Последнии комментарии
к фото
к статьям
Топ 10 статей по
просмотрам
комментам
Подробнее >>
Подробнее >>

Александр Шилкин: «Взгляды их с собакой встретились»

Наша рубрика «Самотворцы» - поэтическая, для стихотворцев. Александр Михайлович Шилкин, которому 20 февраля исполнилось бы 55, стихов, насколько мне известно, не писал. Но прозой, как говорится, баловался. Мне его опыты казались  не самостоятельными, отдающими классикой . Вот и в   этюде «Альбом», с которым можете познакомиться сегодня, и Чехов вроде очевиден, и Бунин заметен и Казаков. Но всё же это – Шилкин. Примеряющийся к классикам, но не слепо им подражающий. Ищущий свою тему, свой язык, своих героев.
«Альбом» - по сути маленькая, нерифмованная поэма. После неё так и тянет оглянуться на собственную жизнь и подумать, чем заполнить последние её чистые листы.

В.М.

АЛЬБОМ

Старая собака Нелька, страдавшая бессонницей, была рада тому, что рано утром распахнулась дверь и на пороге выросла долговязая фигура Ильи Ильича, её хозяина. Она поднялась ему навстречу от конуры, у которой коротала ночь и приблизилась, не виляя хвостом, не ускоряя ход, не иначе как выказывая преданность.
Илья Ильич сошел с крыльца и опустился на нижнюю ступень. Нелька еще постояла немного на широко расставленных, дрожащих ногах, и, светя на хозяина желтыми глазами, затем также тяжело опустилась у ног его. Еще, казалось, минута и Нелька заговорит, но она не заговорила и не могла заговорить.
Илья Ильич принес пухлый альбом, который придерживал локтем к боку, и открыл на коленях. Две фотографии, кружась, полетели вниз, он сделал движение ухватить их  на лету, - карточки легли на землю. Это были две цветные фотографии, где Илья Ильич был в окружении множества людей, держа у груди цветы и бронзовые часы с фигурками, как бы кланялся.
Нелька взглянула на них и вряд ли поняла их грустное для Ильи Ильича значение. Хозяин вернул фотографии на место, и, открыв с первого листа альбом, принялся его листать. На первой фотографии, пожелтевшей от времени, Илья Ильич предстал мужчиной в полинявшей гимнастерке с медалями на груди, с грубым лицом и натруженными войной руками. Уже на следующей странице рядом с солдатом улыбалась круглолицая девушка в цветастом платье, гибкая, с глазами, как угли.
Дальше Илья Ильич с топором сидел на венце сруба и смотрелся менее суровым, над ним проплывали два кучерявых облака. Еще дальше листы были  заняты малышами, подростками, юношами, среди которых нет-нет да и попадался сам Илья Ильич, представленный отцом, дедом, мужем круглолицей женщины, которая вместе с ним шла по жизни. Последняя ее фотография, овальная, в надгробной плите, у которой застыл Илья Ильич, опустив низко голову и сцепив опущенные перед собой руки. Фотография хорошая и видно, как порыв ветра сорвал с тополя осенний лист и кружит в воздухе.
Илья Ильич перелистнул и эту фотографию, за ней остался чистый, последний лист альбома. Глядя на него, Илья Ильич надолго забылся, и как знать, о чем он думал, сидя без движений. Вдруг он рванул этот лист и отшвырнул от себя. Нелька поднялась на ноги, задрожавшие тут же мелкой дрожью, и как по команде, по давней охотничьей привычке побрела, чтобы вернуть хозяину то, что он бросил. Она поднесла последний лист альбома, и Илья Ильич покорно принял его, вложил на прежнее место. Взгляды их с собакой встретились.
Илья Ильич вернулся в дом. Нелька тоже вернулась к конуре, где улеглась греть кости под лучами восходящего солнца, и, может быть, спать.

Автор: Александр Шилкин

Дата: 2010-02-26

Просмотров: 846