Народный мулла "Не стоит город без святого, селение без праведника", - утверждает русская народная пословица. Наши сёла не исключение. В каждом были, да и остаются по сей день, авторитетные, правильные люди, мнением которых земляки дорожат и охотно обращаются к ним за советом и помощью, прежде всего в трудный час.
Мухамеджана Жунусова как секретаря цеховой парторганизации знали только в совхозе и райкоме, а как праведника, святого человека - далеко за пределами района.
Не помню уже точно когда, где-то после декабрьских событий 1986 года, подошёл ко мне коллега из казахской областной газеты "Коммунизм таны".
- У вас в районе есть секретарь парторганизации и мулла в одном лице, - сказал он. - Напиши, разоблачи, опубликуем.
Сирота
Рано оставшись без отца, в голод 1921 года семилетним мальчишкой Мухамеджан потерял и мать. Оставив его с младшим братишкой в прибрежных зарослях степного озерка, женщина куда-то ушла, чтобы не вернуться уже никогда. Односельчане отправили сирот в детдом. После окончания семи классов Мухамеджана направили в Актюбинск на двухгодичные курсы учителей казахского языка и литературы. Кажется, чему можно научиться за короткие два года? Оказывается, очень многому.
По словам тех, кто его знал, М. Жунусов был всесторонне образованным, эрудированным человеком. Наизусть знал "Слова назидания" Абая, его переводы Пушкина, Лермонтова. Прекрасно владел казахским и русским языками. Знал арабский, причём настолько, что мог читать Коран, постепенно ставший главной книгой его жизни.
Учитель
Тридцать лет, с 1935 по 1965 год, Мухамеджан учил детей. Первым местом работы молодого учителя стала одна из школ Иргизского района Актюбинской области. Здесь он встретил будущую свою жену - Калиму Альмагамбетову, человека такой же нелёгкой судьбы, как и он сам: её отца расстреляли в кровавом 37-ом.
Шестерых детей: трёх сыновей и трёх дочерей вырастили, воспитали, выучили Мухамеджан и Калима. В 1999 году дети отметили 60-летие совместной жизни своих родителей. А на следующий год Мухамеджана не стало. Лёг спать и не проснулся. Было ему 85 лет.
- Отец не раз нам говорил, что умрёт лёгкой смертью, на 86-м году жизни, - рассказывает его сын Серик. - Всё и произошло точно так, как он предсказывал.
Не надолго задержалась на свете после смерти мужа и его супруга.
Партиец
Почти две трети педстажа возглавлял Жунусов начальную школу в своём родном, увы, уже давно не
существующем на карте посёлке Кзыл-Ту. В 1949 году вступил в коммунистическую партию. Без партбилета на руководящую должность его просто не пустили бы, пусть даже на такую незавидную, как заведующий небольшой школы. Впрочем, это мог быть и вполне сознательный выбор. На советскую власть Жунусов не должен был быть в обиде. Хотя она не могла ему заменить отца и мать, но всё же подняла на ноги, дала образование, работу. Так или иначе, не нам его за то судить.
В 1966 году Жунусовы всей семьёй перебрались в Лесное, четвёртое отделение совхоза "Михайловский". Вскоре Мухамеджан возглавил местную цеховую парторганизацию и находился в этой должности вплоть до той поры, пока по собственной воле не расстался с партбилетом. Переполох в партийных кругах поступок ветерана вызвал немалый. Но много шума в райкоме поднимать не стали. Точнее - не посмели, понимая, что имеют дело не с идейным отщепенцем, а с неформальным духовным лидером постепенно выходившей из подполья мусульманской общины района.
Больной
Как у всякого незаурядного человека, в жизни Мухамеджана Жунусова было немало таинственного, загадочного, необъяснимого. По рассказам его сыновей, в 33 года отец неожиданно заболел. Стал совершать необъяснимые, неадекватные поступки. Его близкие даже стали подозревать Мухамеджана в безумии и однажды, чтобы привести в чувство, привязали в сарае к столбу. А когда пришли освобождать от уз, в сарае того не нашли. Замок был на месте, окна целы, а Мухамеджана не было. Как ему это удалось, остаётся только гадать.
Сам Мухамеджан рассказывал, что его выручили. ангелы. Подхватили и понесли над землей.
- Можете не верить мне, - говорил Мухамеджан, но, пролетая над родовым кладбищем, мне удалось даже поговорить с отцом.
И сколько таких историй ещё в памяти детей!
А то, бывало, никого не предупредив, надолго исчезал из села. А когда возвращался, сообщал родным, что был в Туркестане, навещал тамошние мусульманские святыни. Побывал в Туркестане Жунусов трижды, назвав свои путешествия малым хаджем.
Праведник
После тех памятных событий Мухамеджана всё чаще и чаще можно было увидеть с Кораном в руках. Читал его сам наедине, читал родным, односельчанам. При каждом подходящем случае заводил разговоры о вере, наставлял, объяснял, учил основам ислама, обрядности. Его всё чаще стали приглашать для совершения обрядов похорон, жертвоприношений.
В нём вдруг появился дар целительства. Но лечил Мухамеджан не так, как когда-то пытались вылечить его. А молитвами, добрым словом, участием. Когда у него спрашивали, откуда у него всё это, он отвечал коротко и однозначно: от Бога, Бог дал.
В 70-е годы прошлого столетия слава о народном мулле из Лесного прокатилась по всей области. Даже в соседних российских сёлах знали об этом праведнике. Люди считали за честь побывать у него, пригласить к себе. Десятки и десятки земляков проводил он в последний путь по мусульманским обычаям, ещё большее количество людей Мухамеджан исцелил, наставил на путь истинный.
- Дома отца мы практически не видели. Не успеет вернуться из одной поездки, а дома его уже другие люди ждут - не дождутся. Никому никогда не отказывал, легок был на подъём. А чуть ли не каждую пятницу навещал Троицкую мечеть, где отца тоже все знали, - вспоминает его сын Касым.
Очень много сделал Жунусов для открытия первой в районе мечети - Бурлинской, ставшей как бы воплощением его мечты о том времени, когда для того, чтобы помолиться Богу, верующим не надо будет ни от кого прятаться и таиться. Живёт память в народе о Мухамеджане Жунусове и по сей день.
Ну а тот журналист, что некогда делал мне предложение разоблачить "мракобеса", при наших редких сегодняшних встречах делает вид, что знать меня не знает, и видеть не видел.
Автор: Владимир Иванов Дата: 2009-08-11 Просмотров: 964 |