РРС-4 «Комсомолец», а вместе с ней и наша Старая телевышка, появившись в нужный час и на нужном месте, были востребованы на все сто (см. у нас «Телевидение в Казахстан пришло из Комсомольца»). Однако через двадцать лет эксплуатации выяснилось, что по своим техническим возможностям станция, а с ней и 68-метровая мачта устарели. Было принято решение о строительстве в Комсомольце современной радиотрансляционной станции. В нем предусматривалось возведение двухэтажного технического здания, здания для подсобных служб с гаражами, трансформаторной подстанции, и, наконец, – новой мачты на общую сумму - 122 тысячи рублей. Рубль, заметим, тогда почти не уступал доллару. В строительстве участвовали сразу несколько специализированных областных и российских предприятий.
Сама станция строилась силами треста «Лисаковскрудстрой». Шести с половиной метровые секции мачты из 50-миллиметровых металлических труб изготавливались Рудненским СМУ треста «Казстальконструкция ». Монтаж 246-метровой мачты с помощью могучего вертолета МИ-10 К произвели нефтяники Тюмени. Бетон для фундамента завозился самосвалами из Троицка, и его потребовалось свыше 500 тонн.
И самое интересное для нас в этой истории, конечно, монтаж мачты. Как было заведено тогда, население не было заблаговременно проинформировано о том, что, кем и зачем строится рядом со Старой телевышкой, да ещё столь непривычным способом. Потому по поселку немедленно пошел слух, что возводится нечто секретное, связанное с космосом и обороной. Фотографировать стройку, по крайней мере, вблизи запрещалось. Когда я, тогда ещё новичок в журналистике, напрашивался дать информацию и фото со стройки, мне посоветовали не совать нос. Но фото я все же сделал. Из окна квартиры дома напротив. И я был не единственный. Мудрено было спрятать объект такого «роста» от объективов. К сожалению, то фото у меня не сохранилось. Попросили на какой-то стенд. Так оно с тем стендом и пропало.
Поначалу крылатого «монтажника » определили на постой в районе нынешней улицы Спортивной. Но почти сразу же вертолет отсюда по требованию всесильного тогда Бориса Ильича Брунштейна убрали за поселок. Потому что питомцы птицефабрики буквально сошли с ума от рева двигателя и шума винтов. Около 30 тысяч голов уток пали.
Тюменские монтажники работали дружно, слаженно. Круглосуточно. Умело ловили благоприятную погоду. Ведь для вертолета, поднимавшего разом по две секции, и сильный ветер был плохо, и слабый. Всего за 11 дней, с 6 по 17 октября 1985 года, по словам Александра Михайловича Манойленко, строительство мачты высотой, как уже говорилось, 246 метров и весом 224 тонны, было завершено. Однако станция вступила в строй только в августе 1997 году. Именно эту дату почему-то в области считают началом существования Комсомольской РТС. Хотя мы уже знаем, что настоящим днем рождения наших РРС-РТС правильнее следовало бы считать 1962 год
По тем временам наша Новая телевышка была самым высоким сооружением не только в области, но и в республике. Да и по всему Советскому Союзу насчитывалось всего три ей подобных.
Несмотря на все свои преимущества перед Старой телевышкой, работать на полную мощность Новой довелось недолго. В нашу реальность стремительно ворвалась спутниковая связь. Тем не менее, и сегодня карабалыкская великанша в строю. Благодаря ей, мы имеем возможность смотреть отечественные телепрограммы, А также пользоваться сотовой связью.
Автор: Владимир Иванов
Дата: 2014-06-02
Просмотров: 1179
Последнее фото
16 октября 2017 года...
Фотогалерею фронтовиков района смотрите в разделе «Просто фото»
Голосование
Как вы относитесь к намерениям властей переименовать улицы с советскими названиями?