Последнии комментарии
к фото
к статьям
Топ 10 статей по
просмотрам
комментам
Подробнее >>

Шоссе длиною в жизнь…
Спецрасследование газеты Наш Костанай»

Спецрасследование «НК» показало, что водителям дальних рейсов страшны не столько дороги, сколько те, кто их контролирует. Государством тратятся миллионы на техническое оснащение контролирующих и правоохранительных органов. А все для того, чтобы поставить барьеры для совершения коррупционных преступлений и правонарушений. Однако наши чиновники каждый раз находят новые лазейки в законах. Сегодня речь пойдет о том, как сотрудники транспортной инспекции Костанайской области стоят не на страже интереса государства, а своего кармана. Грузоперевозки - одна из прибыльных сфер рыночной экономики. Однако сегодня, как и все остальные сферы, испытывает кризис, все меньше становится заказов. А вот аппетиты контролирующих органов, как признаются предприниматели, не уменьшаются, наоборот, они проявляют к ним более пристальный интерес. «Любят» водителей фур как работники инспекции транспортного контроля, так и полицейские. Самое интересное, что водители-дальнобойщики, да и предприниматели, осуществляющие грузоперевозки, этому явлению не сопротивляются. Почему?
            Деньги в мусорное ведро
            Все фуры, въезжающие в Костанайскую область со стороны Челябинска, встречает пост транспортного контроля «Карабалык». Там установлены камеры, которые просматриваются из Астаны. На первый взгляд, полный контроль, чиновники работают честно. Но, увы, послушав водителей-дальнобойщиков, наши корреспонденты убедились на месте, что отлаженная система работает отнюдь не в пользу государства. Причем системой владеют только те, кто хорошо в нее посвящен и знает изнутри всю подноготную. И первыми в этой цепочке стоят… таксисты. Именно таксист может рассказать о всех путях, дорогах и вступить в контакт с инспектором.
            - Если машина идет с перегрузом, то вначале договариваешься с таксистами. Они говорят, как ехать дальше: либо через пост, либо в объезд. Он или сам везет клиента туда, или вообще может отвезти деньги. Даешь ему деньги, он едет на пост, отдает деньги, а ты проезжаешь мимо поста по объездной дороге, - рассказывает водитель дальних рейсов Абай Шайменов. - Почему в объезд, потому что Астана может видеть в режиме онлайн-машины, идущие с перегрузом. Поэтому машины с разрешения инспекторов едут в объезд.
            С одной стороны, инспекторы транспортного контроля ни при чем, они не имеют права догонять машину. С другой стороны… Если груженый автомобиль не прошел отметку у инспекторов, тут же идет сообщение коллегам. А они, как утверждают водители, встретят его на въезде в Костанай и там уже отработают по полной программе. Штрафы внушительные! Только в текущем году инспекторами было составлено 147 материалов, сумма штрафов - 147 миллионов тенге.
            Но есть и второй путь. Его-то корреспонденты «НК» инкогнито и проверили на себе. Подъезжаем на такси к транспортному посту «Карабалык», где вступаем в диалог с инспектором на понятном ему языке, пояснив, что везем лес.
            - Хорошо, - следует в ответ. Кивком проверяющий показывает на мусорное ведро, находящееся за постом.
             - Там ребята говорили побольше, вроде бы десятка?
            - Нет, так же!
            За постом стоит ведро. Именно туда водители кладут деньги за беспрепятственный проезд через пост «Карабалык». Мы деньги класть не стали. Поехали обратно в райцентр, решив проследить за одним из КамАЗов, выезжающих отсюда.
             - Такси поехало прямо к посту, а груженный лесом КамАЗ направился в обход, - рассказывает участвующий в расследовании лидер молодежного крыла областного филиала ДПК «Ак жол» Алдан Менкеев.
            - Догоняем КамАЗ и спрашиваем: почему проехали не через пост? Стоят, пожимают плечами. Просим водителя вернуться к посту. Инспекторы Даурен Мангалов и Нурлан Жумекенов вышли из помещения поста с недоуменным видом. Интересуемся, почему груженый автомобиль в обход камер едет по той стороне. В ответ - молчание.         Корреспонденты «НК» вместе с инспекторами следуют к тому самому легендарному ведру. Там лежат пятитысячные купюры, припорошенные снегом. Задаем резонный вопрос: «Откуда деньги?» Получаем риторический ответ.
             - Я в первый раз это вижу, и вообще, ведро находится вне территории поста, - выдает как на духу инспектор.
            Именно в эту сумму, как удалось выяснить, оценивается проезд через пост «Карабалык» в обход камер.
            Самое интересное, что полицейские, находящиеся в 100 метрах от транспортного поста, не останавливают едущие по объездной дороге фуры. Почему? Напрашивается второй риторический ответ…
            Есть закон, нет условий
             В правилах для дальнобойщиков есть одна норма - соблюдение режима труда и отдыха водителей. Согласно им ежедневная продолжительность управления автотранспортным средством не должна превышать 9 часов. Она может быть увеличена максимум до 10 часов не более двух раз в течение недели. Еженедельная продолжительность управления автотранспортным средством не должна превышать 56 часов. После периода управления в течение четырех с половиной часов водитель делает перерыв не менее чем на 45 минут, если не наступает период отдыха. Все это фиксирует тахограф, который должен быть установлен в фурах. До июня 2013 года контроль за этой нормой был возложен на инспекцию транспортного контроля, сейчас - на административную полицию.
             - Представьте, период отдыха приходится на остановку в степи. Я еду один, как я могу остановиться? Естественно, продолжаю рейс. А полицейские тут как тут. Единственный плюс от передачи функций контроля в том, что полицейские берут меньше, чем инспекторы, - рассказывает водитель-дальнобойщик с 24-летним стажем Владимир Загарский.
            Кстати, инспекторы транспортного контроля соблюдение этой нормы, как утверждает и.о. руководителя РГУ «Инспекция транспортного контроля» Мажит Мауленов, могут проверить и сегодня при комплексной проверке организации, осуществляющей грузоперевозки. По словам водителей, доводы о том, что «не мог остановиться в степи, нет условий для остановки», никем не воспринимаются. В Европе для соблюдения этих же правил созданы все условия: имеются стоянки, СТО, гостиницы и, наконец, нормальные туалеты и душ. С меньшими удобствами и комфортным наполнением всех составляющих для отдыха эти же самые пункты имеются в России.
             - У нас на расстоянии 500 км нет стоянок, не говоря уже об охраняемой стоянке, СТО или душе, - делится с корреспондентами «НК» Владимир Загарский. По мнению водителя, самое страшное, что груз представляет ценность и он несет материальную ответственность. И как при отсутствии условий для стоянки осуществлять полноценный отдых?! Вот и спрашивается, когда правила принимали на законодательном уровне, устанавливали нормы для водителей, никто почему-то не подумал о том, что прежде чем что-то требовать, нужно создать условия.
             Чего больше боятся дальнобойщики?
            …Плохой дороги, злоумышленников или проверяющих на дороге?
            Неприятны, как признается водитель дальних рейсов Артем Савенко, и те и другие.
             - Порой стыдно становится за свою страну. Ездим в Европу, Россию, нет таких «убитых» дорог и придирчивых полицейских, как у нас в Казахстане, - сетует Савенко.
            На минувшей неделе он загрузился лапшой быстрого приготовления и поехал в Алматы. Оттуда с китайскими вещами, которые загрузит в южной столице, поедет в Москву. Перед выездом просчитывает, во сколько обойдется ему дорога, и прежде всего не затраты на солярку, а на то, кто на каком пункте сколько возьмет. Спорить и что-то доказывать полицейскому на дороге обойдется в разы дороже.
             - Как правило, у каждого водителя есть сроки доставки товара. Представьте, что в той или иной области начал оспаривать действия полицейского. Это потеря времени, денег (на фуре я же не буду ездить по улицам города, придется нанимать такси, искать место для стоянки фуры и временного хранения груза), - делает расклад Савенко.
            К сожалению, помимо полицейских, камер наблюдения на постах, инспекторов, особую опасность для водителей-дальнобойщиков представляют еще и злоумышленники.
             - В августе на 86-м километре Алматы-Балхаш, когда стоял на стоянке, мою фуру забросали зажигательной смесью. Хорошо, что вовремя заметил и пожара не случилось. Но уже на дорогах республики есть факты, когда сжигают фуры. Кому это надо? - вопрошает водитель Владимир Загарский.
            На особом контроле
            Поведение сотрудников инспекции транспортного контроля, мягко говоря, вызывает недоумение, если принять во внимание нехватку денег в бюджете. Возникает вопрос и о национальной безопасности страны. В то время как все службы в связи с неблагополучной мировой обстановкой работают в усиленном режиме, инспекция транспортного контроля спокойно реагирует на проезд по объездной дороге. В данное время Костанайский филиал ДПК «Ак жол» изучает жалобы водителей, осуществляющих грузоперевозки. Выслушали и мнения предпринимателей.
            - Мы намерены обратиться с предложением в Мажилис Парламента РК прежде всего с вопросом о создании инфраструктуры для водителей дальних рейсов, где они могли бы осуществлять отдых. Ведь речь идет о безопасности дорожного движения и сохранении дорожного полотна, - говорит председатель филиала партии Махаббат Жутаев. - А также хотим еще раз поднять вопрос борьбы с коррупцией, чтобы деньги на посту транспортного контроля не «валялись» в мусорных ведрах.
            Как тут не вспомнить слова из песни Татьяны Овсиенко о дальнобойщике, который «знает лучше всех и может рассказать, что наша (в данном случае его) жизнь – шоссе, шоссе длиною в жизнь» с ее побочными эффектами и изгибами.

http://top-news.kz/

Автор: Дастан Жумабаев, Александра Сергазинова, Алдан Менкеев, Нуржан Смаилов

Дата: 2015-11-27

Просмотров: 1531

Комментарии к этой статье:

Комментарий добавил: Komsomolets
Дата: 2015-12-01

 Если все видеокамеры работают в режиме ОНЛАЙН то выходит что и сотрудники транспортного контроля и инспектора дор. полиции на посту Рубеж (Карабалык)  находяться как пугало на дороге ( ОГОРОДЕ ).