Последнии комментарии
к фото
к статьям
Топ 10 статей по
просмотрам
комментам
Подробнее >>
Подробнее >>

Целина поднятая и…опущенная.

Ударными темпами
Совхоз «Урнекский», который в 90-е годы распался на несколько ТОО и крестьянских хозяйств был основан в 1954 году, и в этом же году вместо 13 920 плановых здесь было поднято свыше 20 тысяч гектаров целины. Ударными темпами шло и обустройство центральной усадьбы на уютном берегу  реки Тогузак. Отсюда и  название – Приречное.
Урнекский  с первых своих дней стал своеобразной визитной карточкой достижений района, области, республики в подъеме целинных и залежных земель. Не было, пожалуй, ни одной центральной газеты, корреспонденты которой не побывали бы в Урнекском. Всесоюзную известность приобрёл и первый его директор А.М. Пряхин. Дело явно шло к звёздочке героя. Но  Афанасий Михайлович так её и не получил.  Награды  на «покорителей целины» вообще посыпались лишь после богатырского урожая 1956 года.
Но и тогда ни один из приехавших в район по «призыву партии» из дальнего далека героем так и не стал. Целинные  звёздочки получили ещё задолго до «целинной эпопеи» ставшие своими в костанайских степях: украинец И. А. КЛИМЕНКО, кореец А.А. ПАК, казах С.К. КАРБЕНОВ

К вопросу о первоцелинниках
Слова «первоцелинник», перекликающегося по смыслу со словами «пионер», «первопроходец», в целину не было. Оно гораздо более позднего происхождения, и, по сути, - «масло масляное», призванное очевидно  подчеркнуть особую значимость целины для страны и народа, исключительность людей, совершивших этот подвиг.
Но, если хорошенько разобраться, то подлинными пионерами, первопроходцами степных нив  были не герои 1954-1956 годов, а переселенцы конца 19-го – начала 20-го веков. Именно они начали поднимать у нас целину еще в начале века, продолжив  в годы коллективизации. Именно ими еще до хрущёвской целины было освоено свыше трети (примерно 120 тысяч га) нынешних посевных площадей района. Причём, надо особо подчеркнуть, самых лучших, самых плодородных земель. Целинниками же распахивались все подряд, часто в ущерб пастбищам, всей живой природе.

Плугом по пепелищу
Наконец, куда  труднее пришлось бы целинникам 50-х без той помощи и поддержки, что им вынуждено было оказывать местное, коренное население. Именно «вынуждено», так как особого восторга целинная кампания у старожилов нашего края, обнищавшего в военные годы, не вызвала. Но протестные настроения, понятно, дальше домашних очагов, не вышли.
В марте 1954 года на целинные и залежные земли колхоза «Урнек», который только что возглавил боевой офицер Великой Отечественной   Нуртан Мирманович Мирианов, вышли первые десятки тракторов Бурлинской МТС. Около 150 механизаторов целинных бригад обеспечить питанием обязывался маломощный, по сути, нищий колхоз. По просьбе Мирманова, кухонной посудой, продуктами на первых порах  поделились российские соседи. А хлеб – лепешки - из колхозной муки в своих печах для механизаторов на первых порах готовили самые опрятные и чистоплотные из местных хозяек.
А как бы в «благодарность» за это, в годы печальной памяти так называемой «второй целины» 70-х годов, когда по  приказам сверху  распахивалось под нивы всё, что только можно было ещё распахать, плуг прошелся и по пепелищу сералинской заимки.

Миновов пик славы
Миновав в целину пик своей кратковременной  славы, Урнекский все  последующие годы в числе передовиков  не числился.  Так в среднем за одиннадцатую пятилетку каждый гектар урнекской нивы «осчастливил» всего 8,9 центнера  зерна при среднем районном показателе – 12,9 центнера. Это был, кстати, самый «легкий» гектар района. Не потяжелел он и в  двенадцатой пятилетке. Лишь в 1986 году при плане 12,5 здесь получили 13,5 центнера зерна с гектара, все остальные годы этот показатель не поднимался выше 8,4 , а в 1989 году  и вовсе потянул всего на 5,6 центнера.
Не лучше  обстояло дело и с животноводством. По надоям (1490 кг на корову) и привесам КРС (228 г)  за годы одиннадцатой пятилетки совхоз занимал предпоследнее место в районе. Хотя в двенадцатой пятилетке и наметился рост продуктивности  мясного и молочного стад, положение в отрасли оставалось нестабильным.
Несмотря на посредственные производственные показатели, здесь ещё умудрялись строить жилье, школы, мастерские, клубы, магазины, благоустраивали улицы.

Всё стало на свои места
Социалка в конце концов и погубила совхоз. Чем дальше, тем очевидней становилось, что Урнекскому просто не по силам  содержать пять населенных пунктов, наполнить  инфраструктуру современным содержанием. Да и где, когда, какой хозяин, кроме Страны Советов, пошёл бы на то, чтобы две с половиной тысячи людей расселить по пяти селам на расстоянии 20-30 километров друг от дружки, а 500 детишек учить в пяти школах?
С экономической точки зрения совершенно невыгодно было при четырех уже имеющихся  на территории совхоза населенных пунктов строить ещё один, центральную усадьбу. Да ещё в приличном отдалении от других и значительно дальше их от райцентра.
В начале реформ расхожей была фраза: «Рынок всё расставит на свои места». Он и расставил, косвенно реабилитировав освистанную и зашиканную кампанию начала 60-х по ликвидации неперспективных сёл.  

От Консора остался лишь мазар
Сегодня в Урнекском сельском округе проживает  чуть больше одной тысячи. Разобраны или снесены десятки  и десятки жилых домов, производственных и социальных объектов. При этом не обошлось без жертв. 28 марта 2006 года под обломками обветшавшего здания старой школы нашли  смерть два приреченских мальчугана, игравших здесь в «войнушку».
Из поднятых в целину всем Союзом гектаров самим урнекцам принадлежат лишь тысячи две-три. Остальными распоряжается инвестор, которому кроме зерна здесь собственно ничего другого и не нужно. Даже если исчезнут вдруг однажды все урнекцы – привезут рабочих со стороны.  
Вполне возможно, что, оставшись без школ, доживают последние дни села Первомайское и Кара-Копа. В развалинах Приречное. Один мазар остался от старинного Консора.

На родине Сералина
Смутно будущее Урнека – родины Мухамеджана Сералина. Год из года прибавляется развалин в этом  ауле, славном многими и многими достойными именами. Возможно, давно бы от Урнека ничего и не осталось, если бы ещё в 1984 году всем районом здесь не была бы построена небольшая улица из девяти домов. 
Прибавила настроения урнекцам и открывшаяся  в 1987 году новая восьмилетняя школа. Ей вроде бы тут же присвоили имя Сералина, а когда в 2007 году при открытии СШ № 3 в райцентре, стали разбираться, выяснилось, что официально это так и не было сделано. Справедливость была восстановлена весьма своеобразно. Имя Сералина получила новая школа.  Зато последние улицы аула получили имена Туркенова и Искакова. Как говорится, лучше поздно, чем никогда.
По сути, огонёк жизни в Урнеке сегодня всё ещё теплится благодаря одной этой многострадальной школе, которую много лет возглавляет К.И. Танкаева.  Карлыгаш Истлеуовну   иначе, как подвижницей и достойной продолжательницей дела своего учителя Рамазана Туркенова, кумиром которого в свою очередь  был Мухамеджан Сералин, и назвать невозможно. Меньше сорока человек вместе с учителями осталось в школе. И каждый живет надеждой на добрые перемены в родном ауле. Ничего другого просто не остаётся.



Автор: Владимир Максименко

Дата: 2009-03-23

Просмотров: 1564

Комментарии к этой статье:

Комментарий добавил: агнесса
Дата: 2009-06-17

а что классный ОСОБНЯК