Рвётся, рвётся и всё ни как не порвётся… «паутина мракобесия»
В апреле 2006 года Карабалыкская община отметила свой полувековой юбилей. Основали её репрессированные советской властью немцы, для многих из которых религия была последней опорой в жизни, а полулегальные собрания и общины, единственным местом, где можно было говорить на родном языке. Власти преследовали баптистов, запрещали им собираться, травили лидеров, выживали с насиженных мест семьи самых упрямых и несговорчивых 11 июля1963 года
Атмосферу тех дней прекрасно передаёт статья «Рвётся паутина мракобесия» уже знакомого читателям Александра Алексеевича Басова, опубликованная районной газетой 11 июля1963 года. Читайте.
… В пятидесятых годах в Комсомольце активную деятельность стали развивать тайно наезжавшие баптистские проповедники. Подняли головы и местные пресвитеры. В итоге появились секты всех мастей, вплоть до трясунов. Щупальцы мракобесов простирались всё дальше и дальше. Они уже не довольствовались вербовкой сторонников только посёлка Комсомолец, а распространили своё влияние на Надеждинку, опытную станцию и другие посёлки. Общественные организации с опозданием, но всё же заметили подозрительную возню сектантов, принимавшую серьёзный оборот. Годы усиленной работы актива намного сузили рамки действовавших тихой сапой сектантов. Многие из них, не выдержав натиска воинствующих атеистов, выехали за пределы района, а многие притаились и переменили тактику. Действуя исподтишка, боясь быть до конца разоблачёнными и чувствуя, что зыбкая почва мракобесия уходит из-под ног, баптисты перенесли огонь на самое юное поколение - детей.
Это особенно чувствовалось в школе имени Горького. Нет-нет и раздастся вдруг змеиное шипение враждебной идеологии: ведь дети лучший барометр того, как они воспитываются дома, чем дышат их родители. Налёт отчужденности к коллективу сверстников, демонстративное отрицание всех норм общественной жизни школы проявляли десятки учеников детей баптистов.
В школе, конечно, не дремали. Принимались меры по выявлению родителей-сектантов, проводились с ними беседы на дому, иногда по десять – двадцать раз. Учителя поставили себе цель – любой ценой оторвать школьников верующих родителей от вредного дурмана. Сектантов приглашали в школу на слушание лекций на атеистические темы, убеждали их против морального калечения детей. Те слушали, упорно отмалчивались и внешне ничем себя не проявляли. Но упорством родительского коллектива всё же была пробита брешь в молчаливом сопротивлении «божьих людей». Сектант – что иезуит. Так же вкрадчив, внешне спокоен и даже любезен, ничем не выдаёт своего раздражения, и лишь по едва заметным признакам видно, как клокочет в нём ненависть ко всему передовому, к тем, кто вторгается в его тёмную душу.
Сектант Шотт говорит: - Наши дети учатся хорошо. Они не хулиганят, ну и ладно. Так зачем же под воспитание детей подводите политику? Воспитание своих детей – наше частное дело.
На родительских собраниях неверующие отцы и матери сами брали в оборот сектантов, гневно осуждали их за запрет вступать детям в пионеры. В ответ всё тоже: «Наши дети сами не хотят участвовать в общественной жизни. Потом, ведь пионерская организация дело добровольное, и вы не имеете права принуждать и к вступлению в пионеры». Этот аргумент казался сектантам решающим козырем в борьбе за детские души…
Ещё два года назад разъяснительная работа с родителями-сектантами строилась в основном на беседах и лекциях. Помогало, но мало. Тогда стали приглашать их на лекции с применением наглядных пособий. Биолог Капитолина Константиновна Хорькова и другие учителя провели ряд лекций с показом химических опытов «О чудесах и приметах» с «обновлением» икон, о «самовоспламеняющих» свечах и т.д. Баптисты не выдерживали и покидали зал.
Учителя видели и знали, что детям сектантов хочется вступить в пионеры и разделять с ними радость детства в кругу шумной пионерской дружины, но страх перед родителями заставлял запуганных ребят, как улиток, прятать головы в свои раковины, замыкаться. Было решено не оставлять детей в покое, будить в них хотя с виду и инертную, однако от природы пытливую ребячью мысль. Договорились всем коллективом систематически расшатывать в них веру в нелепости религии…
На уроках каждый держал свою линию. Щетинина Вера Александровна, Чернышева Раиса Андреевна, Кудревская Зинаида Ивановна да и все остальные многие уроки строили по особым планам. Если, например, идёт язык русского языка о пословицах и поговорках, то их учительница все подберёт на антирелигиозную тему. На уроках литературы обязательно демонстрировались репродукции великих русских художников, то знаменитых картин Репина «Крестный ход», «Исповедь», то картина Перова «Чаепитие в Мытищах»… Тут же заставляли написать сочинение по этим темам и в том числе о сектантах.
Если, например, биолог ведёт урок о видах и размножении бактерий, то обязательно разъясняет с помощью плакатов о действиях прививок и уловках знахарей. Само собой разумеется, что уроки истории давали обильный материал по разоблачению религиозного дурмана.. В итоге проведенной работы в настроении детей сектантов наступил перелом. Некоторые из них уже недвусмысленно намекали о желании вступить в пионеры. Но для полной инициативы смелость требовалась и от детей. Как заручиться их согласием на вступление в пионеры? Стали тогда об этом вопросе помещать заметки в одну из школьных стенгазет и вывешивать её проходной завода и в первом цехе. На заводе есть сектанты, а в первом цехе работал их пресвитер Варкентин. На него то и навалились на цеховом собрании коммунисты и беспартийные рабочие. - Если вы будете нажимать насчет детей, то я покину цех и выеду из поселка. Неужели нельзя обойтись мирным путём?
Ответ ему дал начальник цеха Леонид Терентьевич Сотник: - Мира между нами быть не может. Мы будем воевать с мракобесами до конца.
В марте, кроме завода, было проведено открытое партийное собрание в Кустанайском совхозе. С докладами о воспитании детей выступили директор школы Владимир Яковлевич Дик и учителя классов. В основном речь шла о детях сектантов. Как и полагается всыпали бухгалтеру совхозной конторы Бергу. - Ты же, - говорили ему коммунисты, - живёшь на советской земле, пользуешься всеми благами, а в воспитании детей нам вредишь?
Учитель А.А. Гольдаде распространял среди немецкого населения газету «Нейес Лебен». Подписав более ста экземпляров, решил пойти на квартиры баптистов. Некоторые встречали его злобно, но всё же подписывались.
Бес сомнения начал точить сектантов. Иногда спрашивали:
- А если дети, вступив в пионеры, будут продолжать молиться, это хорошо будет?
Пятиклассник Яша Фотт однажды говорит учителю: - А ну их с молитвами, хочу быть пионером, У нас Ванька дома всё время с отцом из-за этих молитв скандалит.
Когда сказали об этом отцу, то Фотт старший рассудил так? «Его не стоит принимать в пионеры, он плохо учится». Но мальчик учился хорошо.
Ученица Вера Н. на вопрос учителей, хочет ли она быть пионеркой, всегда потупив глаза отвечала : «Нет». Но видно было, что говорит она это против своей воли, запугана матерью, заявлявшей, что в одном доме двух вер не может быть.
Восьмого марта в честь праздника женщин для родителей в школе было устроено чаепитие. После чая пионеры построились, чтобы идти на концерт, а дети сектантов стояли в сторонке. Матери спросили: - А почему они без галстуков и стоят особо? - Это дети баптистов, не пионеры.
Ну и попало же здесь сектантам, в открытую женщины заявляли, что баптисты превращают своих детей в отщепенцы.
- Ну что ж, - отвечали святоши, - вступят и они, бог даст, вступят в пионеры, пусть встанут в строй.
Лёд заговора тронулся.
Наступили в апреле ленинские дни. В доме культуры собрались пионерские отряды, чтобы принять в свои ряды новых членов. Поднимались на эстраду школьники и, салютуя, клялись пионерскому знамени в верности борьбе за дело Ленина. Обстановка была не только торжественной, но и трогательной, волнующей. Вера Н. не выдержала. Выскочив на эстраду, крикнула: «Пусть мама теперь хоть треснет от злости, а я буду пионеркой». И, сняв с первого попавшегося ей под руку пионера пионерский галстук, повязала его себе. Отсалютовав, гордая и счастливая, спустилась под аплодисменты всего зала к новым друзьям. В тот день в пионеры было принято 13 детей сектантов, а вскорости одна ученица вступила в комсомол. Это из 22 школьников двадцати сектантских семей. Варкентин, Панкрац, Байер и ещё две семьи самых закоренелых сектантов, не выстояв против атаки атеистов школы, ретировались из района, надеясь найти где-нибудь тихое пристанище. Вряд ли у них что-либо выйдет, напрасная надежда. В Комсомольце теперь остались единичные семейные гнёзда мракобесов, и важно из их цепкой паутины вырвать остальных детей.
Александр Басов
На первом фото: Андрей и Анна Ремпель , всей семьей навестившие родной посёлок после долгой разлуки летом 2007 года, по себе знают, что такое травля и преследование. Ведь Анна – дочь Генриха Петерса, первого пресвитера, по сути, основателя Карабалыкской общины.
Не избежала преследований и унижений и семья Николая Янцена (снимок 2).
Два последних снимка сделаны в Доме молитвы всех народов по улице Лермонтова, 11 в часы юбилейного богослужения.
Автор: Александр Басов
Дата: 2012-03-28
Просмотров: 949
Последнее фото
16 октября 2017 года...
Фотогалерею фронтовиков района смотрите в разделе «Просто фото»
Голосование
Как вы относитесь к намерениям властей переименовать улицы с советскими названиями?