Последнии комментарии
к фото
к статьям
Топ 10 статей по
просмотрам
комментам
Подробнее >>
Подробнее >>

«Чтоб сонное и сытое бездушье не овладело памятью людской…» Стихи и проза бывших журналистов районки

Творчество самых ярких, самых заметных журналистов районки, отмечающей своё 80-летие, одними газетными жанрами не ограничивались. Писали стихи, прозу:  Валентина Байбуленко, Людмила Миронова, Татьяна Фот, Валерий Диденко, Григорий Яровой, Александр Гребенщиков, Сергей Прачёв, Виктор Зайков, Александр Шилкин, Еркен Карманов, Ирина Классен, Геннадий Кригер…
В предлагаемой подборке  - рассказ И. Классен, прозаический этюд А. Шилкина, стихи С. Прачёва, В.Диденко, А. Гребенщикова. Неплохая, кажется, компашка получилась…

ТРИ ИСТИНЫ
Есть три святые истины на свете:
Отечество, Родители и Дети!
И как бы не терзали нас года,
Должны об этом помнить мы всегда.

Великий грех не помнить, что берёза –
Есть колыбель народа на Руси!
Роса зари – невысохшие слёзы
Отчизны, не услышавшей – Прости!

В безумстве дней, спешащих в жизнь упрямо,
Через хрустящих долларов полёт
Грех забывать, что есть на свете мама,
Которая годами писем ждёт…

И глупо думать, что года не старят,
Что сила будет вечная в груди.
…Навстречу каждый день шагает старость.
Её увидеть надо впереди.  

Есть три святые истины на свете:
Отечество, Родители и Дети!
Сергей ПРАЧЁВ
26 сентября 1998 года.

            ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ
Утро. Сквозь прореху в ситцевой занавеске солнечный луч скользнул по неубранному столу, старенькому ситцевому одеялу и осветил личико спящей девочки. Она смешно сморщила носик, чихнула и проснулась.
Леночка села, огляделась. В комнате никого кроме неё не было. Звонко шлёпая  босыми ножками, девочка направилась в кухню. Но там не было никого. У Лены слегка кружилась голова, она плохо спала. И теперь со страхом вспоминала, как ночью папа и мама ругались между собой, а потом с соседской бабушкой. Лена не понимала, почему ссорились родители, почему бабушка грозилась милицией. Она просто лежала, не шевелясь, и беззвучно плакала.
Сейчас ей было уже не так страшно. Она думала лишь о том, куда девалась мама. Папа, конечно, ушёл на работу, но  где мама? Лена подошла к столу, поковырялась в остатках вчерашней пирушки. Не найдя ничего, стала одеваться. У дверей Лена вдруг вспомнила, что у неё сегодня день рождения, пять лет. Вчера мама, когда была ещё трезвой, сказала ей об этом. «Наверное, мама за подарком пошла», - подумала девочка и открыла дверь. От этой мысли Лене сразу стало хорошо, и она весело выскочила во двор.
В песочнице усердно ковырялась маленькая Танюша, с которой Лена иногда играла, при этом покрикивая на малышку рассерженным маминым голосом. Зная, что у Танюшки всегда что-нибудь вкусненькое, Лена, воровато оглядевшись по сторонам, подошла к девочке и тут же ловко запустила руку в карман её платьица. Лена часто поступала так, конечно, когда никто не мог её видеть.
Съеденные в укромном уголке вытащенные из Таниного кармашка конфеты, только напомнили Лене, что она ещё ничего не ела. Время шло к обеду, а мамы всё не было. Лена села на скамеечку и стала думать о том, что подарит ей мама. Может, большую куклу или качели, как у Тани. А может быть – красивое новое платьице или туфельки, старые то совсем развалились.
Вдруг послышались чьи-то шаги. Но это была не её мама, а мама Тани. Она несла сетку, полную больших краснобоких яблок. Лена так жадно впилась взором в эти яблоки, что женщина остановилась. Достала из сетки два яблока и протянула их девочке. Молодой женщине почему-то стало стыдно о того, что она ничего не сделала для этой девчушки. «Что-то надо делать! – в который раз подумала она. – Но что?»
Лена уже доедала второе яблоко, когда увидела маму. Радостно вскочила со скамеечки и побежала её навстречу. Но матери было не до ребёнка. С похмелья разламывалась на части голова, а подлечить её было не на что.
- Куда несёшься, иди себе играй, - грубо остановила она бросившуюся к ней девочку. И всё же, ещё надеясь на чудо, Лена робко заглянула в сумку. Там лежали только две пустые бутылки. Горькие слёзы навернулись у неё на глазах. Но заплакать громко девочка побоялась. Мама не любила её слёз. Низко опустив голову, Лена отправилась к песочнице. Туда, где весело играла с другими ребятишками счастливая и весёлая Танюша.
Ирина КЛАССЕН
26 сентября 1985 г.


* * *
Мелькают кадры хроники войны,
Гремят давно умолкшие разрывы,
Вновь гаснет солнце в чёрных космах дыма,
Вновь пылает снег, прожжённый кровью снег,
И время погасить его не в силах.
Пускай горит… Чтобы у нас с тобой
Не оставалось места равнодушью,
Чтоб сонное и сытое бездушье
Не овладело памятью людской.
Валерий ДИДЕНКО
15 апреля 1978 года

                        МАЛЬЧИК И КАМНИ
Поздней осенью, когда изморозь в степи побила ковыль, и лёд от берегов затягивает реку, вода в ней кажется черной. На пустынном берегу черной реки малыш собирает в рукавицы камни, отбирая из них самые яркие.
Ворону, что кружит в поднебесье, видно дальше, но ничего, кроме степи, посёлка за холмом и трактора.
Утро морозное, далеко слышно, как хрустит под ногами мальчика речная галька. Там, где песчаная коса окружена льдом, на островке, камни наверняка ярче, чем эти под ногами. И мальчик направляется туда по хрупкому льду, с опаской глядя под ноги, как лёд трещит и трескается, как матово блестят камни под водой, которая вблизи чистая, точно слеза.
Таинственная сила толкает  в спину мальчика, он трусит, но продвигается вперёд шаг за шагом, а когда вода начинает сочиться в следы, - ползёт на четвереньках. И, наконец, лёд обламывается под ним, и он по грудь сползает в ледяную воду с широко раскрытыми глазами. Ни слёз, ни крика, он только раскинул по льду озябшие руки, не выпуская рукавиц с камнями.
Тут ворон оттолкнулся от земли и, тяжело махая крыльями, закричал и стал подниматься в небо. Мужчина от трактора бросился с холма к малышу, падая, летя вниз.
Малыш спасён, он на руках мужчины и, чтобы тот не видел, любуется камнями, которые он спас, которые остались с ним.
Александр ШИЛКИН
26 ноября 1983 года.

* * *
Не говори мне о разлуке.
Я повторяю тебе вновь:
- Разлука – целая наука,
Предмет науки той – любовь.

            Её суровые законы
Нельзя ничем нам заменить.
И если просто мы знакомы,
В разлуке рвётся эта нить.

Ты из неё беды не делай,
Она правдива и честна.
И если сердце онемело,
То виновата не она.

Ни слова больше о разлуке.
Её ни в чём нельзя винить.
Разлука – целая наука,
Как ждать, как верить, как любить.
Александр ГРЕБЕНЩИКОВ
15 апреля 1978 года.

Подборку подготовил Владимир Максименко.

Автор: Владимир Максименко.

Дата: 2010-07-02

Просмотров: 1541