Последнии комментарии
к фото
к статьям
Топ 10 статей по
просмотрам
комментам
Подробнее >>

Карьера «человека удивительной судьбы» начиналась у нас

Новогодние праздники начальнику Костанайского областного управления земельных отношений Мереке Касымовичу Дихаеву основательно подпортила финансовая полиция. Ему предъявлено обвинение в служебном подлоге. По данным следователей финполиции, в 2012 и 2013 годах управление заключало договора с предпринимателями на аренду гаражей, хотя в такой услуге не нуждалось. А деньги бизнесмены затем возвращали в бухгалтерию. Сумма ущерба - более 700 тысяч тенге. Уголовное дело передано в прокуратуру для последующего направления в суд.
            «Но нам-то что до этого? - вправе спросить вы. – Мало ли разных нечистых на руку чиновников отлавливается в стране ежегодно?».  Дело в том, что  карьера М. Дихаева начиналась именно в нашем районе, где он работал  с 1971 по 1984 год.
            Обратим внимание и на следующий интересный  факт. В то время, как областные и республиканские СМИ наперебой говорят лишь о возбуждении уголовного дела на Дихаева, областной еженедельник «КостанайАгро», не замечавшийся  в противостоянии с сильными мира сего, публикует интервью с ним. В первом же предложении называя  Мереке Касымовича  человеком  удивительной судьбы.
            Без всяких комментариев мы публикуем сегодня эту статью.

         Мереке ДИХАЕВ: Лучший учитель и наставник – сама жизнь!

            Мереке Касымович – человек удивительной судьбы. Вырос практически сиротой, учился в школе-интернате – поскольку в селе, где он воспитывался у бабушки с дедушкой, имелась только шестилетняя школа. В его жизни было много сложных ситуаций, которые сформировали из него волевого и сильного человека. Итак, герой нашей рубрики – Мереке Дихаев, начальник ГУ «Межрегиональная земельная инспекция по Костанайской и Северо-Казахстанской областям» Агентства РК по управлению земельными ресурсами.

- Мереке Касымович, вы уже много лет «земельных дел мастер». Интересная работа?
- За время моей работы с 1994 года в земельной сфере прошел целый ряд реорганизаций. Пришлось пережить настоящий шквал бурных споров, участвовать в регулировании настоящих войн за земельные паи. Такая ситуация характерна для всей республики, в некоторых регионах она продолжается по сей день. Надо сказать, Костанайская область тот период напряженного накала преодолела успешно. Наша главная задача сегодня – контроль за рациональным использованием земель. Проверяем решения местных исполнительных органов о выделении земель, использовании земель сельхозназначения.
- Еще есть нераспределенные земли сельхозназначения?
- Нераспределенных практически нет. Но вот такая беда – иные собственники или арендаторы демонстрируют нерачительный подход. Когда был объявлен мораторий на проверку среднего и малого бизнеса, мы два года не могли проверить использование земель многочисленными сельхозпредприятиями. Итог: только по Костанайской области 360 тысяч заброшенных площадей. Если в течение года по нашим предписаниям землевладельцы не устранят свое равнодушное отношение, мы вправе через суд передать земли в государственную собственность. Когда бурьян по колено растет, идет засорение соседних полей – ситуация неприглядная и недопустимая.
- Мереке Касымович, ваше имя стало особо популярным среди аграриев в 1992-1994 годах, когда вы стали президентом АО «Хлебный Дом «Алтын Дан». По сути, это была первая ласточка на костанайском рынке зерна, которая взяла на себя миссию связующего звена между сельхозтоваропроизводителями и зарубежными покупателями зерна. Аграрии получили начальный урок рыночных отношений, когда каждому хозяйству надо выживать самостоятельно, без централизованной указки… - Да, в начале 90-х была сложная ситуация со сбытом зерна. Ведь при Союзе аграрии привыкли к тому, что лишь бы был выполнен план сдачи зерна, выгребая его подчистую. Помню, у меня слезы на глаза наворачивались, когда из зернотока совхоза, где я работал директором, забрали последние 200 тонн зерна, не оставив даже на фураж для скота. Хозяйства денег за свой выращенный хлеб практически не видели, зерно уходило как в бездонную бочку. А тут пришло время рынка, к которому сельхозпредприятия оказались не готовы. Тогда и появилась инициатива необходимости создания такой организации, как торговый дом, инициатором идеи был глава региона Кенжебек Укин, руководство обл-сельхозуправления. Организовать работу поручили мне, я в свою очередь пригласил вместе работать Сергея Галанина. Засучив рукава, взялись с ним вдвоем за дело. Из 200 совхозов 186 вошли в наше АО! Мы стали мощной структурой, сумевшей снять головную боль сельхозпредприятий по поводу продажи зерна. Деньги поступали на счет «Алтын Дана», а распоряжался ими сам хозяйственник, выплатив АО небольшой процент. Да, был такой период в аграрной истории нашей области. С нами работали многие сегодня известные успешные руководители - Сайран Буканов, Елубай Аманжолов, Жомарт Жургумбаев и другие. Уверен, что на том отрезке времени такая организация в помощь аграриям была необходима как воздух. - Суметь организовать подобное дело – по плечу уверенному и сильному человеку.

-В чем ваша формула успеха?
- Лично у меня нет какой-то четкой формулы. Наверно, с детства привык к преодолению трудностей, потому что надеяться на кого-либо не мог. Лучший учитель и наставник – сама жизнь, главное суметь получить ее уроки.
- «С детства привык к преодолению трудностей…». Непростое было детство? Расскажите о себе.
- Родился я 1 мая 1950 года в поселке Екпенды Мендыкаринского района. Это был совхоз-миллионер имени Ломоносова, известный на всю страну. Мои родители - учителя, счастливая молодая семья. Но однажды случилось горе – отца ударила молния и он погиб. Ему было всего 24 года, мне – лишь полтора. Мама была беременна – уже когда папы не было, родилась сестренка Алма. Через полтора года мама, ей не было и 20 лет, с благословения старших вышла замуж. Но бабушка с дедушкой нас, детей, оставили у себя. Так вышло, что маму я не видел до своего зрелого возраста. Такова жизнь… Когда она умерла, остались пятеро детей от ее второго брака. Мы очень тепло общаемся, поддерживаем друг друга. Я, конечно, как самый старший брат – глава в большом семействе. А детство было обычное сельское. После шестого класса меня отвезли в Каратальскую школу-интернат, помню, ревел как белуга, потому что хотел вернуться домой к бабушке с дедушкой. Постепенно привык. Когда закончил казахскую школу, ни слова по-русски не знал.
- Куда поехали поступать?
- Вначале я поступил в Казахстанский совхоз-техникум. Находясь в деревне на каникулах, случайно увидел объявление: «Открывается филиал Целиноградского сельхозинститута». Я забрал документы из техникума, поступил на зоотехнический факультет, через год перевелся на агрономический. Материальная база вуза была первое время очень слабая – помню, в некоторых аудиториях лекции слушали стоя из-за отсутствия стульев.
- Что запомнилось из студенческих лет?
- Крепкая дружба. Я жил в комнате с Сабитом Исмуратовым – сейчас он ректор КИнЭУ имени Дулатова. Тогда его родители жили в поселке Джамбул под Костанаем. Мы каждые выходные ездили туда. Эта очень добрая семья полюбила меня как родного сына – я до сих пор маму Сабита Борисовича называю мамой. Конечно, студенчество было одновременно сложное и простое. Бегали на дискотеки, растягивали крохотную стипендию на еду, одежду, развлечения. Бывало, ходили в залатанных брюках.
- В каком совхозе после института начали свою трудовую биографию?
- Поехал по распределению в совхоз «Михайловский» Карабалыкского района агрономом–семеноводом. Потом стал агрономом отделения, ездил по полям на лошади. Кстати, это очень удобно. В 1972 году во время посевной кампании приехало районное руководство. Первый секретарь райкома детально изучил проводимую работу и вдруг говорит: «Хорошо работает агроном. Как фамилия? Ему здесь делать нечего – готовый агроном совхоза». Наверно, это было начало моей профессиональной карьеры. Потом меня назначили заместителем директора совхоза по производственным вопросам. В 1977 году направили секретарем парткома в совхоз «Карабалыкский» Комсомольского района. А в 1981 году вызвали в райком партии: «Хотим вас назначить директором совхоза «Карабалыкский».
- Сколько вам было тогда лет?
- 31 год. В 1984 году вызывают в обком партии: «Поедете начальником сельхозуправления в Наурзумский район!». Я не хотел ехать, потому что буквально «горел» своей работой директора – поставил перед собой цель поднять его из «тяжелых» в успешные. И у меня, кажется, неплохо получалось. Узнав о моем отказе, первый секретарь обкома партии Василий Демиденко собрал бюро, которое постановило: «Ехать!». И я поехал, это был год 30-летия целины. Очень полюбил этот район - райцентр Докучаевка был тогда очень красивый, по озеленению и благоустройству занимал второе место в области. Именно в Докучаевке у меня родился сын Сабит, там я купил первую в своей жизни личную машину. Надо сказать, в Наурзуме урожай зерна никогда не собирался вы-сокий, почвенно-климатические условия не те. Зато качество зерна за счет высокого содержания клейковины – отменное, соответственно и прибыль хорошая. Мы раньше многих других районов заканчивали уборку и отправляли свои комбайны на подмогу. В те годы «гремел» на весь Союз совхоз имени Козлова, который один засевал половину зерновых площадей всего района – 100 тысяч гектаров.
- Действительно, есть о чем вспоминать из трудовой жизни. Расскажите о ваших детях.
У меня четверо детей и семеро внуков. Я иногда смеюсь: «Вот как вы учитесь? У меня не было ни одной четверки!». Они наивно полагают, что дед учился на одни «пятерки». Детей и внуков своих обожаю. Моих детей зовут Айнагуль, Гульжан, Булат и Сабит. Внуки – Дамира, Айнура, Азамат, Айзия, Аслан, Азиза, Адина.
- Куда обычно едете отдыхать во время отпуска?
- Я побывал во многих странах, повидал мир своими глазами и пришел к выводу, что самые лучшие здравницы - наши, казахстанские. Лучше родной природы и воздуха нигде больше не сыскать.
- Что ж, спасибо за интервью. Успехов вам и процветания!

Автор: Ляззат ШУЛЕНОВА «КостанайАГРО» 9 января 2014 года

Дата: 2014-01-09

Просмотров: 1717