Последнии комментарии
к фото
к статьям
Топ 10 статей по
просмотрам
комментам
Подробнее >>

Никому из «распущенных» на паперти стоять не придётся

Вот и  случилось то, что давно пророчил казахстанский политический Глоба, многолетний советник президента Е. Ертысбаев и о чём  судили – рядили в последнее время журналисты с политологами.

            Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев подписал указ о роспуске мажилиса парламента страны четвёртого созыва и назначил  внеочередные выборы депутатов мажилиса, избираемых по партийным спискам, на 15 января 2012 года. Таким образом, отпущенные ему действующей Конституцией сроки не выжил ни один из созывов нижней палаты парламента.

            « Традиция эта была заложена ещё Верховным советом 12-го созыва. Он был избран весной 1990 года на пять лет, но уже в декабре 1993 года объявил о самороспуске. Следующий, 13-й созыв оправдал свой несчастливый порядковый номер, не проработав и года. Его распустил президент в соответствии с решением о признании выборов незаконными. После этого число созывов «обнулили», так как в августе 1995 года была принята новая Конституция, в соответствии с которой в Казахстане появлялся двухпалатный парламент.

            В декабре 1995 года был избран мажилис первого созыва. Он проработал не пять лет, как ему было положено, а чуть меньше четырёх – до ноября 1999 года. Осенью 1999 года изменилась система: теперь в нижнюю палату надо было выбирать не по мажоритарной системе – в избирательных округах, а по смешанной. Так был избран мажилис второго созыва – единственная в казахстанской истории нижняя палата, проработавшая «от звонка до звонка». Это был, наверное, и самый неудобный мажилис – там бушевали представители четырёх политпартий, включая коммунистов, а ещё масса оппозиционно настроенных депутатов, избранных по округам. Между прочим, спикером того мажилиса был Жармахан Туякбай – ныне один из самых отъявленных оппонентов действующей власти.

            В сентябре 2004 года был избран третий созыв парламента. Я бы назвал его легендарным, ведь спустя менее трёх лет эти люди фактически признали себя тормозом реформ. Впрочем, это не помешало большинству из них пройти в новый состав мажилиса. Прошли они по партийному списку партии «Нур Отан», которая взяла все места в нижней палате парламента, получив более 88% голосов на выборах 2007 года. Ни одна другая партия, напомню, семипроцентного барьера не преодолела и, соответственно, в мажилис не попала.

            У мажилиса четвёртого созыва были все шансы повторить рекорд второго созыва: им оставалось всего ничего – продержаться до августа 2012 года. Они выдержали лавину слухов о грядущем роспуске сразу после досрочных выборов президента, затем – о назначении досрочных выборов уже в 2011 году. Они усидели даже тогда, когда Ермухамет Ертысбаев, кажется, только из утюга не говорил о необходимости избрания нового состава парламента», - пишет колумнист газеты«Мегаполис» Данила Ювачёв.

            При таком раскладе проще было бы изменить соответствующую  статью Конституции, предоставив президенту право собирать и  распускать мажилис когда ему только заблагорассудится.

            Поводом для очередного роспуска  стало письмо-обращение к главе государства, в котором 53 депутата (от списочного состава 107 человек) 10 ноября заявили онеобходимости распустить мажилис и провести досрочные выборы в него. Мотивировали они своё решение следующими факторами:

            "Первое. В следующем году ожидается новая волна мирового финансового экономического кризиса, ее характер и масштабы не предсказуемы и могут затронуть экономику Казахстана. В этой связи важно быстрее, до наступления мирового экономического кризиса, пройти через избирательный цикл в Казахстане, это позволит всем государственным органам, правительству и парламенту, не отвлекаясь на проведение выборов, сосредоточиться на реализации антикризисных мер.

            Второе. В мире сейчас нестабильно. В Европе целые государства испытывают серьезный кризис экономики, в Казахстане, благодаря проводимому курсу, сохраняется стабильный рост экономики, осуществляется социальная модернизация, важно через ускоренное проведение избирательного цикла сохранить эту тенденцию, обеспечить преемственность проводимой политики.

             Третье. Казахстан в 2011 году отмечает 20-летие своей независимости, это важнейший рубеж в развитии страны, в следующем году Казахстан фактически вступает в новый этап в своем развитии, и будет символично и важно его начать с новым обновленным правительством и парламентом.

            Четвертое. В соответствии с действующим законодательством следующий парламент независимо от итогов выборов будет сформирован не менее чем из двух политических партий. В этой связи целесообразно, не затягивая, реализовать этот демократический механизм, позволяющий сформировать многопартийный парламент. Данный шаг будет символизировать приверженность Казахстана идеям многопартийности и политического плюрализма.

             Пятое. В следующем году наступают сроки проведения выборов как депутатов мажилиса парламента, так и маслихатов, целесообразно совместить их и провести одновременно. Это позволит в условиях мирового кризиса не затягивать на долгий период избирательный цикл, кроме того, данная мера позволит значительно сократить затраты бюджета на организацию и проведение выборов.

            Шестое. В Казахстане осуществляется масштабная программа индустриально-инновационного развития, перед парламентом стоят большие задачи законодательного обеспечения реализации данной программы, в этой связи формирование нового депутатского корпуса важно для реализации данной задачи".

            Вот как прокомментировал  аргументацию «53-х» уже знакомый нам Данила Ювачёв: « Все заявление о необходимости роспуска проникнуто девизом «Пока не началось», прямо как в известном анекдоте. Депутаты предлагают их распустить, пока не начался кризис, пока не наступило 20-летие независимости, пока не захлестнула нестабильность, пока двухпартийный парламент ещё может восприниматься как шаг вперёд в развитии демократии… Беспокоит меня только одно: никаким демократиям в мире не мешают ни кризисы, ни пятна на солнце, ни комета Галлея. У них положено проводить выборы раз в пять лет – они проводят. Одна страна, к примеру, уже больше 200 лет проводит выборы президента «в первый вторник после первого понедельника ноября» каждого чётного года – хоть ты тресни. Кстати, они опять собираются этот трюк провернуть в ноябре следующего года – аккурат в разгар предугаданного нашими мажилисменами кризиса».

            «Воля ваша, но не вижу я логики в действиях 53 подписантов обращения к президенту страны с просьбой распустить парламент! – поддерживает коллегу другой журналист «Мегаполиса»Сергей Туник. -  Сколько лет они елозили нам по ушам, что нынешний законодательный орган вполне боеспособен. Но, видимо, столько лет в одной партии и однопартийном мажилисе – это как групповой секс, такая бесконечная идеологическая оргия, по итогам которой отдельным господам так и не довелось испытать радость удовлетворения от содеянного»

            Далее Туник советует электорату не особо печалиться о судьбе осташихся без насиженных мест мажилисменов: «Есть ли жизнь после парламента? Есть. И вполне себе безбедная. По словам одного из инициаторов роспуска – депутата Виктора Рогалёва, пособие по безработице без пяти минут бывшим «народным избранникам» будут выплачивать по 600 тысяч тенге отступных в течение трёх месяцев. Типа, пока работу по душе не найдут. Парламентарии от «народа», не прибедняйтесь! Никому из вас на паперти стоять не придётся».

Автор: Владимир Иванов

Дата: 2011-11-16

Просмотров: 768