Последнии комментарии
к фото
к статьям
Топ 10 статей по
просмотрам
комментам
Подробнее >>
Подробнее >>

«Позавчера» и «вчера» совхоза «Станционный»

Весной нынешнего года исполнилось 60 лет с начала освоения целинных и залежных земель. Это событие, часто и справедливо именуемое теперь целинной эпопеей, буквально преобразило наш забытый, заброшенный край. Стало вторым его рождением. 23 августа 1979 года,  года 35-летия Целины, районная газета под общим заглавием «Разбег» опубликовала статью С. Скворцова «Так было», написанную ещё в 1954 году,  и отклик на неё «Так стало» своего корреспондента А. Басова.
Александра Алексеевича Басова нашим постоянным читателям представлять не нужно. Встречались они с этим именем  совсем недавно. Это тот самый Басов - бригадир «фабзайцев», что в первую военную зиму разгружали на Тогузаке эшелоны завода № 222. Это тот самый Басов, что осенью 1943 года на фронте под Мариуполем видел в деле «изделие 41» завода. Это тот самый Басов, что в целину был секретарем парторганизации совхоза «Есенкольский».
Ну а его заочный собеседник – Серафим Николаевич Скворцов, заслуженный агроном РСФСР. кандидат сельскохозяйственных наук. С апреля 1954 в зоне Станционной МТС  С.Н.Скворцов  представлял Министерство сельского хозяйства СССР, будучи начальником отдела Казахстана и Урала управления  науки того министерства.
Конечно, в год 60-летия Целины очень хотелось бы вклиниться в эту перекличку. Рассказать, что станционцы жить стали ещё лучше, что поля их стали ещё плодороднее. Но как-то язык не поворачивается. Наследие сотен и сотен геройских людей который уж год в частных руках. Инвестор волен поступать как ему заблагорассудится, исходя  прежде всего из своих собственных интересов. И единственное, что он не может присвоить, приспособить под себя – это «позавчера» и «вчера»  совхоза «Станционный» - одного из бывших агрофлагманов бывшего Комсомольского района.

            Серафим Скворцов: «Так было»
Хозяйственное использование плодородных степей среднего Зауралья давно привлекало к себе внимание земледельцев. Первые переселенцы с Украины и России стали прибывать сюда, и в том числе в теперешнюю зону Станционной МТС, ещё в девяностых годах прошлого столетия и в начале 20 века.  О судьбе этих людей, преодолевших далекий путь в необжитые места и не встретивших поддержки от государства, скупо рассказывают отчеты земства Тургайской области за 1891 и последующие годы. «Неурожай хлебов и трав в 1890 году весьма неблагоприятно отразился на  земледельцах из русских переселенцев в неустроенных местах нового жительства и не имеющих ещё общественных хлебных запасов. При первом же неурожае они стали терпеть бедствие от недостатка хлеба на посев и пропитание».
После столыпинской реформы в начале девяностых годов переселение на целинные земли приобрело новый размах. С того времени и ведут свою историю колхозные поселки, входящие в зону Станционной МТС. Много интересного  и поучительного рассказывают старожилы-переселенцы. В колхозе «Коммунар» известен один из старейших переселенцев девяностопятилетний Родион Кузьмич Вербоноль. Приехал он сюда в 1892 году  «ходоком» от односельчан Таврической губернии, чтобы разведать об условиях и особенностях жизни в Сибири. А вскоре привез сюда свою многочисленную семью, в составе которой было и 12 малолетних детей. Пока они подросли, пришлось семье испытать большие трудности. И только работой от зари до зари  кое-как сводились концы с концами.
1911 год выдался особенно неурожайным и большинство переселенцев осталось совершенно без хлеба. Многие их них стали возвращаться туда, где родились. Царское правительство не оказывало помощи голодающим и многие  переселенцы попадали в кабалу к кулакам. До сих пор богатея Шамшина, имевшего 700 десятин земли и большие гурты скота. Эксплуатируя попавших в бедственное положение односельчан, он вел в Троицке бойкую торговлю зерном и скотом.
Примитивной в прошлом была и агротехника освоения новых земель. Единственными орудиями обработки были плуг – буккер и борона, а на уборке – серп да коса, в лучшем случае – лобогрейки. О применявшейся в то время обработке земель  сообщает отчет земства за 1994 год: «Хлебопашество  ведется крайне небрежно с чисто хищническими признаками. Избрав для распашки лучшие места среди ковыльной степи, земледелец производит на них посев два, в лучшем случае три года подряд, затем переходит на другие места, оставляя за собой заросшую бурьяном и пыреем распашку, и возвращается к ней только лет через 10-12».
Царская Россия была не в состоянии освоить эти плодородные земли. Последним мероприятием правительства  в этом направлении была постройка железной дороги Челябинск-Кустанай, завершенная в 1911 году. А до этого здесь по малонаселенным местам проходил только почтовый тракт из Троицка на Тургай. Потому здешний поселок и называется Станционным, что на теперешнем его месте была когда-то почтовая станция. Только Советской  власти оказалось по силам освоение целинных и залежных земель, спустя девять лет после Великой Отечественной войны.
О масштабах развернувшейся на новых землях работы красноречиво говорят цифры. Только в первом полугодии 1954 года Станционная МТС получила 10 тракторов С-80, 28 ДТ-54, 29 сеялок, 50 тракторных плугов, 25 культиваторов, 16 дисковых лущильников, 500 борон, 43 сцепа, 11 автоцистерн и другие машины и орудия. Вместе с новой техникой в МТС прибывали новые кадры специалистов, механизаторов и строителей.  В результате колхозами Станционной МТС в 1954 году было распахано 19570 гектаров целинных и залежных земель.
Восемь больших и малых колхозов зоны обслуживали 17 тракторных бригад МТС. В каждой из них – 3-4 трактора. Работали механизаторы очень напряженно и нельзя не удивляться их трудовому героизму. Вот лишь один пример. Бригада Федора Терентьевича Былины взяла на себя обязательство за сезон выработать трактором ДТ-54 2500, а трактором С-80 4000 гектаров условной пахоты. Это обязательство выполняется сейчас успешно и, без сомнения, будет полностью выполнено.
Всю работу МТС возглавляет  её директор Яков Семенович Полещук. Главным агрономом пожелал стать Александр Андреевич Косушкин, ради нового и трудного дела добровольно оставивший видный пост директора Карабалыкской опытной станции. Это замечательный человек ленинского склада и видный специалист. Главным инженером недавно стал инженер Тогузакского механического завода, также прибывший сюда по зову сердца, Иван Антонович Шерстяных. Партийную организацию в МТС возглавляет недавно демобилизованный из армии офицер Петр Яковлевич Жемчугов, а ведущий колхоз зоны «Коммунар» возглавляет Алексей Филиппович Кардивар, до этого работавший заведующим МТМ.
В зоне МТС намечается широкое строительство. Яков Семенович Полещук раскладывает чертеж генерального плана центральной усадьбы МТС и в квадратиках чертежа ему видятся красивые жилые дома, гаражи, клубы, детские сады в гущах зелени, опрятные улицы, залитые ярким электрическим светом, где будут жить люди, открывшие новую страницу Станционной МТС, которая началась весной 1954 года.
1954 г

Александр Басов: «Так стало»
Уважаемый Серафим Николаевич! Нам кажется, что не только Якову Семеновичу Полещуку, но и вам, как и многим другим вашим соратникам по первому году освоения целины в зоне Станционной МТС реальной мечтой мерещились богатые урожаи на целине и красивые поселки, тогда ещё в квадратиках чертежей. Теперь все это из мечты воплотилось в действительность. Вот факты, подтверждающие реальность дней сегодняшних.
Девятнадцать лет назад на базе Станционной МТС создан совхоз «Станционный» с центром в поселке бывшего колхоза «Коммунар». В состав совхоза вошли бывшие колхозы Еркенчилик, им. Сталина, имени Буденного (Фадеевка), Общая площадь земельных угодий вновь созданного совхоза составляет более сорока, а посевная площадь - тридцать одну тысячу гектаров, на которой зерновые занимают более восьмидесяти процентов.
На вооружении совхоза имеются 200 тракторов, в т.ч. 32 «Кировца», 116 комбайнов, 70 грузовых, легковых и специальных автомобилей, высокомеханизированные тока, сотни электромоторов, очень много других машин, агрегатов и орудий. На фермах с шеститысячным поголовьем КРС полностью механизированы основные трудоемкие процессы. На производственные и бытовые нужды совхоз расходует от государственной сети миллионы киловатт-часов дешевой электроэнергии.
За годы своего существования совхоз произвел только товарного зерна почти полмиллиона тонн, продал государству 50 тысяч тонн молока, 10 тысяч тонн мяса. Существующий уже десять лет на полном хозрасчете,  Станционный совхоз, получая миллионные прибыли, превратился в высокорентабельное предприятие.  В прошлом году, например, станционцы, получив урожай зерновых по 24 ц, продали государству 45 тысяч тонн высококачественного  зерна, чем обеспечена прибыль в 3, 5 миллиона.
Тому, кто не был здесь четверть века, не узнать теперь поселок Станционный.  Его украшают здания большого Дома культуры, трехэтажной школы, детского сада, конторы, производственных сооружений, новых жилых домов, среди которых не увидишь   глиняной кровли. Улицы села постепенно покрываются асфальтом. Труженики живут зажиточно. За последние годы коллектив воспитал двух Героев Социалистического труда. Один из них – бригадир тракторно-полеводческой бригады Николай Федорович Пастухов, а ещё раньше этой чести удостоен Борис Николаевич Климов, выдвинутый пять лет тому назад на должность первого секретаря соседнего Федоровского района.  Его преемником стал один из первоцелинников с Украины, опытный хозяйственник и агроном Василий Павлович Дружинец.
Серафим Николаевич! До сей поры вас хорошо в Станционном помнят Алексей Филиппович Кардивар, Яков Авксентьевич Онищенко, Константин Григорьевич Балаклеец, Павел Афанасьевич Волощенко, Яков Евдокимович Румик, Илья Антонович Благарь. Они шлют вам с целины свой боевой товарищеский привет!
1979 г.

Автор: Публикация Владимира Иванова.

Дата: 2014-11-14

Просмотров: 2030