Последнии комментарии
к фото
к статьям
Топ 10 статей по
просмотрам
комментам
Подробнее >>

Как асаром «Отан» и «АИСТ» боролись против Бисетаева из «Асар»

Если в  США каждая выборная кампания  превращается в многолюдное зрелищное шоу, карнавал, по крайней мере, их так подают в СМИ, то у нас выборы заорганизованная, скучная процедура. Как правило, с заранее известным результатом. Уже в самом начале любой выборной кампании мы твёрдо знаем, за кого бы мы ни голосовали, голосовали ли вообще  – победит всё равно президентская  партия «Нур Отан»
Между тем не все выборы в стране проходили вяло и скучно. В памяти, например, парламентские выборы 2004 года. В них принимали участие  аж 12 политических партий! Четыре из них объединились  в предвыборные блоки: «Аист» (Гражданская и Аграрная партии Казахстана) и блок «Абдильдина и Жакиянова» (ДВК и Компартия Казахстана). По городам и весям больше всего шума было, пожалуй, от Аграрно-индустриального союза трудящихся, то бишь,  «АИСТа».  В ходе предвыборной кампании, пронизанной аккордами «Аист на крыше» Софии Ротару, блок широко привлекал для агитации детишек  младшего возраста. Они весело шумели на площадях, небольшими стайками навещали избирателей на дому. Но это где-то там. У нас же главными героями кампании стали  асаровцы во главе с Кайратом Бисетаевым
Всё начиналось с «Асар»

\

И кампания эта в нашем районе началась за несколько месяцев до самих выборов, с учредительной конференции недавно созданной Республиканской партии «Асар» во главе с дочерью президента Даригой Назарбаевой. В столице учредительный съезд прошёл 25 октября 2003 года, в Костанае – в конце марта 2004 года, в Карабалыке – в конце мая того же 2004 года.
«Кто сидел в зале? Кто был участником конференции? В этой связи одна интересная деталь.  В зале не было случайных людей. В основном это близкие по духу, приятные друг другу люди. В известной степени лидеры в своих коллективах, часто неформальные и обязательно чем-то интересные. Ещё одно, теперь уже наглядное и яркое подтверждение тому, что в партию приглашаются и приходят не просто случайные люди… Вот группа педагогов, дальше стайка студентов колледжа, в неспешной беседе представители агробизнеса, рабочие, спортсмены…»
Это – Геннадий Владимирович Кригер, недавний главный «соловей» советского времени района, тряхнул отточенным, набитым журналистским пером!
«В зале не было случайных людей. В основном это близкие по духу, приятные друг другу люди».
«В известной степени лидеры в своих коллективах…»
Перлы, жемчуга словесной эквилибристики!
Учредительная конференция районной партийной организации «Асар» проходила в зрительном зале ТРК «Статуслэнд». И я, непоследняя в ту пору здесь фигура, невольно  стал свидетелем этого исторического события с момента регистрации участников  до выборов руководства и завершавшего мероприятие фуршета. А, пожелай, вполне, мог бы стать и членом партии, как предлагали. Но устоял. Так что  представление о том, кто был участником конференции, имею. И пусть извинит меня бывший шеф, оно несколько отлично от  увиденного и сказанного им.
В зале находилось вместе с членами президиума, организаторами, гостями от силы пять десятков человек. Примерно, половина из них лицами, явно не созревшими ещё до возраста избирать и быть избранным. В одинаковых майках красного цвета с характерным «домиком» на груди они сидели на задних рядах и дружно, когда требовалось, били в ладоши. Было, кажется, и с десяток рядового, рабочего люда. В основном из Смирновки.
Из  фигур  районного масштаба присутствовали и говорили спичи- речи секретарь районного маслихата Е.И. Бисембаев, председатель районного совета ветеранов А.Н. Калаушина, заведующая районным отделом образования Г.И. Дмитриева, генеральный директор ОАО «Смирновское» М.К. Шандалинов, директор  районной школы искусств С.Д. Лысоченко, ветеран труда Ф.Я. Штольц.  Все остальные - учителя школ райцентра.
Добровольцев, не случайных людей, не считая организаторов, в зале не было. Кого заставили, кого упросили придти на конференцию,  вступить в партию.
- Вызвали в  акимат и попросили поддержать. Партия, дескать, не оппозиционная, ничего худого не предложит. Против президента не пойдёт. Как было отказать? – после откровенничала со мной один из названных выше. – Собрал следом своих, так, мол, и так, чтобы не иметь проблем, придётся в партию вступать. «Асар» называется…
Предпринял попытку пообщаться с дамами за столиком в фойе, которые, как мне показалось, не только регистрировали участников конференции, но  и  дирижировали ей. Едва повёл в их сторону камерой, насторожились.
- Пресса?
И говорить о чём бы-то ни было,  улыбчиво отказались.
Но на  фуршете, узнав, что никакая ни пресса, столь же улыбчиво  признались, что политтехнологи, из России.
Кстати, «АИСТу», их спектакли, говорят, ставили украинцы.
И опять не могу удержаться  от удовольствия процитировать ещё раз Геннадия Владимировича: « И даже завершение конференции было необычным и явно всем понравилось.  Делегаты и гости были приглашены на фуршет. Здесь за рюмкой чая разгорелась живая дискуссия о настоящем и будущем партии.  В любой песне лучше других помнится последний аккорд».
Районная партийная организация «Асар» приняла посильное участие, особо  не перетруждаясь, в парламентских выборах 2004 года на стороне выдвиженца «Асара»,  нашего земляка К. Бисетаева. А после, вероятно, еще до роспуска партии и слиянии её с «Нур Отан», вовсе исчезла с политического горизонта.
Отановец против отановца         
С началом выборной кампании молодая партия выдвинула своим кандидатом в  депутаты, как уже говорилось, К. Бисетаева. Кроме него, на единственный мандат округа  № 47 претендовали ещё семь кандидатов. В том числе: действующий депутат Мажилиса Парламента Республики Казахстана, доктор юридических наук Жалыбин С.М.  («АИСТ»); сопредседатель партии «Ак Жол»  Жуланова Л.А.; директор Костанайского  медицинского колледжа Гальцова Л.Н. («Отан»)».
Именно Жалыбин стал головной болью сторонников Бисетаева. Не появись он, шансы Кайрата Серикбаевича по сравнению с прочими претендентами были бы куда предпочтительнее. Уже хотя бы по тому, что земляк. Похоже, хорошо понимали это и дирижеры кампании. И сделали свой ход. Вот как живописал ситуацию тот же  Кригер:
«Задолго до регистрации его кандидатом в депутаты Мажилиса  действующий депутат С. Жалыбин приехал в наш район с отчётом.  Почему в наш? Он избирался не от Карабалыкского, мы ему наказы не давали.  Тем неожиданней была активность Г. Нурмухамбетова, лично проводившего встречу в Доме культуры. С. Жалыбин объехал наш, Фёдоровский район, а потом вдруг оказалось, что он баллотируется в Мажилис по нашему округу. Может быть, он и имел право отчитываться  в нашем районе, но накануне избирательной кампании, как-то не совсем…
Интересная деталь, С. Жалыбин состоит в Гражданской партии, аким района – в партии – «Отан», в президентской партии. Непонятное рвение.
А уже через несколько дней все сельские акимы получили чёткое указание – голосовать за С. Жалыбина. А 18 августа заведующая районным отделом образования Г. Дмитриева на совещании директоров школ объявила: все голосуем за Жалыбина. Кто ослушается – будет иметь дело с акимом района.  Другими словами – вылет с работы. Подобные указания получили сотрудники районного акимата, другие структуры».
«На дворе должен бы стоять запах цветов молодой демократии, а тянет ржавчиной властных оков. Господа!- заключал автор свой обличительный монолог – Перед тем, как писать на меня заявление в суд с утверждением, что это клевета – помните, что отвечать придётся правду, одну только правду, положив руку на Конституцию страны» - заключал автор свой обличительный монолог в своём неповторимом стиле.
Статья, опубликованная «Junior Экспресс». 28 августа 2004 года называлась «За кого голосовать? Скажет аким.» и подпись – «Г. Кригер, член политсовета районного отделения партии «Отан».  Она-то и заставляет переадресовать авторское выражение «непонятное рвение» ему самому. С какой это стати  отановец пошел против отановца? Член политсовета публично выступил против лидера? Тем более что одним наездом на сотоварища по партии член политсовета не ограничился. В трех последующих номерах своего издания Геннадий Владимирович публикует наделавшую немало шума статью «Как развивают и поддерживают бизнес в Карабалыке или Рождение фикции» и отклики на неё.  Три скандальных Juniorа.
 «АИСТ» взлетел на крыльях хамелеонства
Скорее всего, решившись на это,  Геннадий Владимирович пытался убить двух зайцев: и Бисетаеву помочь,  и акима выставить не в лучшем свете. Противопоставить одного другому. И, как теперь представляется, не только не помог кандидату в депутаты, но и оказал ему медвежью услугу. У нас ведь как. Чуть Фамусов бросит в чей-то адрес своё извечное: «Да он властей не признает!», как тот в глазах обывателей немедленно превращается в оппозиционера, опасного «карбонари»
А там и аппаратчики, позволившие слегка отщипнуть от послушного им электората бюджетников в пользу  партии дочери президента, поиграв с её «Асаром» в кошки –мышки, вспомнили о своих собственных интересах. Понимая, что представительница  «Отана» конкуренции с Бисетаевым не выдержит, они поставили на Жалыбина., и тут же привели  в действие пресловутый административный ресурс. И он - стопроцентно, кстати, отановский – привычно послушно перешёл на сторону «АИСТа». По идее за это самому лидеру местного филиала президентской партии следовало бы «голову сорвать», но почему-то наказали не его, а Кригера, публично выступившего как бы в защиту интересов «Отана» (Геннадия Владимировича вывели из состава политсовета).
И это не единственный факт хамелеонства в кампании четвёртого года.
Та же заведующая районным отделом образования Дмитриева, благословлявшая «Асар» на районной конференции, допустившая «раскол» учительства на отановцев  и асаровцев, вспомним Кригера, считай,  приказала, так сказать,  асаром,  то есть вместе, сообща директорам школ, и учительским  коллективам голосовать за Жалыбина. И реакция не замедлила. Вот запись из моего  дневника: « Знакомую учительницу вызвала к себе директриса и назначила её доверенным лицом «АИСТа». Интересно, что чуть раньше она вместе с группой коллег уже успела получить 1 тысячу аванса за работу на «Асар». И сколько таких примеров можно было бы привести!
«Карбонари» Бисетаевы
Незадолго до выборов, в том же 2004 году вышла в свет  написанная наполовину под диктовку местных властей книга  «Наш отчий край Карабалык». В разделе «Вожаки сельской экономики» Бисетаевым  отцу и сыну посвящены отдельные статьи с фотографиями. Почему же тогда местные власти не только не поддержали их, но и зачислили в  «карбонари»! Причину этого,  думается, нужно искать, прежде всего, в «прегрешениях» депутата Мажилиса двух созывов С. Ж. Бисетаева, отца асаровского кандидата, имевшего неосторожность незадолго до выборов пойти против «политики партии и правительства».

Россиянин по месту рождения Серикбай Жумабекович Бисетаев, перебрался в наш район  в 1981 году,  работал в совхозе «Магнайский». Экономистом, директором. Годы его директорства  были, пожалуй, лучшими в новейшей истории этого  хозяйства с очень непростой историей. По-хорошему настырный, умеющий добиваться своего директор за сравнительно короткий срок  сумел вывести богом забытый Магнайский в лидеры по всем основным направлениям хозяйственно-экономической деятельности.  Бисетаев  умел не только организовать, но и умело подать любое дело, любое начинание. Хозяйство стало  «белой юртой» района. Его охотно навещали начальство всех мастей, журналисты. И не мудрено, что вскоре Серикбай Жумабекович  перебрался в кресло первого заместителя начальника областного сельхозуправления. Оттуда в – бизнес. А из бизнеса – в депутаты Мажилиса от Аграрной партии, коим и являлся с 1999 по 2004 год.
В депутатах Бисетаев был не из молчальников. В 2002 году, например, он с резкой критикой обрушился на Продкорпорацию. Во всеуслышанье заявив, что крестьян в первую очередь нужно защищать от правительства. Кому такое понравится? Ещё резче  Серикбай Жумабекович повернулся весной 2003 года, когда принял решение выйти из Аграрной партии и вступить в партию  «Аул». «Аграрная партия сегодня – это партия богатых, защищающая, прежде всего, их интересы, и приумножающая их богатство. Она защищает интересы людей, никогда не работавших на земле. Они выросли на городском асфальте, и занимаются аграрным бизнесом только потому, что из него можно получать сверхприбыли», - написал он  в частности в своём заявлении. Такие слова Фамусовы не  забывают и не прощают.
Серикбай Жумабекович  страстно мечтал, чтобы в год собственного 65-летия  и 40-летия сына (они, кстати, оба  родились в один день) тот сменил его в Маслихате. Ни от кого не скрывал этого, и всеми силами помогал Кайрату в проведении кампании.

Если вольнодумство старшего Бисетаева по-настоящему проявилось уже в зрелом возрасте, то его сын с ним, можно сказать,  родился. По крайней мере, именно таким предстает младший Бисетаев в статьях, опубликованных «Junior Экспресс» Кригера в ходе выборной кампании. Вот  несколько строчек из них: «Учился легко, с удовольствием… Всегда мог постоять за себя… Работать начал очень рано.  Не из-за денег, в целях самоутверждения… С первой зарплаты купил платье сестрёнке и красивую шкатулку матери… После первого курса института вместе с друзьями отнёс в военкомат заявление  – просил отправить его добровольцем в Афган…»
Ничего этого я сам не знал, не видел. Зато был свидетелем противостояния бригадира одного из первых в районе, области, республике, стране сельскохозяйственного кооператива с районным руководством. Завершилось оно тем, что Кайрат демонстративно расстался с партийным билетом, не желая быть в одной партии с теми, кто всячески душил ростки нового,  передового. С тем можно было бы поставить крест на дальнейшей карьере. Но пришли другие времена. В 28 он создал холдинговую компанию. В 35 стал заместителем акима области и директором областного департамента сельского хозяйства.  На выборы 2004 Кайрат Серикбаевич шел уже как «один из безусловных лидеров рыночной экономики области, надёжный хозяин, крупный инвестор, масштабно мыслящий организатор, уважаемый  и известный в республике человек». Более чем похвальная сия характеристика взята из упоминавшейся книги П. Черныша по истории района.
Верили, надеялись на успех
Отдельно следует, наверно, подчеркнуть, что вступил он в выборную кампанию, заручившись поддержкой большей части старой гвардии района, людей, хорошо знавших как дела его отца, так и самого  Кайрата. Достаточно сказать, что письмо-обращение к избирателям в его поддержку, опубликованное  в том же «Junior Экспресс», подписали таковые знаковые фигуры Комсомольца-Карабалыка, как Давлетияр Абишев, Генрих Классин, Советхан Жакаева, Амангельды Акдавлетов, Михаил Крикля. Стоят под ним и подписи легендарной Камшат Доненбаевой, ровесника Кайрата – Марата Айтказина, директора школы имени М. Горького Коркем Айтпаевой...    
Штаб Бисетаева возглавлял опытный аппаратчик и талантливейший культработник
Виктор Павлович Ремезов. Благодаря команде Бисетаева, район получил, пожалуй, самую яркую, самую шумную избирательную кампанию за всю свою историю, по-настоящему  встряхнувшую электорат. Она первой вывела на улицы райцентра агитмашину, подав тем самым пример соперникам. Она первой провела молодежную дискотеку в Статус-Лэнде. И сразу же за ней последовала дискотека от партии «Ак Жол». Каждое мероприятие от Бисетаева, будь то встреча с избирателями, концерт или футбольный матч, превращалось в яркое, незабываемое зрелище. И не мудрено. Организовывали, вели их ведь лучшие на тот момент шоумены области.
Встречаясь в те дни с отцом и сыном, видел, что отдавались они кампании целиком. Верили, надеялись на успех…
Увы…
Большинство оказалось на стороне  С.М. Жалыбина, кампания которого, считай, целиком уместилась  в традиционных рамках скучных встреч с избирателями. Никакого шума, никаких шоу. Нескончаемый поток заверений, обещаний, наладить, улучшить, привести в действие…

Хроника кампании
            По материалам дневника автора

            Впервые, наверное, в истории нашего  стадиона кому-то пришлось заплатить за его аренду на время товарищеской встречи между нашими и кустанайскими футболистами. И этот кто-то я, сделавший это по просьбе Кайрата. Отдал деньги в спорткомитет, получил квитанцию, отдал в штаб Бисетаева. А игру комментировал в паре с известным городским шоуменом. На мне была спортивная часть. На нём – политическая.

            В Лэнде прошла дискотека «Асара».  Прямо-таки оглушающая. Аппаратура тарабанила на полную мощность.  Заглянул на немного и сам кандидат. Опрокинул со мной, Байжановым и Маратом кружку пива, немного посидел, и был таков. У троицы этой, по сути, одна судьба.
А в номере гостиницы  в эти часы находилась сопредседатель партии «Ак Жол» Людмила Аркадьевна Жуланова, почти моя ровесница с мировоззрением и отношением к людям из наших оттепельных 60-х..
А потом закатил свою дискотеку и «Ак жол». Вначале пела дочь Жулановой, а потом пела и плясала дискотека. Под ту же самую музыку, что пела и плясала бисетаевская…

            В «Юниоре» Марат Шандалинов поведал, что Бисетаева не пустили на встречу с коллективом школы имени Абая. Официально зарегистрированную. Вот как и чем всё это объяснила директриса. Цитрирую:
«В связи с событиями в Беслане, мы не можем организовать встречу. Идёт учебный процесс, учителя заняты, да и удобных помещений нет.
- Нам не нужно промещений, мы можем встретиться на территории школы. Главное – разговор. Да и причем события в Беслане. Мы же…
График занятий очень плотный, а после них нужно убирать классы, готовиться… В общем, встреча не состоится..»
Название статьи «Террористы» в школу не пройдут»

Вчера в коридоре гостинице столкнулись таможенный полковник в изрядном подпитии и парочка наблюдателей ОБСЕ из Европы. Полковник, не медля, принялся качать права. В мать-перемать. Пришлось чуть ли не грудью иностранцев защищать, предотвращая международный конфликт, а там и товарищи нажравшегося до потери пульса полковника подоспели.
Пришлось извиняться за всё страну. Но наблюдатели, кажется,  всё случившееся встретили достаточно спокойно. Отнесли видно на местные особенности. Да и  переводчик Саша не стал им подробности объяснять.  Тот ещё кадр, между прочим. Посматривает на всех и вся свысока, будто самый главный на всё ОБСЕ. Чуть ли не пальчиком меня подозвал и попросил… найти девочек. Непонятно только кому, ему засранцу или наблюдателям. И не постеснялся, что я вдвое старше его, и не подумал, что оскорбляет тем самым не только нас, но и всю миссию. Послал, конечно, куда подальше. Но, рассказывали, что, в конце концов, Саша этот нашел всё же что искал…

            Выборы. Громкая музыка, песни у РДК. А у ресепшн Лэнда отец кандидата.
- Как дела, Серикбай Жумабекович?
- Неважно. Голосуют против. Столько усилий, и…
Приобнял его осторожно за плечи, Чем ещё мог помочь?

            Вместо заключения

Мы должны объединиться, чтобы стать сильнее, чтобы укрепить нашу власть, чтобы стать реальной опорой нашему общему лидеру - Нурсултану Назарбаеву и обеспечить достойную жизнь всем гражданам Казахстана", - подчеркнула на объединительной конференции в середине июня 2006 года лидер партии Дарига Назарбаева. - Вместе мы станем мощной политической силой, правящей страной многие, многие годы. С такой партией не сможет конкурировать никакая другая в ближайшие 50 лет - такую задачу мы должны ставить перед собой».

Автор: Владимир Иванов

Дата: 2016-03-20

Просмотров: 2227