Последнии комментарии
к фото
к статьям
Топ 10 статей по
просмотрам
комментам
Подробнее >>

СМИРНОВСКИЕ БОГАТЫРИ

История в названиях
Так никем толком и не исследованная история славянского переселения в казахские степи осталась в названиях населенных пунктов Смирновского сельского округа. Рыбкино вроде как носит имя некоего богатея  Рыбкина, имевшего здесь когда-то заимку. Батмановкой  нарекли свое поселение хохлы-переселенцы в честь  немалого по тем временам чина, «заведующего подрайоном господина Батманова». Он помог уладить не то свару между переселенцами, не то конфликт между проживавшими здесь казахами, не то  «большую войну за землю», по выражению Кабая Жумагуловича Дюсембаева, между местными жителями и переселенцами. Говорят, что без казачьих нагаек в этом «замирении» тоже не обошлось. Имеются сведения, что и сам заведующий подрайоном погиб от рук одного из переселенцев. Ну а Смирновка, 1903-го года рождения, как считается, названа в честь землеустроителя  Смирнова.

Поначалу она входила в Пешковскую волость, а потом и сама стала волостным центром, объединившим окрестные села: Безобразовку, Воздвиженку, Карабаш. В Смирновской волости в самом начале 20-х годов  проживало свыше 7000 (теперь от силы 1500) человек, в том числе 6439 русских, а остальные были «лицами других европейских национальностей». Смирновские кулаки, благодаря своей предприимчивости, были известны далеко в округе. Например, по словам старожилов, михайловские мельницы принадлежали именно им.

«Лицами других европейской национальностей», скорее всего, были немцы. В их жилищах не висело образов, то есть икон, потому  православные и нарекли их поселение Безобразовкой. Воздвиженка же славилась своими гончарами,  артель которых носила прямо-таки чевенгуровское название «Весёлый труд». От Воздвиженки остались сейчас лишь развалины, от «Весёлого труда» - кувшины-кринки в школьном музее.

Впрочем развалины - останки былых поселений в этих краях можно встретить повсеместно. И куда более ранние, чем руины Воздвиженки или Безобразовки. Это говорит о том, что сладко и безбедно в бывшей Смирновской волости никогда не жилось. Есть свидетельства, что в 1917 – 1918 годах, спасаясь и от красных, и от белых, чуть ли не вся  Батмановка снялась с насиженного места  и подалась назад, в оставленные пределы, загубив массу народа в многотрудной дороге.

«Помогите мне отсюда уехать...»
Далеко не блестящим было и колхозное прошлое округа. Люди зажиточные, самостоятельные, как и повсеместно, шли  в колхозы неохотно, как потом и из колхозов – в совхозы. В областном архиве сохранилось письмо председателя Смирновского сельского Совета, 25-тысячника М.Д. Попова своему родному райкому, датированное 31 мая 1930 года.  В нём он  молит товарищей: «выручайте меня как-нибудь, здесь очень плохо работать». Попов жалуются, что его не признают ни местные партийцы, ни население. «Наши ребята почти ушли отсюда, бегут в Донбасс и Москву… Ну, а всё-таки посевкампанию здесь я провёл с трудом на 103 %, со слезами. И проводил каждый день собрание, разъяснял, что это наше социалистическое строительство.  А здесь народ разный: немцы, хохлы, украинцы и русские, и самый кулацкий район, в котором я работаю. Я думаю, товарищи, мне не выдержать… помогите мне отсюда уехать. Это дело партийной и нашей дисциплины, но здесь партийная прослойка очень плохая, так как люди жили в кулацкой семье …»

Стабильно развивающееся хозяйство
Смирновский стал совхозом  в 1961 году, успев до Карабалыкского побывать в составе Федоровского и Пешковского районов. Это было крепкое, стабильно развивающее хозяйство, постоянно находившееся  в числе лучших по большинству  основных производственных показателей. Наиболее заметен  Смирновский  стал в 80-х годах в директорство В. А. Глазунова, отец которого Андрей Тимофеевич , кстати, много лет возглавлял Магнайскую МТС.

При Владимире Андреевиче значительно окрепла материально-техническая база хозяйства. Преобразились отделения. Сама Смирновка превратилась в небольшой городок с двумя домами культуры, комплексным приемным пунктом, почтой, средней школой с интернатом, сетью магазинов, регулярным автобусным сообщением не только с райцентром, но и отделениями. Даже своя больница в Смирновке имелась, причем со стационаром на 30 мест. Возглавляла её супруга директора - Раиса Петровна Глазунова, внимательный человек, хороший специалист. Мощный кирпичный завод обеспечивал стеновыми материалами ежегодное строительство в среднем 20 квартир.

Ведущей отраслью было растениеводство. Серьёзных претензий к её ведению никогда в общем-то не возникало. По   производству зерна все годы своего существования Смирновский находился в числе самых стабильных хозяйств, а по урожайности, не считая опытную станцию, откормсовхоз и птицефабрику,  уступал лишь Станционному.  

А вот с животноводством были проблемы. Как отмечалось на майском пленуме райкома партии 1987 года, «хозяйство из года в год не справляется с планами производства молока и мяса, низка продуктивность скота, себестоимость продукции значительно выше плановой». Главную причину этих «застойных» явлений райком видел в «серьезных недостатках работы с кадрами». Животноводство, мол, здесь стало проходным двором. За годы одиннадцатой пятилетки «в отрасли сменилось 4 главных и 11 других специалистов, 7 бригадиров», и почти все освобождались, как «не обеспечившие» участок работы».

За что и всыпали В.А. Глазунову как следует. Впрочем, не только  ему одному. Крепко попало  за животноводство и директорам таких ведущих хозяйств района, как совхоз «Станционный» и совхоз-техникум. Была у райкомовских деятелей такая практика, одергивать, «ставить на место» признанных лидеров. Чтобы знали, кто в доме хозяин. Интересно, что все раскритикованные тогда: и В.А. Глазунов, и В.П. Дружинец, и Ф.Я. Штольц, в отличие от многих своих коллег, никуда из  хозяйств, которые много лет возглавляли, и, выйдя на пенсию, не уехали. Может быть, потому, что были из разряда руководителей, о которых говорили, что они дают жить людям, то есть не притесняют, не дергают их по пустякам.

В конце концов Глазунова «ушли». Но недолго оставались  на коне и сменившие его Кудрицкий и Стаценко. А там и совхоза не стало…

Смирновские богатыри
В Смирновском никогда не было недостатка в добрых тружениках,  тех, кого в народе уважительно величают  работягами. На их поистине богатырских плечах собственно совхоз и держался. Одним из лучших коллективов, занятых в сельском хозяйстве района, в начале 60-х годов считался механизированный отряд Александра Андреевича Брыля, которого потом сменил Андрей Егорович Узингер. Александр Брыль, между прочим, на пару с Александром Лидером в посевную кампанию 1965 года засевали на тракторе Т-75 с тремя сеялками до 73 гектаров вместо 36 плановых.

Не раз тогда же ставилась в пример трудовая деятельность зимой –скотника, а весной-осенью -  кукурузовода Фридриха Фридриховича Винтера и доярки Павлины Петровны Винтер.  Из года в год неплохих урожаев картофеля добивалось звено картофелеводов, возглавляемое кавалером двух орденов Трудовой Славы Владимиром Петровичем Кунстманом, вместе с которым трудились два его брата. По 17 250 центнеров зерна на комбайн в жатву 1992 года намолотили Александр Иванович Ангольдт и Владимир Иванович Моисеенко, помощниками у которых были 14-летние сыновья. Вообще о семейных династиях Смирновского неплохо было бы кому-то написать отдельно. Увлекательный, а главное очень поучительный рассказ бы получился.

Чеповские. Семья не вернувшегося домой  фронтовика  Якова Чеповского перебралась в Батмановку с Донбасса в 1949 году. В 15 мальчишеских  лет его сын Николай впервые сел не комбайн, получив азы профессии у фронтовика же Беленко. К концу 70-х годов уже мало кто в районе мог бы потягаться с Николаем Яковлевичем в мастерстве хлебоуборки. В щедрую жатву 1978 года дебютировало семейное звено Чеповских , в состав которого, кроме него самого, вошли старший сын Александр и жена Нина Андреевна. При обязательстве 45  Чеповские намолотили 52 тысячи центнеров.

В жатву 1979 года представители завода «Ростсельмаш» прямо в поле вручили  Николаю Яковлевичу именную «Ниву» с самой за себя говорящей надписью на бункере «Лучшему комбайнеру Казахстана». Вместе с отцом и матерью в ту жатву сели на комбайны уже оба сына. При этом младший Пётр  ещё был школьником. Пару горячих страдных деньков провел с Чеповскими корреспондент «Комсомольской правды» В. НИЯЗМАТОВ.

«Работает звено Николая Яковлевича неистово – иного слова и не подберешь – с восьми утра и до трёх утра»,- отмечал он потом в своём очерке, опубликованном 20 сентября 1979 года. Не прошёл журналист и мимо ходивших в совхозе разговоров о том, что Чеповские так здорово работают лишь ради денег. Будто в том что-то стыдное было, позорное… Вот сейчас на комбайны все садятся исключительно ради заработков, но что-то не слышно, чтобы при этом имелись желающие вкалывать по 18-20 часов в сутки.

Лидеры. Чеповские были для них достойными соперниками, но всё же  самым лучшим коллективом комбайнеров района всех времен бесспорно следует считать Лидеров. В каком бы составе не выходили на жатву представители этого большого семейства, они неизменно,  оправдывая свою фамилию, были в числе лидеров. Сполна получив и свои порции славы, и свои ушаты грязи.

В жатву 1979 года убирали хлеб в Смирновском сразу два солидарных звена Лидеров. В одном  - Андрей Андреевич с сыновьями Владимиром и Федором Андреевичем, в другом под водительством Александра Генриховича – Александр Андреевич и Нина Андреевна. На каждый из шести своих комбайнов Лидеры «расписали» по 13509 центнеров намолота, поделив между собой первое и второе место по результатам жатвы. А Нина Андреевна стала второй в соревновании женщин-комбайнеров, уступив лишь знаменитой В.В. Шевцовой, для которой та жатва была семнадцатой, а для Нины – третья. И это отнюдь не самое высшее из достижений Лидеров.

И десятка человек, добивавшихся выдающегося результата – намолота в  20 000 и более центнеров зерна, наверное, за всю советскую историю района  не наберется.  А Лидеры:  Андрей Андреевич, Федор Андреевич, Юрий Андреевич и Александр Генрихович в жатву 1986 года, работая звеном, выдали из бункеров своих комбайнов 76752 центнера зерна, или по 19188 центнеров на каждый комбайн. Увы, из всех этих чудо-богатырей В Смирновке сегодня остался лишь Федор Андреевич. У него своё крестьянское хозяйство, которое и кормит  семью.

Зоненко. В жатву 1986   года на весь район прогремело имя водителя Л.Ф. Зоненко. Поставив на «Урал-375» двигатель от «Кировца» и прицепив к нему три тракторные тележки, Леонид Федорович один перевез 3500 тонн зерна, почти седьмую часть совхозного урожая. Доставляя за рейс на элеватор по 50 тонн зерна, заменив тем самым десяток автомобилей ЗИЛ - 130.  

Но ни в совхозе, ни на элеваторах оказались попросту не готовы к новациям этого человека интенсивного труда. Запутались и в расценках. Работавшему за десятерых Зоненко зарплату начисляли меньше, чем водителю восьмитонного грузовика без всяких «прибамбасов». В конце концов, вынудив того убрать уникальный большегруз с трассы.

Пономарёва. Одной из застрельщиц арендных отношений в животноводстве района по праву можно назвать бригадира дойного гурта первого отделения З. Я. Пономареву. В отличие от многих стоявших над ней больших и малых начальников Зинаида Яковлевна не играла в аренду, а серьезно, кропотливо занималась ею. Вот только развернуться в полную силу Пономаревой, как и многим другим, не дали. 

А начинали так здорово…
Когда  смирновчане узнали, что всё нажитое совхозом перешло в руки холдинговой компании «Биско» Серикпая Жумабековича  и Кайрата Серикпаевича Биситаевых , они воспрянули духом. Эти, мол, свои. Не подведут. И поначалу ни у кого никаких претензий к новым хозяевам не было. Социалку не обижали, платили механизаторам достойно. Одними из первых в районе применили на своих полях зарубежную уборочную технику: голландские комбайны. Праздники по поводу завершения уборочной устраивали, спортивные соревнования. Лучших из лучших премиями и ценными подарками, как в недалекое советское время,  поощряли. Например, на областном слёте передовиков лично президент фирмы вручил победителю жатвы 1989  года Федору Андреевичу Лидеру ключи от автомашины.

При этом  «Биско» занималась не только пшеницей, но проявила интерес к масличным культурам, увеличив посевы подсолнечника почти вдвое – до 2 500 га. В 2004 году «Смирновское» получило статус семеноводческого хозяйства. А потом инвесторов будто подменили. Можно сказать, совершенно отвернулись от социалки, не выплачивали дивиденды, влезли в миллионные долги по зарплате. В конце концов «Смирновское» обанкротилось. Урожай 2006 года на корню был арестован налоговиками. Пошла с молотка техника, другое имущество.  Эстафету бесславно кончившего «Биско» совсем недавно приняли  ТОО «Костанай – Агро-2008» и ТОО «Бико». Потому, как всё обернется у них, никто судить не берется. 
В округе 34 крестьянских хозяйства. В крестьяне подались и Леонид Федорович Зоненко с Федором Андреевичем Лидером. Умело хозяйствуют Валерий Александрович Каац, Виктор Васильевич Ккзьменко, Николай Иванович Овсянников, Иван Николаевич Городецкий. На них, по словам акима округа Галины  Михайловны Немченко, и держится вся социалка.

 Продолжение традиций
«В клубе, или, как его здесь называют, Доме культуры Смирновки тесно, нет подсобных помещений, нет хотя бы маленькой комнатушки,  где бы можно было провести репетиции. Очень тесно в библиотеке. И всё-таки в Смирновке, несмотря на тесноту, самодеятельность – лучшая в районе, работа библиотеки признана отличной», - писала газета «Знамя коммунизма» 25 декабря 1979 года.

В 80-х один за другим в селе вступили в строй сразу два новых дома культуры: совхоза и ремзавода. Один лучше другого. Типовые здания. Прекрасные многоместные зрительные залы ( а в заводском – даже спортзал), удобные помещения для занятий и репетиций. Но вдохнуть в них жизнь, дать, как говорится ума, в Смирновке, увы, так и не смогли.

Сегодня Смирновский Дом культуры размещается в том самом здании, о котором так нелестно отозвался  журналист, но  в котором так уютно чувствовали себя участники художественной самодеятельности, возглавляемой большим энтузиастом своего дела Виктором Яковлевым. И клубная работа понемногу пошла на поправку. Как в старые добрые времена действуют  кружки и секции, идут репетиции, устраиваются концерты. Особой популярностью пользуется у сельчан вокальная группа «Веснянка». А бывшая акушерка Нина Федоровна Овсянникова организовала даже регулярные занятия   оздоровительной гимнастикой. 

Нет уже в Смирновке участковой больницы. Вместо неё – врачебная амбулатория, которая вместе с поселковым акиматом разместилась в бывшем служебном помещении стадиона, построенного, по тогдашней традиции, специально к проводившимся в Смирновке соревнованиям районной спартакиады. 12 лет возглавляет её выпускница Карагандинского мединститута Светлана Александровна Козлова.

Кипит жизнь в средней школе, которая, как и все школы района, после недавнего ремонта выглядит даже лучше прежнего. Гордость школы музей, созданный по инициативе учительницы истории Татьяны Юрьевны Ващенко. В нём есть несколько по-настоящему уникальных материалов, которые украсили бы и экспозиции крупных музеев. Например, топографическая схема передела батмановских земель советами от 1922 года. Представляют интерес и генеалогические древа ряда смирновских семей, составленные старшеклассниками.

Из «Рыбкино» - в «Будущее»
В процессе капиталистических преобразований не все кинулись в объятия «Биско». Отделившись от Смирновского ещё в его короткую бытность производственным кооперативом, рыбкинцы решили довериться своему недавнему управляющему Ивану Андреевичу Фоосу. И не ошиблись. Сохранив в целостности  доставшиеся от совхоза землю, технику, мастерскую, ТОО «Рыбкино» достаточно уверенно чувствовало себя в самостоятельном плавании по рыночному морю. 

За два года товарищество под предводительством Фооса сумело рассчитаться с кредиторами, погасить долги по зарплате и выполнять все обязательства перед пайщиками. Вот только десятимиллионный долг по налогам оказался для рыбкинцев неподъемным. Весной 1999 года на базе «Рыбкино» было образовано ТОО «Будущее», которое, оправдывая  своё название, обеспечивает вполне сносное существование рыбкинцам по сей день. 
Улочка с домами ступеньками

Уроженцы Батмановки 50-60-х годов помнят её ухоженной, тонущей в зелени садов и огородов. Нынче зелени здесь тоже предостаточно, но дикой, заброшенной. Пустыри, оставленные, порушенные жилища. В особицу небольшая улочка с изюминкой поставленными – ступеньками, друг к дружке наискосок – большими, добротными домами постройки 1991 года. Это дело рук братьев Сергея Акоповича и Рубена Акоповича ГОМЦИАНИ и их земляков. Больше десяти лет ежегодно приезжали весной они в Смирновский из Грузии,  возведя здесь около 40 квартир, школу, клуб, магазин в Приозерном, ДК на центральной усадьбе.

С мельницами ничего не получилось
Кроме совхоза, в Смирновке находился крупный ремонтно-механический завод, последним настоящим директором которого был Николай Васильевич Моисеенко. В 1987 году на нём в две смены работало 230 человек. Кроме ремонта узлов тракторов, комбайнов, автомобилей, прицепных агрегатов, завод выпускал маслонасосы для нефтехимической промышленности. Выполняя и перевыполняя планы производства, завод нередко срывал планы поставок насосов из-за перебоев в поставках то чугунного литья Кустанайским ремонтно-механическим заводом, то комплектующих, в частности, электродвигателей из Фрунзе и Новой Каховки. Что называется, не пошло здесь и навязанное в период очередной кампании  производство товаров народного потребления: цветочных горшков, шинковок и т.д.

На заводе немало делалось для улучшения условий труда и быта, досуга рабочих. Были свой Дом культуры, детский сад, столовая, которая по выходным превращалась в   кафе. К жилым домам заводского микрорайона были проведены центральное отопление, водопровод.

Начиная с 1988 года, руководством планировалось значительное увеличение производства, прежде всего за счёт обновления оборудования и реконструкции рабочих мест. Но этим планам не суждено было сбыться. Перейдя в частные руки, завод рухнул под напором реформ 90-х годов. Хотя планы фирмы «Максим», приобретший завод, поначалу были полны оптимизма. Её владельцы наряду с производством запасных частей, собирались выпускать электроды и даже, как сообщалось в районной прессе, мельницы. Увы, ничего из этого не получилось. О Смирновском ремонтно-механическом теперь  напоминают лишь мертвые корпуса на одной из окраин Смирновки.

Автор: Владимир Максименко

Дата: 2010-03-17

Просмотров: 3314