«Быстроход-скороход» с улыбкой ребёнка Когда в обществе тишь и гладь, такие люди совершенно незаметны в общей однородной и в целом благополучной массе. Но как только начинаются смута, разброд и шатания, когда мир разваливается на бедных и богатых, везунчиков и неудачников, все те, кому совесть не позволяет жить по волчьим законам, тут же оказываются выброшенными вон. В сторонку, на обочину магистрали, по которой стремительно мчит, переливаясь яркими красками, экспресс современной цивилизации. Мчит прямиком в бездну.
«Блаженны нищие духом»
Ахмету Рахимовичу Абрашеву нынешней осенью повезло. Знакомый устроил его на работу в Тогузаке, рядом с домом. Пообещав, что получать он будет раз в пять больше, чем в Карабалыке, где трудился. Дворником. За шесть тысяч в месяц. Добираясь на работу что зимой, что летом из Веренки, где живёт, пешком или на велосипеде.
Гардеробщица Таня, угощая Абрашева чаем, величала 57-летнего невеликого росточка мужичка уменьшительно - ласкательно, как ребенка, Ахметкой. А он читал доброй женщине Библию: «Не заботьтесь, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело – одежды? Взгляните на птиц небесных: они не сеют, не жнут, не собирают в житницы; и Отец Ваш небесный питает их».
Ахмету, кроме Отца небесного, и впрям больше надеяться не на кого. После смерти отца с матерью один на всём белом свете, без постоянного места работы. Всех нажитых богатств: родительский домишко в Веренке, аккордеон, телевизор, шахматы, велосипед, постель, одежда, обувь… Бедность Ахмета не тяготит, не унижает. Библейское «блаженны нищие духом» - это о нём. Деньгам он хотя и знает счёт, но маммоне не служит. Дорожит тем, что есть, не очень заглядывая в день завтрашний. Свободен, лёгок на подъём. Как птица.
Из рода жаппас сумырын
- Отец мой из аула номер семь, Терентьевки. Мать из аула номер девять, Станционного. А род наш, что тут поделаешь, жаппас сумырын, сопливый нос, - улыбается, шмыгая носом, рассказывая о себе.
За его плечами две «академии»: Тогузакская восьмилетка и Кустанайское профтехучилище, где получил специальность электромонтажника. В школу из Веренки в Тогузак Ахмет, как и большинство его сверстников, добирался на своих двоих. Но быстрее всех. За что его прозвали быстроходом-скороходом. Попади тогда легконогий, сухощавый бала в хорошие тренерские руки, из него мог бы получиться неплохой стайер. Увы…
Быстроход-скороход
Но те «тренировки» не пропали даром. Очень пригодились, когда уже в зрелые годы основным средством его передвижения стал велосипед. Первый велик прислал ему из Германии в 1997 году Вася Пеннер, вместе с которым Ахмет трудился на элеваторе. Бэушный. Зато 18-скоростной. Горный. Неоднократно совершал Ахмет на нём многочасовые и многокилометровые пробеги до Урнека, Победы, Троицка, Фёдоровки, Костаная и Рудного. По друзьям и знакомым, реже – по делам. Переночует и в обратный путь.
Когда «Горный» развалился, приобрёл себе Ахмет другого «железного коня», и тот тоже в «стойле» не задерживается. Разве когда зимой, в метель или мороз, жалея, дома его оставит. А сам в Карабалык на работу, как когда-то в школу, ножками, ножками…И принципиально в пути не «голосует». Хотя если водитель попутного транспорта пригласит подвезти, не откажется… Только таких водителей, по наблюдениям Ахмета Рахимовича, остаётся всё меньше и меньше…
Трудовая биография
Сам зарабатывает себе на жизнь Ахмет с 15 лет. Довелось поработать стропальщиком, грузчиком, электриком, сторожем. Последнее место постоянной работы - знаменитое тогда предприятие «Сельхозтехника».
Начальство отмечало его трудовое усердие в основном благодарностями в приказе. В середине 90-х Эдуард Петрович Паскаль, возглавлявший тогда «Сельхозтехнику», подарил Абрашеву столовый сервис, а потом и овчинный тулуп. Не гнушался директор, любивший шахматы, сыграть и с ним партейку – другую. «Только проигрывать не любил, - улыбается Ахмет Рахимович – я ведь тоже в шахматы играть умею».
Ахмет прилично владеет баяном, аккордеоном. Не раз приглашали на свадьбы, семейные торжества, прочие посиделки. Последний раз в августе знакомые пригласили поиграть на тое в Урнек, отвалив от щедрот своих баянисту аж… 500 тенге.
Пять первых лет нового века он числился безработным, получая ежемесячно по 750 тенге. Умудрившись на эти деньги как-то дожить до той поры, когда новым хозяевам понадобились опять его руки. Платили новоявленные буржуи, конечно, поболе пособия по безработице, но всё равно не по труду. К тому же по привычке советских лет Ахмет то и дело лез к хозяевам с подсказками, как лучше организовать бизнес. А кому это понравится? Потому и приходилось постоянно кочевать с одного места на другое. Вот недавно сообщил, что возвращается за семь вёрст киселя хлебать – то есть опять дворником будет работать в Карабалыке.
Главное – любить и верить
Несмотря на приличное знание Писания, ни в церковь, ни в мечеть Ахмет не ходит. Считает, что вера в Бога количеством посещенных публичных молебнов не измеряется. Ссылается на Матфея: «когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно. А молясь, не говорите лишнего, как язычники; ибо они думают, что в многословии своём будут услышаны».
Одно время Ахмет посещал собрания местной общины верующих, отнесенной в нашей стране к тоталитарным сектам. Не знаю, посещает ли теперь, но к запрету относится отрицательно:
- Каждый сам должен выбирать своего бога, главное верить в него, любить его. Бог впереди человека не идёт. Он позади его, предоставляя каждому право выбора…
Можно было, конечно, с этим и поспорить. Да Ахмет в споры не полезет… Улыбнется только в ответ просветленно и виновато, как ребёнок. И тем сразу же обезоружит. Автор: Владимир Иванов Дата: 2009-11-24 Просмотров: 1214
Cтарый знакомый, как того и следовало ожидать Ахмета обманул, такого чистого, бесхитростного и беззащитного человека просто грех не обмануть.Заплатил за три месяца от силы 20 тысяч да разрешил привезти домой три повозки хвороста на зиму. С тем Ахмет и вернулся к оставленной на лето метле на тех же самых условиях. И добирается "быстроход-скороход"из Веренки в Карабалык по-прежнему на велике или пешком. |