Последнии комментарии
к фото
к статьям
Топ 10 статей по
просмотрам
комментам
Подробнее >>
Подробнее >>

ИСКАЖЕННАЯ ПАМЯТЬ

            Накануне с помощью Вадима Б., спасибо ему, мы назвали ряд, мягко выражаясь, неточностей в тексте на памятной доске, посвященной труженикам Тогузакского механического завода. В нормальном, по-настоящему дорожащем своими истоками, обществе они немедленно вызвали бы нешуточный скандал. У нас же, похоже, вообще мало кто обратил внимания на эти «неточности», а если и обратил, то не придал им никакого значения. Дескать, ничего страшного. Хотя нет ни одного из  трех предложений основного текста, в котором не было бы ошибок, искажающих саму историческую память. Разбираемся.

Первое  предложение: «На этой территории располагался Егорьевский станкостроительный завод №222 «Комсомолец», эвакуированный из Подмосковья в октябре 1941 года».
Во-первых, предприятия под названием «Егорьевский станкостроительный завод №222 «Комсомолец» никогда не было. Были:  Егорьевский станкостроительный завод « Комсомолец» и завод № 222. Кроме Егорьевского завода в номерной завод вошел также, по одним источникам, Люберецкий станкостроительный, по другим,  Люберецкий завод сельскохозяйственных машин им. Ухтомского. А, вероятнее всего, это был один из цехов, участков или линий  завода имени Ухтомского, обслуживавший группу конструкторов во главе с Александром Сергеевичем  Маят в составе М.С.Озерского, Г.Н.Килеса, Н.Г.Титова и др., уже достаточно продолжительное время до этого  занимавшуюся   огнеметом АТО-41.
Во-вторых, 15 октября 1941 года  было принято лишь решение ГКО об эвакуации Егорьевского завода. В Кустанайском обкоме об этом узнали 27  октября 1941 года из правительственной телеграммы за подписью  наркома станкостроения СССР.  В области немедленно была  организована специальная комиссия, которая и подобрала место для размещения завода, предоставив 4 ноября областным властям свой план.
По некоторым требующим проверки источникам, первые эшелоны завода № 222 прибыли в область 14 ноября. По другим же, и, прежде всего, по воспоминаниям самих егорьевцев, первый эшелон с заводским оборудованием и персоналом  прибыл на станцию Тогузак не раньше 25 декабря 1941 года.
Второе предложение: «В годы Великой Отечественной войны завод выпускал для фронта автоматический траншейный огнемет (АТО-1), с  марта 43 года траншейный пороховой огнемет  (ТПО-1)». 
Во-первых, никакого «автоматического траншейного огнемета АТО-1», не было и в помине. Заводом № 222 выпускались АТО-41 и АТО-42 – серийные танковые огнеметы. АТО-42 послужил основой и для колесного траншейного порохового огнемета ТПО-1, выпускавшегося заводом № 222 по заданию Главного военно-химического управления РККА и заказам флота. Ветераны поговаривали также, что кроме огнеметов, заводом выпускались «батальонные мины», то есть мины или  корпуса мин для 82-мм батальонного миномета.
Зато точно известно, что  до переезда в наши края егорьевцы успешно освоили у себя производство корпуса тяжелых 203-миллиметровых артиллерийских снарядов. А их коллеги из Люберец  и вовсе  за годы войны изготовили и поставили фронту 20 миллионов мин! За что завод и был награжден орденом  Трудового Красного Знамени и орденом Ленина.
Во-вторых, в памятниках подобного рода, требующих особой, ювелирной что ли точности,  вряд ли допустимо укороченное начертание года – «с марта 43 года».
Третье предложение: «25 марта 1945 года предприятие переименовано в Тогузакский механический завод им. 25-летия Казахской ССР, выпускаЛ техническую продукцию для сельского хозяйства».
Здесь абсолютно  всё не так, или не совсем так.
Во-первых,  в декабре 1944 года, выражаясь слогом автора или авторов текста на доске, на территории реэвакуированного завода № 222, в оставшихся  от него полупустых  цехах появился механический завод "Комсомолец». И именно завод «Комсомолец», а не какое-то таинственное «предприятие »,  Постановлением  Совета народных комиссаров и ЦК КП(б)К от 21 февраля 1945 года   был переименован  в  Тогузакский механический завод имени  25-летия Казахской ССР.
Во-вторых, если быть совсем точным, за свою советскую историю, Тогузакский механический выпускал не только «техническую продукцию для сельского хозяйства», но и, к примеру, буровые установки, ветроподъемники, котлы, нефтедвигатели, товары народного потребления, наконец.
В-третьих, само предложение явно хромает грамматически. Хотя и не намного, но все же лучше,  грамотней был бы  следующий вариант: «25 марта 1945 года предприятие переименовано в Тогузакский механический завод им. 25-летия Казахской ССР, выпускаВШИЙ техническую продукцию для сельского хозяйства».
После всего сказанного,  замеченное одним из читателей несоответствие истинной и начертанной на ней даты  установки доски кажется безобидным пустячком…
И как-то уже не удивляешься, что не нашел отражения на доске  тот факт, что именно коллективу завода №  222, в котором преобладали егорьевцы со станкозавода «Комсомолец»,  райцентр обязан своим историческим именем.
А, может, оно и к  лучшему. Неровен час,  опять чего-нибудь нынешние умники намудрили бы….

На верхнем, уже не раз публиковавшемся у нас и в изданиях «Знай наших » фото, сделанном, наверное,  не позже 1985 года,  ветераны Тогузакского механического завода. На  нижнем – огнемет завода № 222, тип которого, надеемся после всего сказанного легко определит каждый.

Автор: Владимир Иванов

Дата: 2014-10-26

Просмотров: 1734