Последнии комментарии
к фото
к статьям
Топ 10 статей по
просмотрам
комментам
Подробнее >>

Кособа: «остров невезения»

В 1988 году вопреки протестам общественности в лице старожила, ветерана журналистского и педагогического труда  Умирзака Ескендирова, по инициативе  восемнадцатого его директора И.П. Момота совхоз «Карабалыкский»  был переименован в «Кособинский». Это было вызвано тем, что почта часто путала Карабалыеский совхоз с другими  по сути одноименными хозяйствами, и в первую очередь  с Карабалыкским откормсовхозом  и Карабалыкской сельскохозяйственной опытной станцией. Но смена названий ничего не изменила в незавидной судьбе  преемника Карабалыкского мясосовхоза № 487. И тот и другой оказались далеко не самыми удачными проектами советской власти.
Не оправдал надежд и чаяний
Всё, что тут пытались сделать, совершить  шло трудно, с огромным напряжением и затратами и никогда  не приносило желаемых результатов во всей их полноте. С треском провалилась затея с гигантом – мясосовхозом, не оправдал возлагавшихся на его надежд и  чаяний совхоз «Карабалыкский -Кособинский». 
Меньше его ежегодно в десятой и одиннадцатой пятилетках производили зерна лишь целинные Славянский и Урнекский  совхозы. Как отмечалось на майском 1987 года пленуме райкома партии, 18 процентов посевных площадей Карабалыкского были заовсюжены, в результате нарушения технологии внесения почвенных гербицидов засоренность полей в 1986 году возросла до 32 процентов. Из года в год увеличивался дефицит механизаторских кадров. Опытные, знающие себе цену работяги здесь, за редким исключением, не задерживались
Первоцелинник Дмитрий Павлович Игнатенко как раз одно из таких исключений. До пенсии трудился на тракторе и комбайне не хуже всех районных звёзд. Но не попал в их число, а значит и зарабатывал меньше,  лишь потому, что возделывал куда менее плодородные по природе своей земли, чем они. Чтобы набить на уборке бункер комбайна зерном, ему приходилось затрачивать времени  примерно в два раза больше, чем коллегам из «урожайных» совхозов. Игнатенко не раз предлагал при подведении итогов, начислении заработной платы учитывать выработку комбайнеров дифференцированно, с учётом бонитета земель, средней урожайности и т.д.  Но услышан Дмитрий Павлович так и не был.
  Не лучше обстояло дело и с производством мяса  и молока. Хотя  животноводы здесь были, не хуже чем в других хозяйствах. Не даром одним из первых животноводов района орденом Ленина в 1966 году был награжден скотник первого отделения Гаязтдин Кашапович Кашапов.
  Весьма запущена была и социальная сфера, особенно в отделенческих посёлках. Строили жилья в  Карабалыкском и мало, и некачественно. В результате за 1985-1987 годы, как отмечалось на майском 1987 года пленуме райкома компартии, число жителей округа сократилось на полторы сотни человек. Вероятно, в надежде уменьшить  дефицит рабочих рук,  в  Карачакуль  осенью 1992 года была направлена крупная партия переселенцев из Монголии: 132 человека, 31 семья. Но обустроить как следует оралманов в совхозе не сумели. Район же помочь совхозу ничем не мог, у него без того хватало проблем. Через некоторое время оралманов в Карачакуле и след простыл.
Щедрые на обещания!
В начале 90-х часто можно было услышать выражение: «рынок всё расставит на свои места». Он и расставил. Если плодородные земли района были сразу же прибраны к рукам, то  богатенького Буратино – инвестора, готового «вложиться»   в  поля первого и второго отделений совхоза «Кособинский» с их весьма скромным бонитетом, долго не находилось.
Наконец  в 2004 году интерес  к кособинским залежам проявил крупный инвестор из южной столицы под солидной вывеской: ТОО «Компания КазАгроРесурс». «Схема нашего проекта такова: создание на местах машинно-технологических станций, оснащенных высокопроизводительной техникой, позволяющей внедрить мировые достижения в производство зерновых и масличных культур.  Все это позволит сделать растениеводство высокорентабельным», - широковещательно трубил  инвестор,  суля кособинцам  золотые горы, молочные реки.
Вскоре в распоряжении расторопных южан оказались земельные паи трехсот с лишним человек и около 20 тысяч гектаров полей. Натащив в Кособу невиданной еще здесь импортной техники, начали хозяйствовать, обещая поставить на современную  основу производство зерна пшеницы, рапса, подсолнечника, льна, заготовку сена. Но тем всё, к большому огорчению кособинцев, и  кончилось. Ушел «КазАгроРесурс» из округа, как будто его здесь никогда и не было. А все его здешние приобретения: машдвор, ток, тысячи гектаров земли оказались в распоряжении очередного таинственного незнакомца - ТОО «Байлык Жер», что в переводе с казахского, кстати, означает «щедрая земля».
Грустно, если не сказать страшно
На всех трёх бывших отделениях совхоза сегодня едва ли наберется три-четыре десятка дворов. Больше других повезло Карачакулю. Но и здесь ни одного объекта соцкультбыта, нет школы. А значит село обречено. Сегодня остаются здесь лишь те, кому больше деваться некуда. В самом начале всех губительных пертурбаций  покинул  Карачекуль прославивший в  80-е его на всю страну  знаменитый пчеловод Александр Иванович Волохович.  Пчелиные семьи-гиганты народный академик пчеловодства, как называли А. И. Волоховича в Москве, в лучшие годы выдавали «на гора» около четырёх тонн мёда!
А вот Александр Михайлович Кравченко, проработавший много лет здесь управляющим отделения, не покинул в трудный час свою Берёзовку .  Для горстки последних из  березовцев он как был, так и остаётся управляющим, всегда готовым придти на помощь.  Ничего не осталось  от былой «красы и гордости»  села – крупного свиноводческого комплекса, на котором заправляла деятельная, энергичная Вера Ивановна Бартыш.
Чем дальше, тем очевидней, что новых хозяев в первую очередь волнуют только свои собственные проблемы. Порой и рады они помочь гибнущим сёлам, бедствующим людям, да силёнок не хватает. Рано или поздно, сталкиваясь с дилеммой: помогать или разориться, они делают выбор, конечно же, в свою пользу. Несколько лет тащил на себе всю социалку Назаровки Сайранбек Касымович Акзамов. Один год даже зарплату учителям местной школы из собственного кармана выплачивал. Но в конце-концов надорвался и он. А от Назаровки в год 50-летия её нахождения в составе района остался лишь памятник Кирову, чьё имя носил предшественник-колхоз (смотрите у нас «Назаровка, читай Мазаровка»).
Назаровка, кстати, – родина Лаврентия Игнатьевича Тарана, первого председателя Кустанайского облисполкома (уисполкома).  Его имя до сих пор носит одна из улица в Кустанае, и долго носил - один из районов области. Но ни в родном селе, ни в районе никогда Лаврентия Игнатьевича особо не почитали. Нигде даже таблички было не найти с этим именем, не то что улицы. Последний кто знал, где стояла «хата» Тарана, был назаровский старожил, фронтовик, колоритнейший усач, интереснейший собеседник Михаил Васильевич Киященко. Он и показал это место журналисту Еркену  Карманову, который, наверное, был первым, да, пожалуй, и последним, кто вспомнил о Таране накануне 70-летия революции 1917-го года. 
 Грустное, если не сказать страшное зрелище представляет собой и сама Кособа. Развалины на развалинах. Оазисом в пустыне выглядит  школа.  Отремонтированная, ухоженная,  какой  не была, наверное, и в лучшие свои годы. Вот только учащихся осталось всего ничего. Горстка. В освободившиеся, ставшие лишними школьные помещения перебралась врачебная амбулатория, участковый инспектор полиции, библиотека, акимат. Магазинов, которыми везде сегодня  хоть пруд пруди, и тех в Кособе нет.  Лишь несколько предприимчивых людей   торгуют продуктами, товарами первой необходимости на дому. Да  федоровские коробейники порой навещают.
Так что акиму округа, бывшей учительнице Карлыгаш Улазбековне Бердыгуловой, уволенной в 2003-м и возвращенной к должности в 2005-м году, не позавидуешь. Как никто в районе не завидовал её предшественнице Галине Ефимовне Лазаревой, тоже, между прочим, из учителей. Честно, добросовестно тянула свою лямку. Надеясь, что-то изменить, исправить в жизни свои земляков.
Лучшие из «островитян»
В пасмурном своём настоящем кособинцы больше живут прошлым, чем будущим. В начале мая 2007 года свыше трехсот выпускников одной из старейшех школ район  - Кособинской собрались в ее стенах, чтобы отметить её 70-летие и 50-летие первого выпуска средней школы. Практически все затраты на торжество взял на себя представитель коренной кособинской семьи Темирбаевых - Абдибек. Приехал навестить школу и его дядя - доктор медицинских наук, профессор Максут Абуович  – один из восьмерых детей Абу и Кымбат Темирбаевых.
  Перед самой войной, окончив  краткосрочные курсы,  Абу Темирбаев стал директором мясомолочного совхоза № 487, а в 1941 добровольцем ушёл на фронт. Вернувшись, не раны свои отправился в больницу долечивать, а в райком – просить работу. Предложили вернуться в директорское кресло. Отказался. Принял отделение Саламат. 22 года, пока были силы, «командовал» здесь фронтовик, заработав главный  орден страны Советов – орден Ленина. Медалями «Материнская слава» второй и третьей степени и «Кумис алка» была награждена супруга Абу – Кымбат. Кстати, именно её отцу Абдибеку Самбаеву принадлежал до революции 1917 года аул Саламат. Этот же аул - родина ещё одной нашей знаменитости - Еркеблана Мусрепова,  много лет возглавляющего академический оркестр казахских народных инструментов имени Курмангазы.
На Кособинском «острове невезения» жили прекрасные люди: работящие, талантливые, добрые, хлебосольные. Более тридцати лет отдала совхозу Софья Семёновна Иващенко. Она в числе первых женщин Страны Советов по примеру Паши Ангелиной села на трактор, единственная в области была награждена самыми подходящими для неё тремя орденами Трудового Красного Знамени.
 Одним из первых в округе перешёл на «вольные хлеба» Кенжетай Каратеевич Исмухамбетов, двенадцать лет проработавший управляющим третьего отделения (Карачакуль). В 1990 году этот стойкий, жизнерадостный человек, потерявший в результате несчастного случая одну из рук, понимая, как нелегко ему придётся на тех «вольных хлебах», тем не менее, оставив своё «кресло», подался в арендаторы. Взяв на двоих с сыном почти 500 гектаров земли. На вопрос, почему расстался с «портфелем»,  отвечал: «Устал. Устал быть за всех в ответе. За то, что кто-то не вышел на работу. За то, что нет материалов для строительства и ремонта жилья, запчастей – для техники. За все большие и малые неурядицы односельчан.  Устал погонять людей и самому быть мальчиком для битья. Захотелось самостоятельного, живого, конкретного дела».
И сколько таких достойных имён ещё можно вспомнить и назвать…


ФОТО1  Дмитрий Павлович ИГНАТЕНКО. Он тоже уже уехал из Кособы.
ФОТО 2 Александр Михайлович КРАВЧЕНКО с внуком Сергеем.
ФОТО 3 Эти книги из упраздненной Назаровской библиотеки спас С. .К. АКЗАМОВ. Разберет мешки, расставит томики на полках Татьяна Николаевна СЫТНИК и… попрощается с библиотекой. При двух детях – студентах ни её, ни мужа не устраивают нынешние заработки. Вот и отправляются вслед за многими и многими своими односельчанами искать лучшей доли на стороне.
На остальных фото современные кособинские уличные пейзажи

Автор: Владимир Максименко

Дата: 2010-07-22

Просмотров: 3132