Последнии комментарии
к фото
к статьям
Топ 10 статей по
просмотрам
комментам
Подробнее >>

«Надо ли было мчаться на зов: «Спасите Прагу! Спасите Прагу!»

Забыть об этом памяти трубить?
                                               Но где топор, что память враз отрубит?
                                               Никто, как русский, не любил других,
                                               Никто, как русский, так себя не губит…
                                                           Евгений Евтушенко

Фронтовиков почти не осталось…
?0-летие, как это ни грустно, даже цинично звучит, похоже, вообще не с кем будет встречать, И некому. Вслед за отцами и матерями уйдут дети фронтовиков. А для внуков и правнуков их – это будет совсем уже другой праздник.
Неровен час ещё и каяться, извиняться начнут за дедов и прадедов, чей тяжелый солдатский сапог уж очень невежливо обошелся с гадиной, подмявшей под себя пол – мира. «Бережней надо было бы… аккуратнее… осторожнее». – попрекает сегодня своих освободителей чуть ли не вся «объединенная Европа», как то враз вдруг запамятовавшая, на чьих костях она стоит, «оставляя нам самим решать вопрос, ещё стоявший перед Кутузовым: надо ли было, освободив собственную территорию, продвигаться , засыпая её столь досадно для неё большим количеством костей?!»
Закавыченные строки из статьи Ксении Мяло «Посвящение в небытие», опубликованной в августовской 1990 года книжке «Нового мира». И продолжу её же словами, потому что сказала она как раз то, что хотелось сегодня сказать и мне. С болью и презрением ко все хулителям нашей Победы.
«Надо ли было мчаться на зов: «Спасите Прагу! Спасите Прагу!» Потому что если дождались там, не дождались здесь – в калужских, уральских, сибирских деревнях, узбекских кишлаках… До сих пор не было принято говорить об этом, да и сейчас, наверное, сам по себе вопрос «Надо ли было нам освобождать Восточную Европу?» вызовет массу протестов, а то и возмущение. Все время как-то естественно подразумевалось, что, что спасенный блеск европейских столиц перевешивает сиротскую тоску не отмеченных на карте, никому не ведомых каких-нибудь там Макаров или Новосёлок, Но события последних месяцев, массовые осквернения могил в Польше, Венгрии, Чехословакии, наконец, ГДР, подчеркнутое стирание самой памяти о тех, кого встречали в 1945 году, уже не скрываемая, рвущаяся в письмах боль людей, чьи близкие остались там, не позволяет боле уклоняться от него.
            Легче всего уйти от ответов, сославшись на жестокость навязанных освобожденным народам режимов, на 1956 и 1968 годы, и все это будет правда, Но только вот лежащие в могила не дожили ни до 1968, ни даже до 1956 года, так почему же мстят именно им?
            … Сколько ушло от вас, сколько вернулось? – спрашиваю я всякий раз, бывая  в центрально-русских или северных деревнях. В среднем число невернувшихся на среднее же – не самое крупное село составляет 40-50 на 50-60 ушедших; есть такие, куда не вернулся никто, есть те, которым повезло больше, Но даже взяв неправдоподобно малую цифру 20, можем подсчитать, что только для Чехословакии в жертву было полностью принесено мужское население около 7 тысяч деревень, Столько же – для Венгрии. Во имя Польши возможность возрождения  - в буквальном смысле слова утратило более 30 тысяч их…»

Пронзительные, иначе не скажешь, строки. Страшная «бухгалтерия». И пропорции безвозвратных потерь, выведенные  Мяло, вполне применимы и к нашим селам, куда. не вернулись  с войны  около 2 тысяч наших земляков. Мужское население, по меньшей мере, пяти, совсем немноголюдных тогдашних наших населённых  пунктов.
Во имя блеска каких  праг. варшав, берлинов и будапештов сложили головы ну хотя бы три десятка солдат из Кзыл-Ту? Они ушли, оставив на полях трактора, за рычаги которых пришлось сесть их женам, матерям, подросткам. В результате такой замены собранного осенью 1943 года урожая (58 тонн) здесь не хватило даже на семена и пропитание. «Колхоз живет только за счёт продпомощи», - отмечал уполномоченный райкома.
Урон, нанесенный войной этому селу, так и не удалось восполнить в мирные годы. Посёлок сначала был зачислен в разряд неперспективных, а потом и вовсе исчез с карты без всяких бомбежек..

Да что там на Европу кивать !
Никто так не унизил, не оскорбил победителей, как мы сами. Главная трагедия или фарс в том, что по привычке, по инерции отмечаем праздник страны, которой уже нет на карте, праздник народа, которого не стало вместе со своей страной. И в страшном сне такое не могло бы присниться тем миллионам и миллионам , что лежат в земле сырой под Вислой, Дунаем, Эльбой, Шпрее. Ведь не за «суверенную Россию», «независимый Казахстан» и «незалежну Украйну » поднимали в атаки бойцов политруки и командиры, как правило, с партбилетами членов ВКП(б) – Всесоюзной коммунистической партии большевиков в карманах гимнастёрок

Жизни скольких дорогих моих стариков укоротила горбачевская перестройка,  ельцинская вакханалия… «Власов одну армию сдал, а эти всю страну, пол-Европы, - писал мне с горечью оскорбленный и униженный переменами «сталинист Петров», - за что только кровь проливали?»                   

Автор: Владимир Максименко. Из предисловия к книге «Дорогие мои старики»

Дата: 2012-05-08

Просмотров: 1035

Комментарии к этой статье:

Комментарий добавил: Artstudio
Дата: 2012-05-08

Слава Героям! Благодарю за статьи, посвященные Дню Победы ... глубоко трогают, ком в горле. Вечная память Воину-освободителю!