Последнии комментарии
к фото
к статьям
Топ 10 статей по
просмотрам
комментам
Подробнее >>

Они построили бы коммунизм. Если бы им не мешали.
К 100- летию Бурлей

Было, было время, когда в каждом крупном населенном пункте района имелся свой небольшой заводик под названием МТМ, то есть машинно-тракторная мастерская. Костяк коллектива здесь повсеместно составляли подлинные мастера своего дела, профессионалы асы, знатоки, разбиравшиеся в технике не хуже самых конструкторов. Многим и многим  представителям этой рабочей  элиты  самим неоднократно приходилось, что-то выдумывать, придумывать доделывать за  изобретателей и конструкторов.             Именно на таких людях держалась в 50-60-х годах и МТМ Бурлинского совхоза. Да и не только мастерская.
Третьяков
Первым назову Александра Александровича Третьякова, в начале  60-х годов возглавлявшего в Бурлинском совхозе первичную организацию ВОИР – всесоюзного общества рационализаторов и изобретателей, первой в Кустанайской области награжденной  Почетной грамотой ЦК ВОИР.
Да и в 70-х и 80-х имя Третьякова называлось первым в списке районных технических выдумщиков. На счету Александра Александровича десятки больших и малых изобретений, усовершенствований, рационализаторских предложений. Он неоднократно награждался почетными грамотами центрального совета ВОИР, ВЦПС, райкома, исполкома и т.д. Был участником Выставки достижений народного хозяйства.
«Простой, скромный рабочий, всегда занят у слесарного верстака  в пору затишья полевых работ, а приходит время встретиться с ним можно в поле. В такие дни он за рулем комбайна», - писал о Третьякове в июне 1963 года москвич Володя Смирнов, проходивший практику в районной газете.
И вообще кто о нем только не писал!
Так из статьи  Я. Коновалова  («Знамя коммунизма», 9.01. 1964 года) узнаем, что Александр Александрович пришел в МТМ из монтеров – телеграфистов, и позвал его туда ни кто иной, как сам товарищ Хрущев. Вот как описывает это журналист:
« Парень (напарник Третьякова, забравшийся на столб) прикрывает лицо и кричит
- Опять помехи. Радиопередача на линии.
- Дай послушать, -  говорит пожилой  и протягивает руку за трубкой. А там знакомый, твёрдый и  уверенный голос: «В борьбе за подъем сельского хозяйства важное значение имеет повышение коммунистической сознательности людей…»
- Так это же Никита Сергеевич говорит, - воскликнул пожилой телефонист, - а ты говоришь помехи.
А по возвращении в село, предупредил напарника:
- За мной завтра не заходи. В партком иду.
- Зачем?
- Завтра узнаешь. Слышал, что говорил первый секретарь нашей партии? Вот и я осознал, что мое место в совхозе. Там сейчас передний край борьбы за коммунизм».
Дочь Третьякова Людмила Александровна, по мужу Антипова, сейчас живет и работает в поселке Увельском Челябинской области. Интересно, знает ли она об этой истории?
Кремер
Не знаю, не помню, были ли в Бурлях ещё Кремеры, кроме семейства Андрея Ивановича Кремера. Вполне возможно. По крайней мере, в одной из газетных статей 60-х
говорится о «бывшем шофере райпотребсоюза  Андрее Яковлевиче Кремере», которого старший Вирфель, о коем речь ниже, обучил профессии комбайнера, и «тот  быстро превратился в мастера комбайновой уборки».
Если это и не описка, и речь действительно идет о другом Кремере, то всё равно очень похоже на Андрея Ивановича.
Слесарь по ремонту топливной аппаратуры МТМ  Андрей Иванович Кремер был очень и очень заметной фигурой не только в самих Бурлях, но и на районном горизонте.  Член КПСС с 1957 года, народный заседатель, член товарищеского суда совхоза, в 1961 году он возглавил одну из первых в районе  бригад коммунистического труда, а несколько позже – партийную группу мастерской в составе 11 человек.  И сам трудился, как тогда говорили,  по-коммунистически, и другим пример подавал. Чего стоит только один почин его бригады 1963 года, когда бурлинские «ударники коммунистического труда» в свободное время отремонтировали около 20 комбайнов, не считая «своих», которые ежегодно выводили в загонки.
Готовый всегда придти на помощь стоящему человеку, Андрей Иванович, как и Александр Александрович Третьяков с Яковом Яковлевичем Вирфелем, терпеть не мог лодырей, разгильдяев. И не церемонился с ними.
- Гнать таких надо с производства и судить нашим товарищеским судом!
А постоянно одолевавшим его журналистам советовал:
- Вы меня особенно не расписывайте, а покритикуйте спецмагазин, который запчастями нас плохо обеспечивает да поставьте вопрос, чтобы подстанцию быстрее нам подключили, а то энергии не хватает…  ( «Верен своему долгу», «Знамя коммунизма» 19.11. 1963 г).
… С дочерью Андрея Ивановича Эрной, доброй, умной,  мы вместе прошли по школьной тропке с 1 по 11 класс. Дружил и с его сыном Андреем. До сих пор не без содрогания вспоминаю, как однажды мальчишкой, в ходе какой-то игры на развалинах кирпичного завода приставил к голове Андрея заряженную мелкокалиберную винтовку и нажал на спусковой курок… 
Пуля чиркнула по волосам Андрея и с визгом унеслась прочь.  Не иначе сам Всевышний вмешался, предотвратив роковой исход…
Вирфели: отец и сыновья
Не знаю, как эта семья оказалась в Бурлях. Но без Вирфелей рабочие Бурли лучшей их поры представить трудно.

Известно, что глава семейства Яков Яковлевич впервые сел на комбайн  в далеком – далеком 1935 году. И с той поры, как писала районка,  он ни на один год не расставался с сельским хозяйством, убрав зерновые за свою карьеру, как подсчитали те же газетчики в 1966 году,  на площади 18 тысяч гектаров. В том же 1966-ом, когда на шестом десятке лет перешел из слесарей – инструментальщиков в агрономы отделения, Яков Яковлевич был награжден орденом Трудового Красного Знамени.
Старший Вирфель не только сам в совершенстве овладел профессией комбайнера, но и обучил ей около десятка молодых механизаторов, в том числе собственных сыновей Владимира и Анатолия. Причем свой мастер – класс Яков Яковлевич давал прямо в поле, в загонке.

Уже по итогам жатвы 1965 года старший его сын Владимир был назван в числе лучших механизаторов района, скосив на свал 1110 гектаров зерновых и подобрав валки на 192 га. Да так навсегда и остался Владимир Яковлевич в списке самых авторитетных, самых уважаемых хлеборобов района советской поры.
«С хорошим настроением готовятся к полевым работам механизаторы бригады первого отделения Михайловского совхоза, возглавляемой Владимиром Яковлевичем Вирфелем. В безнарядной бригаде 17 человек. Каждый – настоящий хозяин земли. Нынче за бригадой закреплена площадь зерновых 4158 гектаров. Механизаторы намерены получить свыше 19 центнеров зерна с гектара, не мене 33 центнеров по интенсивной технологии », - с обычным для неё пафосом писала районка 25 марта 1986 года.
По стопам отца и брата пошел и Анатолий. К началу 90-х годов младший Вирфель возглавлял не только передовую полеводческую бригаду Бурлинского совхоза, но и совет трудового коллектива хозяйства. Мнением человека, специалиста коммуниста Вирфеля дорожили и власти, и работяги.
Но времена менялись. Веры партии, в которой он состоял, в народе становилось все меньше и меньше. Потому эффект разорвавшейся бомбы в начале выборной компании по выборам в Верховный Совет КазССР 1990 года вызвало заявление Анатолия Яковлевича о том, что кандидату в депутаты, первому секретарю райкома Демисеновой нет альтернативы. Оно так раззадорило взбудораженный перестройкой люд, что впервые в истории района на место, забронированное Вирфелем для партийного вожака, баллотировалось сразу шесть кандидатов.
Анатолий Яковлевич, похоже,  оставался непоколебим в своей вере доживающей последние дни КПСС до конца. По крайней мере, в апреле 1990 года в интервью районке он заявил, что партийная организация Бурлинского совхоза «имеет достаточно авторитета и веса, чтобы быть в авангарде трудового коллектива». Однако не все партийцы «соизмеряют дела и планы с деятельностью партии». А потому КПСС  требуется чистка! Дескать, «не надо ждать, пока те, кто в свое время удобно прикрывался партийными билетами, теперь сдадут их.  Таких надо гнать тем, у кого совесть чиста. Ведь то, что мы сейчас слышим в свой адрес, и есть результат пребывания в партии таких вот дезертиров… »

Таким вот они были – ударники коммунистического труда Бурлинского совхоза. И они несомненно построили бы коммунизм, если бы все были похожи на них, и если бы им не мешали, и в первую очередь - собственные вожди.
Владимир Максименко

            На первом фото слева направо: кузнец МТМ Виктор Балаклеец, Андрей Иванович Кремер, Елгин И.Г., Александр Александрович Третьяков.
            Фото Ивана Леймана и Светланы Горковенко.

Автор: Владимир Максименко

Дата: 2013-02-15

Просмотров: 837