царство ему небесное, раз сказал мне, что на кладбище даже говорить в голос нельзя. А что такое тут было, я и не знаю как сказать. С 6 утра по маршруту ПАПТ - нижнее кладбище пустили автобусы. Через каждые 3 минуты идут. И маршруток уйма. Сели мы в автобус, поехали. Приезжаем и оказываемся на базарной площади. Возле кладбищенской ограды раскинулась ярмарка. Тут тебе и цветы искусственные ковром, и водка, и пиво, и закуска. Машин - не протолкнуться! Чуть друг на друге не стоят. Милиции наряда 3. Авария на аварии при подъезде. Маты, крики, ор. Мы тихонько идем вдоль дороги к могилке и все мне праздник напоминает. Там хохот над могилкой раздается. Тут пьяный песни горланит. Перед нами молодая леди в высоченных сапогах и темных очках пилит друга, чтобы поехать быстрее домой, там дом 2 начинается. Пришли мы тихонько на могилку. Постояли. А вокруг ярмарка бушует, больше никак не сказать. Кто-то орет, кто-то поет, рядом соседки памятники обсуждают. бутылки так за ограду и летят. И цыгане шумною толпою. Даже не ждут, пока люди отойдут. Подходят, деловито забирают конфеты, яички, пасочки, сигареты и деловито удаляются. Могилка бабушки у центральной ограды стоит, через ограду да еще 5 метров биотуалеты поставлены. 10 рублей за посещение. Назад в автобус залезаем - толпа пьяной вдрызг молодежи. Начали ругаться с кондуктором. Тут одному плохо стало. Остановили автобус, выгрузили. Два метра проехали и встали. Авария на дороге. Две десятки не разъехались. стояли час, пока наряд ДПС не приехал.
Зареклась я в такой день еще раз туда поехать. Мы лучше потом, сами, тихонько причапает. Да вспомним. Да помолчим...
Последнее фото
16 октября 2017 года...
Фотогалерею фронтовиков района смотрите в разделе «Просто фото»
Голосование
Как вы относитесь к намерениям властей переименовать улицы с советскими названиями?