«Не зажечь свечи за здравие и нельзя в помин души»
Не зажечь свечи за здравие
и нельзя в помин души.
Мне досталось испытание
быть ни мертвым, ни живым. Николай Носков
По какому-то наитию набираю в поисковом окне «Яндекса» имярек, который, можно сказать, всю жизнь хранит моя память: Носуленко Федор Федорович. И тут же, немедленно, будто того только и дожидаясь, на экране появляется: 12751 Носулежко Федор Федорович __.__.1917 __.12.1939 Тарановский РВК, Казахская ССР, Кустанайская обл., Тарановский р-н п/о 30/48 сержант пропал без вести __.02.1942
Все анкетные данные, вроде, именно того человека, которого ищу.
Кроме самой фамилии. Не НосулеЖко он. Носуленко.
Опускаюсь по списку… Всего Носуленко в нём 11. И в самом конце списка под номером 12761 - Носуленко Федор Федорович __.__.1919 __.__.1939 Федоровский РВК, Казахская ССР, Кустанайская обл., Федоровский р-н сержант пропал без вести __.03.1942
Он? Увы, нет. Определенно нет! Полный тёзка, может, даже родственник, но не тот Федор Федорович Носуленко, который мне нужен. Этот Носуленко на два года моего моложе, и призывался не Фёдоровским, а Тарановским райвоенкоматом.
В начале прошлого века мои предки по маме, украинские переселенцы, осели в селе Евгеновка Тарановского района. Там даже одна из улиц называлась Носуливка.
Значит? Да!
Номер 12751 НосулеЖко Федор Федорович, 1917-го года рождения как раз тот, кто мне нужен. «Н» на «Ж» в фамилии или ещё в загсе поменяли, или армейский писарь постарался. Таких случаев было сколько угодно.
Ну а несколько строчек из интернетовского «Банка данных погибших и пропавших без вести в период Великой Отечественной войны военнослужащих, призывавшихся с территории Казахстана» - первый для меня документ, хоть как-то проясняющий его судьбу. Подтверждающий, наконец, сам факт существования одного из двух братьев мамы на белом свете.
До этого был лишь портрет военного человека в шапке-будёновке в простой деревянной рамке на стене.
- Кто это? – спросил ещё пацаном у мамы.
- Дядя Федя, - ответила она.
Смуглый, чернявый, по словам мамы, он был похож на меня. Или правильнее, во мне она находила какое-то внешнее сходство со своим младшим и, похоже, любимым братом. Не знаю. По крайней мере, с сыном дяди Феди Юрием мы были похожи не очень.
Дядя Федя в середине 30-х после семилетки пошёл учиться в какой-то сельскохозяйственный техникум, кажется, на ветеринара. Окончил его. До призыва на действительную службу успел жениться.
Судя по тем скупым строчкам из «Банка», войну дядя Федя встретил в армии. Мама же, насколько помню, рассказывала, что на фронт он уходил из дому. - Не плачьте, не горюйте, - сказал родным на прощанье.- Ни в воде не утону, ни в огне не сгорю. Вернусь с победой.
Не вернулся.
Но и похоронки на него дед с бабой не получали. Только извещение «Пропал без вести». Теперь вот добытые в интернете скупые сведения уточнили, когда именно – в феврале 1942 года.
Что же это получается? А то и получается, что вот уже 70 с лишним лет нет дяди Феди ни среди живых, ни среди мёртвых. Где же он, тогда, спрашивается, может быть?
Мама говорила, что, вроде, было письмо от товарища дяди Феди, в котором он сообщил, что их эшелон попал под бомбёжку, в ходе которой дядя Федя и погиб.
Может быть. Но сколько их было за первые годы войны таких разбомбленных эшелонов?
Вот что нашёл о судьбе пассажиров одного из них в Интернете: «27 сентября 1941 года у деревни Холмище Кадуйского района Вологодской области при налёте немецкой авиации был разбомблен воинский эшелон, следующий на Ленинград. Погибло 340 советских солдат. Похоронили бойцов местные жители в двух братских могилах у железнодорожного полотна, личности не устанавливали, документы не изымали. Имена всех их до сегодняшнего дня, согласно карточкам воинских захоронений, неизвестны».
Вот так… «Личности не устанавливали, документы не изымали»
Хоть как-то, возможно, помогла бы расшифровка условного обозначения войсковой части п/о 30/48, где служил сержант НосулеЖко Федор Федорович. Увы! Пока не получается. И сам адрес не очень типичен для войсковой части. Что это за п/о? Что за ним скрывается? «Почтовое отделение» понятно. Но почему именно п/о, а не привычное в/ч или п.п. (полевая почта)?
… Словом, по-прежнему - «не зажечь свечи за здравие и нельзя в помин души».
А дяде Феде в декабре исполнится (исполнилось бы) 95 лет.
Автор: Владимир Максименко
Дата: 2012-05-08
Просмотров: 1352
Последнее фото
16 октября 2017 года...
Фотогалерею фронтовиков района смотрите в разделе «Просто фото»
Голосование
Как вы относитесь к намерениям властей переименовать улицы с советскими названиями?