Последнии комментарии
к фото
к статьям
Топ 10 статей по
просмотрам
комментам
Подробнее >>
Подробнее >>

До и после «оптимизации» образования. Из книги «Надежды нового века».

На пути к всеобщему среднему. Систему народного образования в нашем районе, как и повсеместно, в советские годы составляли: общеобразовательные школы, дошкольные и внешкольные учреждения. Координировал их работу отдел народного образования райисполкома, который с 1995 года стал называться отделом образования. В 30-40-х годах прошлого века в районе дислоцировался один из областных детских домов, носивший имя М. Фрунзе, а с 1960 по 1996 год – вспомогательная школа-интернат областного же подчинения.

Каждый четвёртый-пятый житель района ежегодно на протяжении всей его истории посещал школу  или детский садик.  В 1965 году за партами сидело около 12 тысяч учащихся, в 1971 – уже около 15 тысяч. В 1975 году 13 тысяч человек учились в школе, около двух тысяч в техникуме и свыше 500  в профтехучилище. Но уже в 1979 году количество школьников составило 9450 человек, оставаясь примерно на таком же уровне все 80-е годы.  Например, в начале 1991-1992 учебного года за парты сели 9587 мальчишек и девчонок.  При таких возможностях получить среднее образование все советские годы, как ни странно, не уменьшалось   количество молодежи в возрасте от 16 до 29 лет, не имевшей не то  что среднего, но и восьмилетнего образования. Так в 1971 году около 1700 молодых людей не имели среднего и почти 400 – восьмилетнего образования. А в 1978 – 1979 учебном году их было соответственно 2146 и 105.

В 1965 году в районе имелось 77 школ, в том числе 7 средних, 19 восьмилетних, 51 начальная, да ещё 5 вечерних (836 учащихся). В 15 бюджетных и общественных интернатах проживало 987 учащихся. При этом, как неоднократно отмечалось на августовских совещаниях, около 20-30% интернов хронически не успевали, давая основную массу второгодников. А их было немало.

«Из 10099 учащихся в 1963 году был оставлен на повторный курс каждый седьмой.  А во второй четверти 1964 года отставали в учёбе 1368 учеников», - отмечал на партийно-хозяйственном активе второй секретарь райкома С.Ж. Жакетов . 996 учеников было оставлено на второй год по итогам 1963-1964 учебного года, 504 окончили его на «отлично». В пример ставились Бурлинская и Боскольская средние с успеваемостью 96 и Терентьевская восьмилетняя с успеваемостью 94 %..

В 1990 -1991 учебном году при школах района имелось 12 интернатов, в  которых проживало около 500 учеников. И лишь один из них - в Победе - был типовым, но и тот не имел полного благоустройства. В следующем учебном году  пришкольных интернатов осталось восемь, но зато до 789 прибавилось ребят, которые были вынуждены ежедневно совершать поездки в школу и обратно. 

Накануне так называемой оптимизации, в 1994-1995 учебном году в районе было 58 общеобразовательных школ, из них 19 средних, 12 неполных средних, 27 начальных, в которых обучалось 9 тысяч учащихся. Сеть внешкольных учреждений составляли: детско - юношеская спортивная школа, детская школа искусств с филиалами в Смирновке и Станционном, Новостройская музыкальная школа, Дом пионеров, районный кабинет технических средств обучения. В Бурлях продолжала работать областная вспомогательная школа-интернат. В начале 90-х в районе было 64 детских садика, которые посещали свыше трех тысяч малышей.

Материальная база школ.  К середине 90-х годов все средние и неполные средние школы размещались в типовых помещениях.  Однако их строительство началось лишь со второй половины 60-х годов, а массовый размах приняло только в 70-е годы, после того на 24 съезде КПСС было заявлено  о завершении в 1975 году перехода от всеобщего восьмилетнего к всеобщему среднему образованию.

Таким образом, почти 50 лет советской власти, декларировавшей лозунг «Всё лучшее детям», школы района, как, впрочем, и большинство дошкольных и внешкольных учреждений, находились в приспособленных помещениях. Не самым худшим примером школьных зданий тех лет могут служить сохранившиеся по сей день здания Магнайской основной и Боскольской начальной школ. А о таком, по нынешним меркам, убогом помещении, в котором до сих пор пребывает Терентьевская основная школа, в начале 60-х могли только мечтать школьники как старого, так и нового районных центров.

В Бурлях главная школа района долгое время размещалась в большой и длинной саманной землянке. В последние годы Бурлей как райцентра метрах в  двухсот от неё построили ещё одно здание, мастерские – находились в третьем, столовая в четвёртом, интернат – в пятом.

В многоэтажке 30-х годов, возводившейся под жильё, постепенно отвоёвывая один этаж за другим, размещалась школа имени Горького. В конце - концов она первой в районе справила  в 1964 году новоселье в типовом здании, предварительно разделившись на две: среднюю и восьмилетнюю. Последняя  и пребывала в той многоэтажке вплоть до ликвидации в 1997 году. В 1967 году в Бурлях справила новоселье школа-интернат областного подчинения, ютившаяся до того в нескольких зданиях барачного типа, возведенных в годы целины. 

Следом одна за другой стали появляться  типовые школы на центральных усадьбах совхозов.  При этом строились они без учёта перспективы, а сами проекты были далеко не идеальны. Поэтому при очередных новациях, связанных с претворением в жизнь требований закона о всеобщем среднем образовании, согласно которому начиналось обучение детей с шести лет ,и переход на кабинетную систему обучения, повсеместно создавались  группы продлённого дня - школы стали испытывать острый дефицит помещений.

Выход видели в строительстве так называемых школ-садов и пристроек к средним школам. Так под сильнейшим нажимом со стороны райкома партии в конце 80-х годов появилась пристройка к Новостройской средней школе, возведённой в своё время по типовому проекту восьмилетней. Крытым переходом, связавшим основное здание со стоявшей отдельно столовой, и трехэтажным сектором для занятий малышей приросла школа имени Горького. Несколько раньше были пристроены спортзалы к зданиям Бурлинской средней и Комсомольской восьмилетней школ.

Какую-то особую нелюбовь проектировщики, наверное, испытывали к спортивным залам, площадь которых не превышала 100-150 «квадратов». В школе имени Горького, Славянской и Приреченской их вовсе разместили на втором этаже. При этом в большинстве проектов они ещё и совмещались с актовыми залами. Так в спортзале Комсомольской средней школы № 2 изначально должна была стоять сцена. И то, что там она так и не появилась, - это уже целиком «самодеятельность» самих заказчиков.

Всё благоустройство школьных дворов при сдаче в эксплуатацию в лучшем случае ограничивалось их огораживанием.  Ни одна из школ райцентра, включая школу № 3, сданную в 2007 году, при открытии не получила в своё распоряжение комплексную спортплощадку.  В большинстве школ не было вовсе  или годами  не работали канализация, водопровод, было холодно зимой. «Какие бы мы ни построили дворцы из стекла и бетона для наших детей, без обеспечения надлежащего теплового режима и создания санитарно-гигиенических норм все эти объекты будут памятниками бесхозяйственности», - отмечалось на февральской 1987 года сессии райсовета.

Из-за недостаточного финансирования школы не имели возможности своевременно менять стареющие наглядно-учебные пособия, изношенную мебель, спортивный инвентарь.

Кадры. В 1991-1992 учебном году в общеобразовательных школах района было 985 учителей, из них с высшим образованием– 470, с общим средним, то есть не имеющих специального педагогического образования – 88.  Такое соотношение  установилось ещё где-то с середины 70-х годов и оставалось почти неизменным до начала 90-х. Хронически  недоставало дипломированных преподавателей   химии,  биологии, географии, биологии,  военного дела, музыки, пения, рисования. В 1967 -1968  учебном году имели высшее образование лишь 10,6 процента учителей начальных классов, 33,3 учителей физкультуры, 37,1- трудового обучения. В 1991-1992 учебном году специальное образование имели только двое из 44 учителей казахского языка в русских школах, и даже в казахских школах не было ни одного специалиста по  казахскому языку и литературе.

Настоящим проходным двором, как, впрочем, и район в целом были школы в 50-70-х годах. Здесь можно было встретить выпускников педагогических вузов из многих и многих городов Советского Союза, приезжавших по вузовским направлениям, чтобы отработать обязательные два года.  Среди них было немало интересных, ярких людей, умевших прекрасно ладить с детьми, как, например, выпускники Уральского педагогического института: историк Комаров Александр Константинович, физики Миронов Николай Петрович и Курлапов Лев Иванович, работавшие в Бурлинской средней школе в 1961 – 1963 годах.

Они были с ребятами не только на уроках, но и во внеурочное время, затевая разные интересные мероприятия: игры, походы, вечера отдыха, выставки, обсуждение прочитанных книг.  А одновременно, не собираясь навсегда связать свои судьбы со школой, готовились к поступлению в аспирантуры. Став кандидатом исторических наук, А.К. Комаров работал преподавателем в Уральском и Кустанайском пединститутах. Доктор физико-математических наук Л.И. Курлапов преподавал в КазГУ. Обладателем докторской степени  физико-математических наук стал и А.Ж. Турмухамедов - один из тех, кого в Бурлях учил  азам физики  Курлапов.

К счастью, вернулись домой, не все «отработчики». Остались, обретя у нас вторую родину,  Людмила Цезаревна Яблуновская из Николаева, Александр Георгиевич Гетманцев из Тамбова, федоровчанка Лилия Фёдоровна Годлевская.  Собственно, костяк педколлективов всех школ того времени составляли именно такие «невозврашенцы». Кто-то из них приехал в район раньше, кто-то позже.  Педагогов – уроженцев района в 50-60 года было очень мало. Ручейками начали вливаться они в школьные коллективы лишь в конце 60-х – начале 70-х годов.  А уже  в 80-х в педагогические высшие и средние  учебные заведения ежегодно  поступало до 100 -150 выпускников школ района. Вот только далеко не все из этой армии специалистов вернулись в район и стали работать по своим педагогическим специальностям.

Так или иначе, к началу 80-х годов в большинстве крупных школ сложились сплоченные коллективы единомышленников, успешно решавшие всё новые и новые более сложные задачи, ставившиеся перед ними. В каждом были свои признанные лидеры, на которых равнялись, с которых брали пример. Умело направляли работу школьных коллективов : Галина Ефимовна Лазарева, Зинаида Ивановна Звонарева, Вера Владимировна Фаткина, Михаил Иванович Фомич, Михаил Жакеевич Лаиков, Георгий Афанасьевич Вишниченко и сменившие его Василий Андреевич Вецель и Любовь Ефимовна Брагина;  Вячеслав Григорьевич Осипов,  Иван Гаврилович Шемет и сменивший его Владимир Андреевич Прецер, Еркебулан Испулганович Бисембаев, Андрей Иванович Кремер, возглавивший после ухода на пенсию П.Н. Поворознюка  районный отдел образования.

Большую организационно-методическую работу проводил отдел народного образования, который долго возглавлял кавалер ордена Ленина Павел Николаевич Поворознюк.  Всегда были в курсе всех школьных дел  Вера Ивановна Филиппова, Зоя Алексеевна Мухина, Елизавета Оттовна Гаммель, Галина Геннадьевна Фатеева,  Виктор Григорьевич Сахно, Галина Гордеевна Майфат, Валентина Емельяновна Брейнерт, Людмила Цезаревна Яблуновская, Валентина Павловна Пантелеева.

Мужчины в школах. В дореволюционной России женщин-учителей практически не было. Сеяли детям «разумное, доброе, вечное» мужчины. В советских школах преобладали женщины, оставив за представителями сильного пола в основном такие учебные предметы, как труд, физкультура, начальная военная подготовка. Сегодня мало кто помнит не то, что  замечательного учителя математики Ивана Ивановича Стогова или «химика» Сергея Робертовича Кольвейта, но и ведущего учителя физики 80-х Александра  Гурьевича Липатова.

Пожалуй, последним учителем, а не «учительницей» начальных классов был фронтовик Александр Прокофьевич Душечкин,  работавший с малышами около двадцати лет. «Если уж у него ребёнок отличник, то он будет отличником до самого десятого класса», - так отзывался о Душечкине Виктор Иванович Якунин, тоже  фронтовик, возглавлявший Новостройскую школу  более двадцати лет, начиная с 1964 года. В этой же школе приходилось вести и физику, и математику, и черчение, и фотокружок кавалеру ордена Красной Звезды Ивану Иосифовичу Римшину. Трудился в Новостройской школе и ещё один воин Великой Отечественной – Николай Яковлевич Антипин. Он прекрасно рисовал, фотографировал, писал стихи, прозу, активно сотрудничал  с районной газетой.

Вдоволь хлебнул военного лиха учитель биологии Есенкольской средней школы Владимир Иванович Маякин. Глубокое знание предмета, личное обаяние, уважение к детям превратили  биологию чуть ли не в главную школьную учебную дисциплину. А опытнические работы, проведенные под  началом Маякина на пришкольном участке, выставлялись даже на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке.

Прямо на месте боев, участником которых был, по образному выражению журналиста районки Е. Ж. Карманова, преподавал историю учитель математики по профессии, кавалер ордена Красной Звезды, побывавший в фашистском плену Г.Х. Данилович. Четырежды возил Гавриил Хрисанфович группы учащихся (Боскольской СШ № 1) в Хатынь, Минск, в село Вяшевку, где жил человек, спасший его от смерти, подобрав истекающего кровью на поле боя.

Мало найдётся в районе, области, стране педагогов, которые могли бы соперничать по результатам своего труда с учителями Бурлинской средней школы, кавалерами боевых орденов М.К. Карсакпаевым и Е.Е. Дёминым. С уроков математики Мирзагали Карсакпаевича начинал путь в науку  добрый десяток будущих кандидатов физико-математических наук, уже упоминавшийся  доктор - А.Ж. Турмухамбетов и даже сам Президент АН Казахской ССР 80-х годов Султангазин, причём, вместе  со своей супругой, тоже имевшей учёную степень.

Десятки  учеников Евгения Евдокимовича Дёмина, приехавшего в Бурли в солдатской шинели в начале 50-х годов, пошли по стопам любимого  учителя. Более того. Перефразировав известное выражение, без всякого преувеличения можно сказать, что весь спорт района вышел из дёминской шинели.

Вообще, тот вклад, что внесли воины-фронтовики в становление и развитие наших школ трудно переоценить. Николай Григорьевич Слюсарь, Алексей Николаевич Хорьков, Михаил Яковлевич Березянский, Михаил Иванович Фомич, Георгий Афанасьевич Вишниченко, Иван Гаврилович Шемет,  Николай Тимофеевич Новгородов, Николай Васильевич Яшин, Кабай Жумагалеевич Дюсенбаев  – вот лишь некоторые из этих славных имён. Не обошлась война и без отличника народного образования, учителя русского языка и литературы Боскольской школы № 1 Анны Михайловны Дьяченко.

Настоящий учитель немыслим без подвижничества, активной жизненной позиции. Терентий Никифорович Калюжный учительствовал в небольшой школе, увы, уже несуществующей  станции Еманкино.  Ему, педагогу, было присвоено звание отличника железной дороги. Вместе с заботами о школе, он как бессрочный депутат Ново-Троицкого сельского Совета всю жизнь хлопотал о нуждах станции, своих земляков, немало сделав для того, чтобы им жилось лучше.

Можно сказать, всю свою сознательную жизнь наряду с педагогической деятельностью занимался поиском материалов о своём выдающемся земляке М. Сералине Рамазан Туркенович Туркенов, и немало в том преуспел. Большая и лучшая часть экспонатов районного музея была собрана учителем Михайловской средней школы Дмитрием Яковлевичем Брегедой.

Проблемы взрослых учеников. Советское государство, руководствуясь ленинским заветом: «безграмотный человек стоит вне политики» , последовательно реализовало программы ликвидации безграмотности, затем - всеобщего начального, восьмилетнего и среднего образования. Причем реализация их, в особенности двух первых пунктов, носила, как правило, чрезвычайный, по сути, принудительный  характер. Как желающие так и не  желающие повысить свой образовательный уровень взрослые люди буквально загонялись в классы.

На 1938 год «в Карабалыкском районе проблема малограмотных была решена, а в школе для неграмотных обучалось лишь 702 человека» . Как решалась эта проблема, можно судить по записи в книге приказов Магнайской МТС, сделанной 13 апреля 1936 года.

Вот она : «Нижеперечисленным рабочим и служащим ( в списке 30 человек) предлагаю ликвЕдировать свою неграмотность и малограмотность особенно жены рабочих и служащих. К лицам не желающим ликвидировать неграмотность буду принимать меры административного воздействия вплоть до увольнения с работы. Прошу рабочий комитет давать лично мне ежедневно  сведения о ходе ликвидации неграмотности». (Стиль подлинника сохранен)

В послевоенные годы в районе была организована вечерняя школа для взрослых. Последнее её название: районная заочная школа. Располагалась она в здании Комсомольской основной школы, имея филиалы в виде  так называемых учебно-консультационных пунктов (УКП)  и учебно - консультационных групп (УКГ) на базе практически  всех средних и многих восьмилетних школ. Собственный штат заочной школы  был невелик, потому на местах широко привлекались преподаватели общеобразовательных школ.

Особой эффективностью работа заочной школы, как уже отмечалось, никогда не отличалась. Из 1100 учившихся в ней в 1987 – 1988 учебном году на второй год осталось 224 ученика. В Побединском УКП из 47 были переведены в следующий  класс лишь 16 учащихся, в Бускульском № 2 – 13 из 43, в Бурлинском – 30 из 68 и т.д. Вину за столь плачевные результаты педагоги не прочь были возложить частично или целиком на «трудовые коллективы, комсомольские и профсоюзные организации, членами которых являются взрослые ученики», и в первую очередь на руководителей, которые, как правило, крайне неохотно отпускали молодёжь на сессионные занятия. Поистине крылатым среди работников школы стало выражение одного из хозяйственников,  «чем человек дурнее, тем крепче он привязан к земле».  

Но всё же основной причиной было нежелание некоторой части  граждан продолжать своё образование. Почти половину таких «отказников» в 1967 году составляли юноши и девушки 17-22 лет. « Как могли они в наше время остаться без аттестата? Что мешало им получить его  в школе, профтехучилище, техникуме? - спрашивал себя корреспондент районки, и сам же себе отвечал. -  Это, если хотите, совместный брак  семейного и школьного образования. Кто идёт в училище после восьми классов? Как правило, занозистые, так называемые «трудные», педагогически запущенные ребята. Правильнее было бы сказать, что из школы  не выпускают, а выбраковывают. В профтехучилище и техникуме выбраковывают вторично, отправляют на производство.  А на производстве говорят, что они не хотят учиться. Как говорили и в школе, и в училище, избавляясь от них».

Нельзя хотя бы не помянуть добрым словом директором заочной школы, неравнодушных и неугомонных, как на подбор: Петра Григорьевича Годлевского, Анну Васильевну Абмаеву, Нину Васильевну Лапину и последнего директора Данилову .

Дом пионеров. Районный дом пионеров, первенец внешкольных учреждений района был открыт, скорее всего, в конце 50-годов, и все годы своего существования оставался в тени музыкальной и спортивной школ. В Бурлях специально для него  построили неплохое по тем временам отдельное здание. В Комсомольце до последнего дня дом пионеров располагался в приспособленных, не очень или совсем неудобных для кружковой работы помещениях. Постоянно не хватало руководителей кружков. Ими, как правило, работали по совместительству педагоги общеобразовательных школ.

В 1965 году дом пионеров возглавила Зинаида Павловна Поворознюк, а методистом стала бывшая вожатая Кособинской средней школы Нина Григорьевна Муканова (Сахно). Именно при них дом пионеров стал подлинным методическим центром районной пионерской организации. Здесь регулярно проводились семинары школьных вожатых и пионерского актива, организовывались всевозможные массовые мероприятия: спортивные соревнования, различные конкурсы, смотры, походы, слёты.

Самым популярным кружком был авиамодельный, который долго возглавлял Александр Дмитриевич Шевченко, интересный человек, прекрасный специалист. Его воспитанники неоднократно  и достаточно успешно участвовали в областных соревнованиях.

Автор: Владимир Максименко

Дата: 2009-09-29

Просмотров: 2407

Комментарии к этой статье:

Комментарий добавил: Таисия
Дата: 2009-10-01

С великим Днём - Днём учителя всех! Таисия