Безответный крик души Публикуемые сегодня материалы обнаружены в нашем почтовом ящике. Тот, кто прислал их, сообщил, что это обращения неких «толена» и «Абдуллы Ибрахима» к акиму района. Они были размещены на его сайте, но простояв там около месяца, затем безответно с сайта исчезли. Полагаем, что темы, поднятые «толеном» и «Абдуллой Ибрахимом» в «стиле» крик души, будут интересны и нашим читателям. Читайте (Сохранены все особенности изложения подлинников).
1
«В Карабалыкском районе есть населенные пункты, где казахи проживают компактно, но в школах нет классов на государственном языке. Например, по неофициальным данным в Победе около 65 процентов учеников казахи, ст. Магнай - до 75% детей казахи! Не ущемляются ли права детей учиться на родном языке?
Кажется, что в районе очень слабо ведется работа по разъяснению конституционных прав жителей. Более того, казахский язык – государственный - непременно в жизни пригодится каждому из детей. Из-за незнания языка, согласитесь, конкурентоспособность внутри страны не повышается.
Вася, владеющий и казахским, и русским языками, востребован на рынке труда Казахстана по обслуживанию населения более, нежели Жулдыз, которая, например, владеет только русским языком? Потому что есть моноязычные граждане: клиенты, пациенты и т.д., которые не должны страдать от незнания языка, не должны ущемляться их конституционные права, потому что посетителей много и по возрасту разные, а специалист: оператор, кассир, диспетчер - один, со знанием и в рассвете сил.
Еще Урнекская школа не должна закрываться. Эта школа была и остается гордостью района. Там родился и открыл школу выдающийся наш земляк М. Сералин. Хочется надеяться, что райакимат сделает все, чтобы ауыл Орнек был, чтобы из всех уголков Казахстана туристов принимал в ближайшем будущем, и наш район Карабалыкский расцветал».
2
«Урнекская казахская основная школа в начале 2010 года, т.е. с ІІІ четверти, «преобразована» в начальную школу! Теперь дети ауыла учатся, где попало, в основном в школе-интернате р.п. Карабалыка.
О жителях кто подумает? В ауыле нет работы и у жителей, естественно, нет средств, чтобы детей доставлять в школу-интернат во время их забирать на выходные. Местная власть об этом, кажется, сильно не переживает или переживает, но ... до сих пор решает эту «задачу»?
По неофициальным источникам, детей было ровно 41 (чтобы соответствовало нормативу доставили 2 детей со стороны т.е. родственников. Но несмотря на это, школу -причем единственную по району (если не считать шк. интернат райцентра) на государственном языке(!) решили власти закрывать, и даже... закрыли, говорят.
«Будущее Казахстана - в казахском языке» -говорил глава нашего государства. Казахи и все остальные должны знать много языков. Но среди населения многие, по силу разных обстоятельств, не смогут изучить русский, а кто-то казахский язык. Например, также, как геометрию или физику, химию или пение. Но обслуживающие специалисты, т.е. подготовленные кадры, должны, даже обязаны, по-моему, будут знать и казахский, и русский и.. вполне возможно китайский, и английский языки. Это будет квалификационные требования недалекого будущего. Ведь ключ от знания - это знание языка.
Чиновник обязан принимать клиента на том языке, на котором говорит клиент, будь это казахский или русский. Если чиновник не владеет тот или иной язык, он нарушает права многих граждан посетителей, жителей. В Карабалыкском районе на это не обращают достаточного внимания, мне кажется. Знать государственный язык - право каждого из нас! Право учить детей на казахском языке - конституционное право граждан Казахстана! Получение знаний на родном языке также предусмотрено законодательством Республики Казахстана. Знать русский язык, английский язык и другие языки мы должны для пополнения багажа знаний. От незнания казахского (или русского) права наших граждан не увеличивается, а, наоборот, уменьшается, мне кажется. Но все ли делается по логике в районе?
Осталось выделить основные вопросы, обращенные к районным властям.
Первый и главный. Почему закрывается Урнекская школа? Её, по мнению авторов, нужно не только сохранить, но и сделать так, чтобы сохранить и школу, основанную М. Сералиным, и сам аул в «ближайшем будущем» превратить в место паломничества туристов со всего Казахстана.
Второй. Не ущемляются ли права детей-казахов Побединской и Магнайской школ. Их в этих школах большинство, а обучаются они на русском языке.
Третий. В районе необходимо повысить уровень обучения как казахскому, так и русскому языкам. И в первую очередь – «обслуживающих специалистов».
Возможно, со временем мы сами попытаемся дать свои ответы на «неудобные вопросы», а пока, чтобы лучше понять ситуацию, складывающуюся вокруг Урнекской школы, советуем перечитать наши статьи «Целина поднятая и… опущенная» («Уроки Истории»), а также - «Была Назаровка, стала Мазаровка» («Сегодня»).
На снимках, сделанных осенью 2008 года, Урнекская школа и то, что оставалось тогда от самого Урнека. Автор: Владимир Иванов Дата: 2010-02-20 Просмотров: 1054 |