Последнии комментарии
к фото
к статьям
Топ 10 статей по
просмотрам
комментам
Подробнее >>
Подробнее >>

Махненко в списках не значится…

«В списках не значится…», – какое  знакомое словосочетание…
Если даже в советское время, когда до прошедшей войны было, что называется, рукой подать,  умудрялись терять участников Великой Отечественной, что говорить о дне сегодняшнем.
На этот раз в списках воинов Костанайщины родственники не обнаружили Махненко  Ивана Александровича. Об этом сообщил один из них., зная, что я из Бурлей, и хотя бы не слышать эту фамилию, конечно, не мог.
Военная история Ивана Александровича, как я понял из сбивчивого, с пятого на десятый,  рассказа, в какой-то степени повторение истории тоже бывшего бурлинца К. В. Луговского, опубликованной  ещё в мае 2006 года в «Знай наших».
Перескажу её.  17 - летнего Кузьму Васильевича  вскоре после призыва, в апреле  1943 года   направили в Златоустовское пулёметное училище учиться на офицера. И уже совсем недалеко было до заветных  звёздочек на погонах, когда 29 июля училище подняли по тревоге и, считай, в полном составе  бросили под Курск и Орёл. «Стажироваться» на поле боя отправились также курсанты других училищ Союза, в том числе и того, где учился Махненко.
«Какие это были парни! - вспоминал полковник Мурзатай Атагулов. - Основная заслуга в том сражении  принадлежит курсантам военных училищ. У нас 17-18-летних курсантов был свой особый наступательный дух, подготовленные командиры без офицерских званий мы были советскими «камикадзе-смертниками».
Луговской так и не стал офицером. Махненко его звёздочки нашли, кажется,  уже после войны. И вспомнили о них в районном отделе и образования и райвоенкомате в начале 70-х, когда в школах страны вводилась начальная военная подготовка - НВП. Иван Александрович стал первым преподавателем военного дела в Бурлинской средней школе.
В должности начальника штаба военных сборов школьников мне довелось даже сезона два командовать лейтенантом Махненко. Мягкому,  доброму по натуре, Ивану Александровичу порой не хватало строгости, требовательности  к старшеклассникам. За что нередко мы с командиром и пеняли ему. Вот только знали бы тогда, кого пытались уму- разуму учить! Но при всём том отношение, так сказать, вне «службы», у всех нас к Ивану Александровичу было доброе, уважительное. Такое же, как к другим фронтовикам-преподавателям НВП  - Владимиру Александровичу Дубовцу и Михаилу Яковлевичу Березянскому.
Теперь - к истории публикуемого сегодня фото.
- Иван Александрович, а вы почему не в строю? – окликнул фотограф.
Его дружно подержали все мы.
- Давайте, давайте, на память!
Подсаживаться к нам Махненко не стал. Пристроился сзади, как бы приобняв всех сразу. Так большая, взрослая  птица защищает  зелёных птенцов в гнезде. 
«В списках не значится…» Зато значится в сердцах, в памяти.
Кроме Ивана Александровича на фото (слева направо) Пётр Пётрович Гомов, автор этих строк, Иван Харлампиевич Шпигун и Владимир Андреевич Прецер

Автор: Владимир Максименко

Дата: 2015-05-03

Просмотров: 922

Комментарии к этой статье:

Комментарий добавил: Mahnenko
Дата: 2015-05-16

Добрый день! Пишет Вам дочь Махненко Ивана Александровича! Огромное вам спасибо за такую прекрасную статью о нашем отце! Благодарю как от себя лично, так и от всех моих близких. Нас трое его детей и никто не живет в настоящее время в Казахстане, поэтому и выпал он из списков ветеранов, некому было проследить. Умер папа в 1984 году, в еще доперестроечное время.Так что особо удивляться не приходится.Забрали папу в армию в военное училище в 17 лет.Начинал учится в Тюмени, а звание присвоили в 1945 году в Черновцах. Между этим была "практика на фронте", тяжелое ранение, 9 месяцев госпиталей. Служил в инженерных войсках до 1955 года. Строил аэродромы в Дубно, Ровенской обл, Изюм Харьковской, Быхов в Беларусии и закончил службу в Артеме Приморского края. Было не мало наград, но больше всего он дорожил орденом Великой Отечественной Войны и серебрянной медалью "за отвагу".Отец был очень скромным человеком и даже нас детей особо не посвещал в подробности своей военной службы, не любил ходить на встречи с ветеранами, считал , что в Бурлях есть много более достойных.Еще раз огромнейшее спасибо от нас Владимиру Максименко и всей редакции газеты, что память о человеке не умирает, даже когда в списках он не числится. Елена Махненко(Абрамова)