Последнии комментарии
к фото
к статьям
Топ 10 статей по
просмотрам
комментам
Подробнее >>
Подробнее >>

Стальной, Жильный и другие кулаки-мироеды Карабалыка

Памяти деда моего Андрея
В мои намерения не входят какие бы то ни было разглагольствования на тему кулаков и кулачества. Хотелось  лишь назвать нескольких известных мне по материалам районной и областной газет  прошлых лет, другим источникам, имена  людей, оставшихся в народной памяти  кулаками-мироедами, куркулями. Возможно, и не всегда справедливо. Возможно, и совсем несправедливо, облыжно. Это какой мерой мерить.
Я лично меряю мерой известного исследователя русского крестьянства А.Н. Энгельгардта: «... настоящий кулак ни земли, ни хозяйства, ни труда не любит, этот любит только деньги... Все у кулака держится не на хозяйстве, не на труде, а на капитале, на который он торгует, который раздает в долг под проценты. Его кумир деньги, о приумножении которых он только и думает. Капитал ему достался по наследству, добыт неизвестно какими, но какими-то нечистыми средствами».
Но при этом Александр Николаевич делал одну существенную оговорку, а именно: «Каждый крестьянин, если обстоятельства тому благоприятствуют, будет самым отличнейшим образом эксплуатировать всякого другого…известной долей кулачества обладает каждый крестьянин…разве лишь в редком из них нет кулака в зародыше…каждый крестьянин мечтал при случае стать кулаком».
А вот по каким признакам  определяла  кулацкие  хозяйства советская власть:
1.систематически применяется наёмный труд;
2. наличие мельницы, маслобойни, крупорушки, просушки … , применение механического двигателя…,
3.сдача в наём сложных сельскохозяйственных машин с механическими двигателями
4. сдача в наём помещений, занятие торговлей, ростовщичеством, посредничеством, наличие нетрудовых доходов (к примеру, служители культа)
Нетрудно убедиться, что под названые пункты попадают все теперешние богатеи.
А теперь о  богатеях  района 20-30-х годов.

Стальной, Парфенов, Жильный
«Бедность и нищета сидели во многих землянках. В немногих хатах хватало хлеба до нового урожая. Но были Стальной, Парфенов, Жильный – кулаки-мироеды…
Кончался 1922 год. В поисках хлеба стали уходить одна за другой семьи из Веселого Кута. Опустело село. Опустели дворы. Кое-где бродили остроугольной тенью отощавшие лошади и коровы. Только кулаки могли бороться с голодом.
Гонимые нуждой, пошли в кабалу к Стальному, Жильному, Парфенову многие».
Фрагмент   «Из истории поселка Веселый Кут»Валерия Диденко. Первое на что обращаешь, внимание, конечно, фамилии. Стальной, Жильный…  Как божья отметина. Крепкие должно быть были мужики, работящие. Потому, наверное, и выстояли, что в лихую годину были не за белых и не за красных. За себя ! Не митинговали и сабельками не махали.  Пахали. И обвинять их в бедности и нищете односельчан – всё равно, что нам сегодня предъявлять претензии Кригерам или Айтказиным за меньший, чем у них достаток.

            Семкин, Д. Косовский, А. Липатов
«В Лабазовке жил кулак Семкин. У него была большая площадь земли, несколько десятков голов скота. Мы с Ратковским Павлом нанялись к нему на работу. Работали много, а жили в сарае. У меня было четверо детей. Они были разуты, мы часто голодали. Хлеба за работу я получал столько, что его хватало лишь на несколько месяцев. Семья не могла мечтать о своем молоке, рады были обрату, который иногда давала нам хозяйка. Семкин не давал нам покоя, работать у него стало очень трудно….
Весной 1929 года начали сев, но кулаки не хотели мирно уступить землю. Объединившихся в артель избивали, портили инвентарь. Была даже попытка сжечь склад, где хранились семена. Особенно неистовствовали Д.Косовский и А.Липатов…»
Фрагмент из интереснейшего газетного выступления некоего не последнего при Советах деятеля,  записанного А.  Н. Тюлеевым в 1960 году.  Вот только фамилию его в спешке Анан Накужанович забыл назвать. Иван Иванович - и всё.
«Особенно неистовствовали Д.Косовский и А.Липатов…» Интересно, как бы себя вели Иван Иванович с Павлом Ратковским, если бы на месте Косовского с Липатовым оказались они сами?

            Аксамедный, Лейба, Закопай, Горбенковы
А это ещё один фрагмент из монолога Ивана Ивановича, интересный, прежде всего, описанием процедуры раскулачивания:
«Я тогда работал заместителем председателя артели, а затем меня перевели в Ново-Троицк, где я был избран председателем сельского Совета. Здесь артели еще не было. Тогда в состав этого Совета входило 6 поселков. Работа с массами, отпор кулачеству обеспечение села всем необходимым – все это ложилось на плечи сельского Совета.
В Ново-Троицке было много крупных кулаков: Аксамедный, Лейба, Закопай, Горбенковы. С ними надо было вести борьбу осторожно, но смело…
Собрали актив. Это были – Михайлов, Осиповы, Крикунова и Михаил Емельянович Гунько (ныне председатель сельского Совета). Посоветовались вместе и решили идти раскулачивать. Мы с ребятами зашли к Аксамедному. Узнав, что мы пришли забирать его богатство, он дико закричал: «Что? Отдать вам, оборванцам, мое имущество? Кто вы такие? Мои коровы дороже Советской власти». Михаил Емельянович сказал: «Было время, вы издевались над нами. Теперь – хватит». Он в то время работал секретарем сельского Совета. Кулаки сопротивлялись. Они прятали хлеб, убивали скот, агитировали не идти в артель. Но сколько они не старались, все было напрасно».

            Шамины, Сорокопятов и их односельчане
А вот фрагменты из статьи библиотекаря из Станционного Екатерины Александровны Кударь, опубликованной в одном из номеров «Знай наших» Его тональность разительно отличается от предыдущих. Прямо идиллия! Впрочем, судите сами.
.«…В каждом хозяйстве был большой двор, огород. Чтобы скотина не забрела в огород, его окапывали рвами или обкладывали кочками с болота. Был в каждом дворе и свой ток, на котором большими с выточенными зубьями камнями молотили зерно.            Самыми богатыми в посёлке были Шамины. Огромную усадьбу огораживали животноводческие помещения отдельно для коров, овец, лошадей, свиней, птицы. Шамин нанимал много работников и платил им, по словам старожилов, хорошо, кормил тоже хорошо.
В те годы как раз прокладывалась железнодорожная магистраль Челябинск-Кустанай. Поначалу её планировали провести по караванной дороге через село. Староста Пётр Панюшкин собрал сходку, чтобы обсудить с жителями этот вопрос. Поднялся шум крик: «Поезд телят порежет, а посевы от пожаров выгорят!..» Следом состоятельные крестьяне начали ходатайствовать перед начальством о том, чтобы свернуть дорогу в сторону от посёлка. Их ходатайство было удовлетворено, хотя к тому времени на улице уже была отсыпана насыпь для железнодорожного полотна. Получив задание вывезти определенное количество кубометров земли, участвовали в строительстве железной дороги и многие жители. Землю возили своим транспортом в бричках, запряженных лошадьми и быками. Те, у кого не было лошадей и быков, возил землю тачками. Брали землю у окрестных озёр. Работали по найму. Расчёт производили или в конце дня, или в конце недели
… Был в посёлке и свой магазин под черепичной крышей. Купить в нём можно было практически всё. Была и пивная, которой до 1929 года владел Сорокопятов. Каждый вечер собирались в пивной мужики. Пили за плату и в долг, расплачиваясь потом зерном. После расчёта Сорокопятов вёз зерно на Урал обменять на водку, пиво и т.д.».
Читаешь,  и невольно возникает крамольный некогда вопрос. А, может, и не надо было никаких революций? И без большевиков с их колхозами и совхозами жилось бы нам сегодня не хуже?  Но

Автор: Владимир Иванов

Дата: 2015-03-27

Просмотров: 930