Последнии комментарии
к фото
к статьям
Топ 10 статей по
просмотрам
комментам
Подробнее >>

«Русские в Казахстане не были колонизаторами…»

  В Казахстанском обществе не затихают споры о том, были ли русские переселенцы колонизаторами. До консенсуса в этом вопросе, к сожалению, далеко. Тем более приятно, когда на сторону русских встают аксакалы.  В одном из прошлогодних номеров газеты «Дат» профессор Беймбет Ирмуханов отмечал: «Дружба между казахским и русским народами – исторический факт. Русские в Казахстане не были колонизаторами, как англичане в Индии (не путать колонистов с колонизаторами), исключая, разумеется, царскую администрацию. Все сражались против царизма. Ссыльные помогли становлению казахского национального самосознания. И, конечно, только идиот может утверждать, что казахи при советской власти были в положении колониального народа».
            Сходное мнение высказал в большой статье в «Мегаполисе» («О совместном освоении казахских земель русскими переселенцами и жизни казахов Сибири при Советах») 86-летний культуролог Калиакпар Амержанов . Выдержки из этой интересной статьи мы сегодня и публикуем. Примерно те же процессы, что описывает аксакал, происходили и в наших краях.
            ---------
            Как известно, в 1731 г. произошло присоединение казахов Младшего жуза. В начале XIX века в российское подданство постепенно вошёл Средний жуз. И, наконец, 1846 г. – приезд послов султанов и биев Старшего жуза в Омск с просьбой о принятии их в русское подданство. Россия без согласия султанов, биев родов и жузов не посягала на самостоятельность казахов. Это подтверждает вот такой факт. Из истории знаем, что ещё в 1826 г., когда с просьбой о принятии подданства России обратился султан Сюк, сын Аблай хана, из-за разногласия между султанами родов Старшего жуза санкт-петербургский двор отказал в его просьбе.
            После завоевания земель хана Кучума Ермаком первым административным центром управления Сибирью стал небольшой городок Тобольск.
В связи с ослаблением Казахского ханства, особенно после смерти хана Среднего жуза Аблая (1781 год), началось постепенное освоение новых казахских земель…         Основными предпосылками захвата и постепенного заселения казахских земель, конечно, являлась экономическая целесообразность. К тому же в России была перенаселённость, было отменено крепостное право в 1861 г. Куда девать крестьян, получивших свободу? Размещать их на территории своего имения ни один помещик не согласится.
            Умнейший премьер-министр России П. Столыпин решил провести земельную реформу, куда и входило освоение сибирских, в том числе казахских земель. В XIX веке Казахстан находился между двух огней: Россией и Китаем. Были серьёзные проблемы внутри казахских жузов. Кочевой образ жизни уже не отвечал социально-бытовым потребностям жителей, проблемами также были малонаселённость казахских земель, разбросанность кочевых племён. В тот период (XX век) у казахов не было закона о собственности земли. Были договорённости между племенами об общем направлении скотопрогонных полос – кочёвок, откочёвок и в каком направлении должен двигаться тот или иной род со своим скотом.
            Многие современные историки в отношении освоения казахских земель спят и видят, как казахи бились саблями и копьями, падали люди с разбитыми головами. Ещё есть расхожая обывательская фраза: «На каждом квадратном метре казахской земли лежит голова казахского воина». Враньё! Нет никаких конкретных данных по этому поводу, кроме голодомора во время коллективизации в 30-х годах прошлого века, унёсшего жизни около 3-х миллионов человек.
            При написании этого очерка я специально не пользовался письменными или другими источниками, которыми пользуются историки. Отвергать труд историков – кощунство. Тем не менее Виктор Гюго пишет: «Вплоть до наших дней история вела себя, как льстивый царедворец». Гюго считал, что достоверная история должна, «отбросив всякий вымысел, логично классифицировать все явления, разбираться в глубоких причинах, философски и научно изучать периодические кризисы человечества и меньше считаться с великими ударами саблей, чем с великими сдвигами в области идей». Вот и пришла идея российской интеллигенции и учёным, как разрядить общественную обстановку и начать освоение новых земель, которое осуществил Петр Столыпин.
            Я лишь хочу рассказать, как мы, казахи-северяне, и наши близкие по времени предки-сибиряки своими глазами видели, как началось постепенное освоение новых казахских земель Российской империей. Думаю, их мысли вполне совпадают с мыслями В. Гюго. О том, что не удары «саблей» решают жизненно важные проблемы, а «великие сдвиги в области идей». Правда, эти земли не назывались казахскими. Их называли землями Степного края. Потому правителя этого края (Омска) называли генерал-губернатором Западно-Сибирского и Степного края.
            Как уже мною было сказано выше и как вспоминали убелённые сединами мудрецы-казахи, недоразумений, конфликтов из-за дележа земли не было. Это была большая кампания. Во-первых, организованный вывоз переселенцев и их заселение. А насколько мы знаем из истории, многие из них погибали, не добравшись до места назначения! Надо было их встречать на новой земле, организовать временное жильё и т.д. Объективно к этому сложному процессу, конечно, были привлечены местные жители, так же, как Казахстан принимал во время Великой Отечественной войны эвакуированных и «организованных» кавказских, волжских переселенцев.
            Были созданы специальные земельные приходы, которые в основном распределяли новые участки земли….
            Следует отметить, что в этот период между ними и местными казахами вражды не было. В идеологическом плане всё это было хорошо продумано. Многие бедные казахи нанимались в работники, чего не было, например, в Младшем жузе, учились хлебопашеству, уборке сена. Во многих ауылах начали появляться огороды с картофелем, морковью, капустой. У некоторых уже были бочки с солёными огурцами и квашеной капустой. Всё это в начале XX века я видел сам и вместе с родителями участвовал в обработке этих овощей. Мой отец и его братья были работниками купцов – Владимира Грязнова и Андрея Березовского из Большого Атмаса. От родителей и от других я не слышал плохих отзывов о них. Самое интересное, первопроходцы все прекрасно говорили на казахском языке, даже с пословицами и поговорками. Казахи-старики этому удивлялись.
            …Казахи дружили с русскими, украинцами, поляками и другими. Я помню, у каждой казахской семьи в русском селе или деревне был свой «тамыр» (кровный, или, дословно, кровеносный сосуд). Словом, тамыр – лучший друг до гроба. Они постоянно общались и ездили друг к другу чаевать. Конечно, не только чаевали, но обсуждали и другие проблемы бытовой жизни. Обо всём не расскажешь. Люди жили своей жизнью, знали, сколько корма надо для зимовки скота, сколько надо заготовить пшеницы, овощей для семьи и чем укрыться в суровую зимнюю непогоду.
            Политикой и другими экономическими, идеологическими вопросами занимались бунтари. По моим понятиям, политика им была чужда. Не буду лукавить, среди очень пожилых людей я слышал: «Если у тебя есть русский друг, то на твоём поясе должен быть топор». Думаю, что это архаичный подход, возможно, сохранившийся ещё со времён Ермака. Но мы-то жили уже в другом веке и в другой социальной среде.
            Приехавшие из российских глубин люди оказались деловыми: кто же тронется с насиженных мест, если не надеется на себя и на свои силы? Они рьяно взялись за дело. Начали строить жилые дома, обустраивать села, обзаводиться заимками. Веками нетронутые дубравы пошли на строительство новых хозяйств... Эти сёла были богатыми, имели свои учредительные и исполнительные органы, частично структурно смешанные с системой управления казачьего атаманства.
            Переселенцам из России нелегко было быстро обжиться на новой незнакомой земле в полутайге. Построить дом, обзавестись землёй и живностью – это требовало непосильного труда. Устанавливался жёсткий порядок, как в ведении хозяйства, так и в семье. Надо было во всём экономить, рационально использовать время. Рано вставать и поздно ложиться, что и помогло многим переселенцам выжить и остаться за Уралом и стать настоящими сибиряками.
            В одной из передач российского телевидения, посвящённой Петру Столыпину и его земельной реформе, показали проект скульптуры крестьян-переселенцев, которая будет установлена в одном из сибирских городов России. Инициатива историческая, отмечает трёхсотлетнюю эпоху освоения русскими крестьянами Сибири. В свою очередь, освоение началось именно с её западной части, столицей которой был Омск. Где, в каком городе должна быть эта скульптура? Конечно, в Омске… По официальным документам мы все уроженцы) Омской области. И гордимся этим. Каждому дорога его Родина.
            Выше мы говорили о переселенцах, разместившихся в основном на правом берегу реки Иртыш. Благодаря обработке богатой земли, разведению крупного рогатого скота, они стали зажиточными. Их единоличное хозяйство экономически хорошо укреплялось.
            Однако, начиная от Омска к юго-западу по левой стороне реки Иртыш, лесостепь кончалась. Начиналась степь, тянувшаяся до самого Кокчетавского уезда. Эти худосочные ровные поля без деревьев, без каких-либо природных удобств выделялись местному населению – казахам. Казахские ауылы со своими избами из дерна, плоскими крышами смотрелись не очень приглядно по сравнению с русскими переселенческими сёлами. Ни леса, ни деревьев, ни каких-либо природных преград от ветров и бури для защиты их изб. Рядом с ауылом не было даже пресноводных водоёмов. Ауылы местного населения состояли из не более 30 семей. Он (ауыл) всегда был на виду, возможно, чтобы знать, что происходит в их жизни. Не знаю, был ли в этом какой-то злой умысел. Сейчас гадать трудно.
            В детстве всё это как-то бросалось в глаза. Когда с отцом и дядюшками ездили в русские (в те времена всех переселенцев называли русскими) деревни, видели дома под железными крышами, срубленные из больших брёвен: крестовые, 5-стенные с гостиными дворами и другими удобствами. На этом фоне жизнь и расположение казахских аулов выглядели очень удручающими. Однозначно, кочевой образ жизни не научил казахов строить капитальные дома. Они их раньше не видели. Летом жили в юртах, а на зиму, чтобы только перезимовать, строили избы из дерна. Выкапывали четырёхугольный пласт земли и накладывали друг на друга – поднимали стены. Пропускали одну матку, с поперечниками на неё накладывался камыш, а сверху засыпали землёй. Получался закрытый потолок. В дождь изба полностью промокала. Полиэтилена или других водонепроницаемых материалов в те времена не было, потому укрывались кожей. По-казахски она называлась «тулақ» – плотная кожа мелкого и крупнорогатого скота, очищенная от шерсти.
            Время шло, менялся социально-экономический образ жизни. В 1929 году началась коллективизация разбросанных ауылов и деревень. Это мероприятие почти уравняло и ауылы, и русские деревни. У баев и богатых людей отбиралось всё, что считалось излишним. До начала Великой Отечественной войны оставалось немного времени. Многие колхозы разбогатели...
            Более или менее зажиточным считался Қараозек (колхоз «Жаңа таң»). Его председателем долгое время был деловой человек Шарыкбай…Здесь, в 1934 и 1936 гг., проводился районный сабантой с казахскими традиционными народными играми и даже с соревнованием велосипедистов. Хотя  тогда их ещё было считанное количество…
             «Екі ағаш» (колхоз им. 8-го Марта) тоже числился не на плохом счету. Здесь была единственная в Омской области казахская средняя школа, директором которой был Касым Нурмагамбетов. Говорили, что он из зажиточной семьи. Его забрали в армию, и он не вернулся. Вместо него директором недолго был выпускник Омского казахского педучилища Қыстабай-мұғалім, преподаватель казахского языка, последним эти должностные обязанности исполнял Шалабаев.
Сюда приезжали учиться не только из других ауылсоветов, но из других близлежащих районов. Здесь училось много детей, среди них было много молодых людей, вышедших из школьного возраста. Ясно, что «Екі ағаш» в те годы считался культурным центром региона. Надо отметить, что в довоенные и военные годы Советская власть уделяла большое внимание всеобщему образованию детей. В каждом небольшом ауыле в РСФСР была казахская начальная школа. Сейчас их, к сожалению, и в помине нет.
            Время шло. Ну как здесь не вспомнить о появлении песни «Если завтра война, если завтра в поход…». Не слишком гласно, но началась подготовка молодёжи к труду и обороне. Для маленьких школьников это называлось БГТО («Будь готов к труду и обороне»), для взрослых – ГТО («Готов к труду и обороне»). Ещё готовили граждан на случаи химических атак, была такая аббревиатура ПВХО – «Противовоздушная химическая оборона». На каждый чих был готов значок с аббревиатурами БГТО, ГТО, ПВХО. Наверное, старшее поколение помнит значок МОПР – «Международная помощь пролетариям, борющимся в Испании с генералом Франко». А как девочки и мальчики щеголяли этими значками на груди!
            В этот период появился велосипед. Какой же ты колхозник, если у тебя нет велосипеда? Для того, чтобы купить велосипед, колхозник должен был сдать государству 30 пудов хлеба. Конечно, не у каждого, но в каждом ауыле было 3–5 велосипедов. Они были у председателей ауылсоветов, колхозов, ударников звеньевого труда. Летом на них ездили, а зимой велосипеды вешали над кроватью на самое почётное место – түскигіза (полотно ручной работы с узорами, изделие народного искусства). Из развивающихся транспортных средств того времени остановимся на велосипедах, так как автомашин в деревнях и ауылах ещё не было.
            Если вкратце, такова была повседневная жизнь омских сибиряков. Опять-таки, судить вам, была ли колонизация Западно-Сибирского края и северной части Казахстана?

Автор: Калиакпар Амержанов

Дата: 2013-03-07

Просмотров: 1065

Комментарии к этой статье:

Комментарий добавил: Жан
Дата: 2013-03-15

Вот так перл от «Мегаполиса». Я туда заходил в основном на Томочку Алину посмотреть. А тут такая статья!

Приятно читать аргументированую точку зрения, подкрепленную в том числе и личными переживаниями. Не в пример другим «историкам», которые не могут понять чем отличается естественный отбор от искусственного, условия для выживания скота от условий для его содержания; которые пишут, что «судьба будущего Казахстана зависит от ныне живущих казахов», хотя парой строчек выше утверждали о невозможности подчинить рыночную экономику национальным интересам и закабалении казахского народа кредитно-банковской системой. Зато они наперебой мчатся с идеями не то идти своим историко-реалистичным путем, не то через строку делать выбор между Востоком и Западом. Шизофрения умов одним словом.

Спасибо «С-К», что обратили мое внимание на эту действительно стоящую статью.